Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019
Повторение изученного в начальных классах
Раздельное написание предлогов с другими словами
Части речи
108. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов с пропусками.
1) Зрелый плод (на) ветк.. не держит..ся. 2) Без грамматик.. не учат..ся и математик.. . 3) Плохо медлить, но нельзя и торопит..ся. 4) Пшеница боит..ся поздн..го дождя. 5) В руках у тороплив..го глупца и небольшой работ.. нет конца. 6) Одна зима на родин.. лучше ста вёсен на чужбин.. . 7) Проверяй друга (в) опасност.. . 8) Хорош..го друга сорок лет ждёшь. 9) Тот труда не боит..ся, кто умеет трудит..ся. 10) Золото и (в) болот.. светит..ся. 11) Счастье не (в) воздух.. вьёт..ся, а трудом достаёт..ся. 12) У храбр..го генерала не бывает труслив..х солдат. 13) От хорош..го дерева растут и хорош..е листья. (Пословицы)
Как вы понимаете смысл пословицы: Без грамматики не учатся и математике?
Разберите по составу выделенные слова.
Укажите части речи в предложении 1.
Ответ:
1) Зрелый плод на ветке не держится. 2) Без грамматики не учатся и математике. 3) Плохо медлить, но нельзя и торопиться. 4) Пшеница боится позднего дождя. 5) В руках у торопливого глупца и небольшой работе нет конца. 6) Одна зима на родине лучше ста вёсен на чужбине. 7) Проверяй друга в опасности. 8) Хорошего друга сорок лет ждёшь. 9) Тот труда не боится, кто умеет трудиться. 10) Золото и в болоте светится. 11) Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся. 12) У храброго генерала не бывает трусливых солдат. 13) От хорошего дерева растут и хорошие листья. (Пословицы)
109. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.
Знаете ли вы украинскую ноч..? О, вы не знаете украинской ночи! Всм..тритесь (в) неё. (С) сер..дины неба гл..дит месяц. Необ..ятный н..бесный свод раздался, раздвинулся ещё необ..ятнее. Горит и дышит он. Земля вся (в) с..ребряном свете; и ч..дный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан бл..гоуханий. Божественная ноч..! Оч..ровательная ноч..!
Запишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объясните правописание слов с пропусками и со скобками.
Найдите в тексте служебные части речи, обозначьте их соответствующими буквами: ч — частица, п — предлог, с — союз.
Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них корень, укажите, к каким частям речи они относятся.
Ответ:
Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
111. Прочитайте данный ниже текст. Выпишите из него примеры частей речи, указанных в таблице, и запишите их в соответствующую колонку..
Части речи |
||||
имя существительное |
Имя прилагательное |
глагол |
местоимение |
наречие |
...Одним словом, это был чудак, каких мало. Один учёный стал исследовать его жизнь и сделал удивительное научное открытие. Оказалось, что этот почемучка с детства привык надевать чулки наизнанку и надевал их так всю жизнь. Ни разу ему не удавалось надеть их как полагается. Поэтому-то он так и не мог научиться задавать правильные вопросы.
А посмотри-ка на свои чулки, верно ли ты их надел?
(Дж. Родари. «Сказки по телефону»: Вопросы наизнанку.)
Как вы понимаете содержание данного текста? Какова его главная мысль?
Подготовьте для класса вопрос по теме урока, задайте свой вопрос.
Ответ
112. Отгадайте, о каких частях речи говорят данные строки, и запишите их названия в столбик.
1) Знают взрослые, знают и дети, что мы имена даём всему на свете. 2) Я всех главнее! Как вы не поймёте? Обозначаю порядок при счёте, ещё и количество разных предметов, действий и признаков. Помните это! 3) Названья, признаки... Всё это интересно. Но даже спорить с вами не желаю! Вы без меня не сдвинулись бы с места: я ваши действия обозначаю. 4) С названьем рядом я всегда стою, ему определения даю: признаки его я называю. И всегда все тайны его знаю. 5) Хотите ли знать моё мнение? Куда вы без ...?! Я отдохнуть вам всем даю: я вместо имени стою! 6) А я определенье действию даю! Кто будет отрицать здесь роль мою? Вообще я никому не подчиняюсь: в отличие от вас — не изменяюсь!
(Из газеты «Золотой ключик»)
Запишите рядом с названием каждой части речи по три примера слов данной части речи.
Ответ
113. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.
1) Имя существительное обозначает ... и отвечает на вопросы ... (например: ..., ...).
2) Имя прилагательное обозначает ... и отвечает на вопросы ... (например: ..., ...).
3) Глагол обозначает ... и отвечает на вопросы ... (например: ..., ...).
4) Наречие обозначает ... и отвечает на вопросы ... (например: ..., ...).
1) Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? (например: окно, кошка).
2) Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? (например: красный, холодный).
3) Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? (например: стоять, учиться).
4) Наречие обозначает признак действия, предмета либо другого признака и отвечает на вопросы Как? Куда? Откуда? Где? Когда? Зачем? Сколько? (например: одеться по-летнему, вдвое больше).