Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Повторение изученного в начальных классах
Раздельное написание предлогов с другими словами
Употребление Ь на конце имён существительных после шипящих

87. Запишите, раскрывая скобки, обозначьте условия раздельного или слитного написания.

(По) бежал (по) дорожке, (в) лететь (в) класс, думать (об) отце, (про) бился из (под) земли, (вы) глянуть из (за) туч, взвился (надо) мной, (ото) йти (от) него, (по) дружился (с) нами, свернул (на) право, выйти (из) подъезда, приступить (к) работе, вьются (над) степью, (в) синем небе, (по) бежал (по) сухой траве, (до) бежать (до) крайнего дома, действовать (без) страха.

Ответ:

Побежал по дорожке, влететь в класс, думать об отце, пробился из-под земли, выглянуть из-за туч, взвился надо мной, отойти от него, подружился с нами, свернул направо, выйти из подъезда, приступить к работе, вьются над степью, в синем небе, побежал по сухой траве, добежать до крайнего дома, действовать без страха.

88. Запишите предложения, раскрывая скобки. Объясните слитные или раздельные написания.

1) (От) худого дитяти (у) отца г..л..ва с..деет. 2) Р..бёнок (без) отца что дом (без) крыши. (Африканская) 3) (В) материнском сер..це (для) всех детей ласки хватит. 4) (При) солнышке тепло, и (при) матери добро. 5) Заботься (о) своих р..дителях, как заботишься (о) детях. (Японская) 6) Хочешь (в) чём-нибудь (до) биться успеха, (по) советуйся (с) тремя стариками. 7) Кошка привязывается (к) дому, с..бака — (к) хозяину, а р..бёнок — (к) матери. (Китайская) 8) (У) сына болит пальчик, а (у) матери — сер..це. (Белорусская) 9) М..литва матери (со) дна моря (до) станет. (Пословицы)

Как вы понимаете смысл пословиц под №№ 1 и 6?

Выпишите одно имя существительное, одно имя прилагательное, один глагол и разберите их по составу.

Ответ:

1) От худого дитяти у отца голова седеет. 2) Ребёнок без отца что дом без крыши. (Африканская) 3) В материнском сердце для всех детей ласки хватит. 4) При солнышке тепло, и при матери добро. 5) Заботься о своих родителях, как заботишься о детях. (Японская) 6) Хочешь в чём-нибудь добиться успеха, посоветуйся с тремя стариками. 7) Кошка привязывается к дому, собака — к хозяину, а ребёнок — к матери. (Китайская) 8) У сына болит пальчик, а у матери — сердце. (Белорусская) 9) Молитва матери со дна моря достанет. (Пословицы)

89. Прочитайте и запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните слитные или раздельные написания слов.

1) Сорока тр..щ..ла, да из (за) своего языка и пропала. 2) Язык (без) костей — (на) мелет (на) семь волостей. 3) Все беды человека (от) его языка. 4) Сердечное слово (до) сердца (до) ходит. 5) Лишнее слово (в) досаду (в) водит. 6) (У) него (изо) рта ж..мч..га сыплются. 7) Болтовня (при) ведёт телёнка (к) волку. 8) Вышло (из) твоего рта, а (во) шло (в) уш.. других. 9) (На) говорит величиной (с) гору, а (с) делает — величиной (с) мошку. 10) (В) очи льстив, а (за) очи лжив.

Как вы понимаете смысл пословицы: Вышло из твоего рта, а вошло в уши других?

Запишите однокоренные слова к словам язык, слово.

Ответ:

1) Сорока трещала, да из-за своего языка и пропала. 2) Язык без костей — намелет на семь волостей. 3) Все беды человека от его языка. 4) Сердечное слово до сердца доходит. 5) Лишнее слово в досаду вводит. 6) У него изо рта жемчуга сыплются. 7) Болтовня приведёт телёнка к волку. 8) Вышло из твоего рта, а вошло в уши других. 9) Наговорит величиной с гору, а сделает — величиной с мошку. 10) В очи льстив, а за очи лжив.

Язык, слово

Однокоренные слова:

безъязыкий, языкознание, язычник, язычество;

словечко, словесник, сквернословие, пустословить.

90. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взяты данные предложения.

1) Из (под) картуза (по) сматривали на всех быстрые глаза мельника. 2) Вороны вылезли из (под) застрех и снова обсыхали (на) трубах. 3) А сорока рассказывала, что она (до) летела (до) тёплого моря. 4) Мельник (П, п)анкрат сыпал зерно, а из (под) жёрнова лилась (в) мешки горячая мука. 5) Конь переступил (с) ноги (на) ногу и (по) тянулся (к) хлебу. 6) Панкрату трудно было (про) кормить коня, и конь стал ходить (по) дворам (по) бираться.

Запишите, раскрывая скобки, обоснуйте свой выбор слитного или раздельного написания.

Найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите корень, подберите проверочное слово.

Ответ:

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

1) Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. 2) Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах. 3) А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря. 4) Мельник Панкрат сыпал зерно, а из-под жёрнова лилась в мешки горячая мука. 5) Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. 6) Панкрату трудно было прокормить коня, и конь стал ходить по дворам побираться.

91. Прочитайте стихотворение выразительно. Какие особенности его построения вы можете отметить?

Дождь (По) небу г..лубому

(Про) ехал грохот грома,

И снова всё м..лчит.

А миг спустя мы слышим,

Как вес..ло и быстро

(По) всем з..лёным листьям,

(По) всем железным крышам,

(По) цв..тникам, ск..мейкам,

(По) вёдрам и (по) лейкам

(Про) лётный дождь стучит.

    (С. Маршак)

Запишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Подчеркните грамматические основы во втором предложении.

Запишите к слову дождь: а) другие формы слова; б) однокоренные слова.

Ответ:

Дождь

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Пролётный дождь стучит.

Дождь:

а) другие формы слова: дожди, дождя, дождю, дождями;

б) однокоренные слова: дождливо, дождевик, дождина, дождище.

*92. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.

1) То же, что государство; 2) производящий шум; 3) цвет, средний между фиолетовым и зелёным; 4) насаженная роща с аллеями; 5) местоимение, которое служит для обозначения говорящим самого себя; 6) суша; 7) узкая дорожка, протоптанная пешеходами; 8) двигаться быстрым шагом; 9) загородный летний дом; 10) значительный по размерам, величине; 11) спешить; 12) не собственный, не свой; 13) двигаться куда- нибудь при помощи средств передвижения.

Составьте с данными словами словосочетания, используя предлоги: но, от, по, в, из-за, из-под, с, во, к, надо, за, у, без, для, обо, из, при. Запишите составленные словосочетания во второй столбик. Обозначьте главное и зависимое слова, укажите, какими частями речи они выражены.

Ответ:

Страна, шумный, синий, парк, я земля, тропинка, бежать, дача, большой, торопиться, чужой, ехать.

93. Допишите пословицы.

1) Наше счастье ... руках. 2) Только трус отрекается ... слова. 3) Счастье ... отважных. 4) Скромность всякому ... . 5) Волчьи зубы ... лба видны. 6) ... густо, а ... пусто.

Ответ:

В наших, от своего, на стороне, к лицу, из-под бараньего, на голове, в голове.

*94. Прочитайте шуточное стихотворение Михаила Яснова «Скамья».

Скамья

Сидел прохожий на скамье,

Держал в руках кулёк.

А над скамьёй сидел скворец,

А под — лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,

И тот, что над, в листве,

Глядели на того, кто на, —

Верней, на то, что в.

Тогда прохожий взял кулёк

И вынул пирожок:

Часть бросил над,

Часть кинул под,

А остальное — в рот.

И каждый принялся жевать,

Верней, один — клевать:

Пришлось для этого ему

Слететь и прыгать у.

Так тёплый, мягкий пирожок

Был съеден от и до,

А смятый маленький кулёк

Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,

Другой полез из-под

И рядом с третьим побежал

За, перед, —

И вперёд!

Какие имена существительные вы поставите после выделенных предлогов? Запишите эти существительные вместе с указанными предлогами, объясняя правописание предлогов.

Ответ

95. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Предлоги пишутся отдельно от ... ..., ... (например: ...,

2) У ... предлогов не бывает (например: ...).

3) Предлоги ..., ..., ... пишутся через дефис.

Ответ:

1) Предлоги пишутся отдельно от тех слов, к которым они относятся (например: из бумаги, подложить под подушку, спросить у него, разделить на пять)

2) При глаголах предлогов не бывает. Предлоги употребляются с именами сущ. и местоимениями.

3) Предлоги из-за, из-под, по-над, по-за, по-под пишутся через дефис: из-за горы, из-под земли, по-над полем, по-за лесом, по-под снегом.

Употребление Ь на конце имён существительных после шипящих

96. Запишите, объясняя наличие или отсутствие Ь на конце существительных после шипящих.

Скупой богач.., спелая рож.., гнусная лож.., умная реч.., глуш.. пустынь, густой камыш.., золотой луч.., выглянуло из-за туч.., победный клич.., бескорыстная помощ.., аккуратный чертёж.., много задач.., искусный врач.., мощ.. страны, красивая брош.. .

Найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите корень, подберите проверочное слово.

Ответ:

Скупой богач, спелая рожь, гнусная ложь, умная речь, глушь пустынь, густой камыш, золотой луч, выглянуло из-за туч, победный клич, бескорыстная помощь, аккуратный чертёж, много задач, искусный врач, мощь страны, красивая брошь.

97. Запишите пословицы, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните наличие или отсутствие Ь после шипящих.

1) На ч..жбине и калач.. не в радость. 2) Лож.. дружбу губит. 3) Дружеская помощ.. д..роже зол..та. 4) Смелый по горам взберётся выше туч.., трусливый и по ш..рокой лес..нице не поднимется выше юрты. (Монгольская) 5) Товарищ.. — светоч.. сердца, опора в беде, врач.. во время болезни. 6) Вещ.. хор..ша новая, а друг — старый. 7) Осенняя суш.. что острый нож.. . 8) Ремесло не кор..мысло, плеч.. не тянет. 9) Где лгун да рвач.., не жди удач.. . 10) Не о том реч.., что много в печ.., а о том, куда из печи идёт. 11) На хлебный мякиш.. щ..ку не поймаешь.

Объясните, как вы понимаете смысл пословицы: Ремесло не коромысло, плеч не тянет.

Найдите в записанных предложениях однокоренные слова, выпишите, выделите корень, запишите ещё несколько однокоренных слов к данным словам.

Ответ:

1) На чужбине и калач не в радость. 2) Ложь дружбу губит. 3) Дружеская помощь дороже золота. 4) Смелый по горам взберётся выше туч, трусливый и по широкой лестнице не поднимется выше юрты. (Монгольская) 5) Товарищ — светоч сердца, опора в беде, врач во время болезни. 6) Вещь хороша новая, а друг — старый. 7) Осенняя сушь что острый нож. 8) Ремесло не коромысло, плеч не тянет. 9) Где лгун да рвач, не жди удач. 10) Не о том речь, что много в печь, а о том, куда из печи идёт. 11) На хлебный мякиш щуку не поймаешь.

98. Запишите предложения, объясните правописание слов с пропусками и со скобками.

1) Чиста, как серебряный меч.. и свет (в) глубине небосвода, в..ликая русская реч.. — надежда и счастье народа! (С. Марков) 2) Полна, красна з..мля р..дная людьми н..дёжных душ.. и рук. (А. Твардовский) 3) Дверям закрытым — грош.. ц..на, з..мку ц..на — к..пейка. (Б. Окуджава) 4) Какая ноч..! (На) всём какая нега! (А. Фет) 5) Отсталых туч.. (над) нами (про) летает последняя толпа. (А. Фет) 6) Зреет рож.. (над) жаркой нивой. (А. Фет) 7) (На) зап..де в..черний луч.. ещё горит (на) рёбрах туч.. . (М. Лермонтов) 8) Важно грач.. гуляет (за) сохой на пашне. (И. Бунин)

Разберите по составу выделенные слова.

Ответ:

1) Чиста, как серебряный меч и свет в глубине небосвода, великая русская речь — надежда и счастье народа! (С. Марков) 2) Полна, красна земля родная людьми надёжных душ и рук. (А. Твардовский) 3) Дверям закрытым — грош цена, замку цена — копейка. (Б. Окуджава) 4) Какая ночь! На всём какая нега! (А. Фет) 5) Отсталых туч над нами пролетает последняя толпа. (А. Фет) 6) Зреет рожь над жаркой нивой. (А. Фет) 7) На западе вечерний луч ещё горит на рёбрах туч. (М. Лермонтов) 8) Важно грач гуляет за сохой на пашне. (И. Бунин)

99. Прочитайте. Запишите предложения, объясняя правописание слов с пропусками и со скобками.

1) Меньшую доч.. он выд..вал (за) князя храброго (Р, р)услана. 2) Невольно кудри з..л..тые (с) лилейных плеч.. приподн..ла. 3) Меч.. б..гатырский засв..ркал. 4) Волшебства роскош.. ей постыла. 5) — Петушок мой з..л..той будет верный сторож.. твой. 6) В..сёлым треском тр..щит затопленная печ.. . 7) В прохладе древних рощ.., на б..р..гу м..рском, найти нетрудно нам укромный, светлый дом. (А. Пушкин)

Выделите приставки в словах.

Подчеркните во втором предложении дополнения.

Ответ:

1) Меньшую дочь он выдавал за князя храброго Руслана. 2) Невольно кудри золотые с лилейных плеч приподняла. 3) Меч богатырский засверкал. 4) Волшебства роскошь ей постыла. 5) — Петушок мой золотой будет верный сторож твой. 6) Весёлым треском трещит затопленная печь. 7) В прохладе древних рощ, на берегу морском, найти нетрудно нам укромный, светлый дом. (А. Пушкин)

100. Запишите текст стихотворения М. Грозовского, объясните наличие или отсутствие Ь после шипящих на конце существительных.

* * *

На крючок попался лещ.. .

Вы не пробовали?

Вещ..!

А позднее клюнул ёрш.. .

Был он колкий, словно ёж.. .

Скоро плащ.. и нож.. сложу,

Рыбу маме покажу.

Выделите приставки в словах.

Ответ:

На крючок попался лещ.

Вы не пробовали?

Вещь!

А позднее клюнул ёрш.

Был он колкий, словно ёж.

Скоро плащ и нож сложу,

Рыбу маме покажу.

101. Выпишите из текстов загадок слова в две колонки: 1) Ь на конце существительных после шипящих пишется; 2) Ь на конце существительных после шипящих не пишется. Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в записанных словах.

1) Душ.., душ..! Тёплый душ..! После душа — столько луж..! Мы побегали под душем и себя на солнце сушим. (Дождь) 2) Полна печ.. пирогов, а в середине — каравай. (Небо, звёзды, месяц) 3) Кафтан на мне зелёный, а сердце — как кумач.., на вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.. . (Арбуз) 4) В мягких тапочках ступает, схватит мыш.. — и убегает. (Кот) 5) Дождик тёплый и густой, этот дождик непростой, он без туч.., без облаков, целый день идти готов. (Душ) 6) На болоте, там, где тиш.., вырос бархатный... (камыш) 7) Чтоб чернила смыть и туш.., есть у нас в квартире... (душ) 8) Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой — скинет шубу с плеч.. долой? (Лес) 9) В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане; богач.. не велик, а орешками наделит. (Орех) 10) Красная ступка, белый толкач.. . (Малина) 11) Я антоним к слову «смех», не от радости, утех, я бываю поневоле от несчастья и от боли, от обиды, неудач.. . Догадались? Это... (плач)

Ответ:

1) Душ, душ! Тёплый душ! После душа — столько луж! Мы побегали под душем и себя на солнце сушим. (Дождь) 2) Полна печь пирогов, а в середине — каравай. (Небо, звёзды, месяц) 3) Кафтан на мне зелёный, а сердце — как кумач, на вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз) 4) В мягких тапочках ступает, схватит мышь — и убегает. (Кот) 5) Дождик тёплый и густой, этот дождик непростой, он без туч, без облаков, целый день идти готов. (Душ) 6) На болоте, там, где тишь, вырос бархатный... (камыш) 7) Чтоб чернила смыть и тушь, есть у нас в квартире... (душ) 8) Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой — скинет шубу с плеч долой? (Лес) 9) В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане; богач не велик, а орешками наделит. (Орех) 10) Красная ступка, белый толкач. (Малина) 11) Я антоним к слову «смех», не от радости, утех, я бываю поневоле от несчастья и от боли, от обиды, неудач. Догадались? Это... (плач)

102. Рассмотрите внимательно таблицу и заполните её примерами слов из текста стихотворения Соловьёвой.

Ь на конце существительных после шипящих

Разделительный Ь

Ь обозначает мягкость предшествующего

согласного

пишется

не пишется







Ноч.. и ден..

Ноч.. зимой — как чёрный кот,

Ден.. — как серен..кая мыш..,

Но весна, весна идёт,

Ярко, звонко каплет с крыш.. .

Уж морозу не сдержат..

Шумной радости руч..ёв,

Стали птицы прилетат..,

Звонче щебет вороб..ёв.

Исчезают т..ма и тиш..,

И тепер.. наоборот:

Ноч.. — как серен..кая мыш..,

Ден.. — большой, блестящий кот.

Дополните колонки таблицы своими примерами (по три — четыре примера).

Ответ:

Ночь и день

Ночь зимой — как чёрный кот,

День — как серенькая мышь,

Но весна, весна идёт,

Ярко, звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьёв,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьёв.

Исчезают тьма и тишь,

И теперь наоборот:

Ночь — как серенькая мышь,

День — большой, блестящий кот.

103. Отгадайте загадки, отгадки запишите, объясните наличие или отсутствие Ь на конце существительных после шипящих.

1) Шуршит в листве колючий комочек, а как подойдёшь — свернётся в клубочек. 2) Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. 3) Я, как зонт, не промокаю, от дождя вас защищаю. И от ветра вас укрою. Скажите, что же я такое? 4) Две спортивные команды, им теперь на поле надо честно встречу отыграть. Как ту встречу нам назвать? 5) Упадёт — поскачет, ударишь — не плачет. 6) Чёрная корова весь мир поборола.

Составьте с двумя — тремя словами словосочетания и запишите, обозначьте главное и зависимое слова, укажите, какими частями речи они выражены.

Ответ:

ёж, мышь, плащ, матч, мяч, ночь.

104. Определите слова по их лексическому значению и запишите, объясните наличие или отсутствие Ь на конце существительных после шипящих.

1) Хлопчатобумажная ярко-красная ткань; 2) молодое поколение, молодые люди; 3) часть суток от вечера до утра; 4) бьющий из земли родник; 5) лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных; 6) человек, обладающий богатством; 7) количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания.

Составьте с двумя словами предложения: а) простое; б) сложное. Подчеркните грамматические основы.

Ответ:

Кумач, молодёжь, ночь, ключ, врач, богач, тираж.

105. Допишите пословицы, вставляя существительные с шипящей на конце, объясните наличие или отсутствие Ь.

1) Глупая ... не пословица. 2) Умный ... — половина дороги. 3) Скупой ... беднее нищего. 4) ... человека не красит. 5) Больному помогает ..., а голодному — ... . 6) Где лгун да ..., не жди ... . 7) Стойкость — ... к победе. 8) При верном псе и ... спит. 9) Не ... кормит, а руки. 10) Волка на собак в ... не зови.

Ответ:

Речь, товарищ, богач, ложь, врач, калач, рвач, удача, ключ, сторож, печь, помощь.

106. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только ... (например: ..., ...).

2) У существительных луч, (из-за) туч после шипящих мягкий знак не пишется потому, что ... .

Ответ:

1) Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только ж. р. в И. п. (например: рожь, тишь).

2) У существительных луч, (из-за) туч после шипящих мягкий знак не пишется потому, что луч (м. р.), (из-за) туч (в форме мн. ч. Р. п.)

107. (Задание по теории языка.) Допишите предложения текста.

Мягкий знак в русском языке имеет две основные функции: 1) ... (например: ..., ...); 2) ... (например: ..., ...).

В существительных ночь, речь мягкий знак является показателем ... .

Ответ:

Мягкий знак в русском языке имеет две основные функции: 1) показатель мягкости согласных звуков на письме (восемь, сосулька, банька и др.); 2) разделительная функция (семья, бульон, нальёт и др.)