Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019
Повторение изученного в начальных классах
Состав слова
Разделительные Ъ и Ь
77. Запишите, вставляя разделительные Ъ или Ь, объясните свой выбор.
Дружеские об..ятия, птич..и трели, первый под..езд, досадный из..ян, сверх..естественные способности, необ..ятные просторы, смешная обез..яна, с..едобный гриб, вз..ерошить шерсть, пред..явить обвинение, доб..ются оправдания, трудолюбивые мурав..и.
Ответ:
Дружеские объятия, птичьи трели, первый подъезд, досадный изъян, сверхъестественные способности, необъятные просторы, смешная обезьяна, съедобный гриб, взъерошить шерсть, предъявить обвинение, добьются оправдания, трудолюбивые муравьи.
78. Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора разделительных Ъ и Ь.
1) Доброе молчан..е лучше пустого бормотан..я. 2) Ласковым словом многого доб..ёшься. 3) Говоря «не хочу», семь лепёшек с..едает. (Лезгинская) 4) Правдивое слово и железо проб..ёт. (Азербайджанская) 5) Хвали замор..е, а сиди дома. 6) Горе в чужой земле без..языкому. 7) Дома и солома с..едома. 8) Возьмётся народ, озеро перел..ёт. 9) Одинокий гусь — добыча для ворон..ей стаи. (Татарская) 10) Ищущий друга без из..яна останется без друга. 11) Одним конём всего поля не из..ездишь. 12) Одна рука в ладоши не б..ёт. (Таджикская)
Какие тематические группы можно выделить среди данных пословиц?
Найдите и подчеркните в предложении 9 слово, в котором Ь не является разделительным. Какова его роль в этом слове?
Найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите орфограмму, подберите проверочные слова.
Ответ:
1) Доброе молчание лучше пустого бормотания. 2) Ласковым словом многого добьёшься. 3) Говоря «не хочу», семь лепёшек съедает. (Лезгинская) 4) Правдивое слово и железо пробьёт. (Азербайджанская) 5) Хвали заморье, а сиди дома. 6) Горе в чужой земле безъязыкому. 7) Дома и солома съедома. 8) Возьмётся народ, озеро перельёт. 9) Одинокий гусь — добыча для вороньей стаи. (Татарская) 10) Ищущий друга без изъяна останется без друга. 11) Одним конём всего поля не изъездишь. 12) Одна рука в ладоши не бьёт. (Таджикская)
79. Прочитайте предложения, назовите автора и произведение, из которого взяты данные строки.
1) Сейчас к..ней своих с..длаем; мы рады весь из..ездить мир. 2) С в..стока л..ётся ночи тень. 3) Спеш..л в об..ятия св..боды, в уед..нённый мрак л..сов. 4) Со вздохом витязь бл..годарный об..емлет старца. 5) И ручейки в т..ни л..сной ч..ть в..ются сонною волной. 6) Д..лину брани об..езжая, он видит множество м..чей. 7) И сверх..естественная сила в ней ж..зни дух ост..новила. 8) Кругом курильницы златые под..емлют ар..матный пар.
Запишите, вставляя пропущенные буквы, объясните свой выбор. Укажите, какими частями речи являются слова в предложении 5.
Ответ:
1) Сейчас коней своих седлаем; мы рады весь изъездить мир. 2) С востока льётся ночи тень. 3) Спешил в объятия свободы, в уединённый мрак лесов. 4) Со вздохом витязь благодарный объемлет старца. 5) И ручейки в тени лесной чуть вьются сонною волной. 6) Долину брани объезжая, он видит множество мечей. 7) И сверхъестественная сила в ней жизни дух остановила. 8) Кругом курильницы златые подъемлют ароматный пар.
80. Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
1) Ты раскрой мне природа об..ятия, чтоб я слился с кр..сою твоей! (И. Бунин) 2) Глубоко степь м..лчит, ни звука, ни дв..жен..я. (И. Бунин) 3) Осенние лист..я по ветру кружат. (Я. Полонский) 4) Л..зурь н..бесная см..ётся, н..чной омытая грозой, и между гор р..систо в..ётся д..лина светлой п..л..сой. (Ф. Тютчев) 5) Ро..ко месяц смотрит в очи, изумлён, что день не минул, но ш..роко в область ночи день об..ятия раскинул. (А. Фет) 6) Пыль м..тёт м..телью знойной, в..югой огненной золы. (П. Вяземский) 7) Падают плавятся л..ются льдинки, втыкаясь в сугроб. (Н. Заболоцкий) 8) И кружились под луной, точно вырезные, опьянённые в..сной, бабочки н..чные. (К. Бальмонт) 9) Закрывается тополь вз..ерошенный с..ребристой изнанкой листа. (Н. Заболоцкий)
Найдите слова, в которых Ь не является разделительным. Какова роль Ь в этих словах?
Выпишите из данных предложений две группы однокоренных слов, выделите корень, укажите морфему, с помощью которой образованы новые слова.
Ответ:
1) Ты раскрой мне природа объятия, чтоб я слился с красою твоей! (И. Бунин) 2) Глубоко степь молчит, ни звука, ни движенья. (И. Бунин) 3) Осенние листья по ветру кружат. (Я. Полонский) 4) Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой, и между гор росисто вьётся долина светлой полосой. (Ф. Тютчев) 5) Робко месяц смотрит в очи, изумлён, что день не минул, но широко в область ночи день объятия раскинул. (А. Фет) 6) Пыль метёт метелью знойной, вьюгой огненной золы. (П. Вяземский) 7) Падают плавятся льются льдинки, втыкаясь в сугроб. (Н. Заболоцкий) 8) И кружились под луной, точно вырезные, опьянённые весной, бабочки ночные. (К. Бальмонт) 9) Закрывается тополь взъерошенный серебристой изнанкой листа. (Н. Заболоцкий)
81. Выпишите слова с разделительными Ъ и Ь в соответствующую колонку таблицы.
Ъ |
Ь |
Ъ и Ь не пишутся |
1) И накрепко ш..ют, да порется. 2) Кто сильно желает, тот цели доб..ётся. 3) Всякий под..ём имеет свой спуск. 4) В борьбе силу одолевает умен..е. 5) Был конь, да из..езжен. 6) Всякая тайна в..яве будет. 7) Два друга — мороз да в..юга. 8) Человека узнают по его друз..ям. 9) Бедность не об..едешь на скакуне. 10) Отол..ются волку овеч..и слёзки. 11) Не расходуй там, где можно с..экономить, не экономь там, где нужно расходовать. 12) Железо ржа с..едает, а завистливый от зависти погибает. 13) Гроза б..ёт по высокому дереву. 14) В лес не с..ездим, так и на полатях замёрзнем. (Пословицы)
Дополните каждую колонку таблицы своими примерами (по два-три примера).
Ответ:
Ъ |
Ь |
Ъ и Ь не пишутся |
Подъём, изъезжен, въяве, объедешь, съедает, съездим |
Шьют, добьётся, уменье, вьюга, друзьям, отольются, овечьи, бьёт |
Сэкономить |
82. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взяты данные строки.
1) Гост..я жданная вошла. 2) На неё [царевну] находит сон; вместе с ней об..емлет он весь огромный царский дом. 3) Стража царская ст..ит под руж..ём в глубоком сне. 4) И огонь, об..ятый сном, не пылает не горит. 5) В один день в..сенний царский сын, забавляясь ловлей, там по д..линам по п..лям с свитой ловчих раз..езжал. 6) В лес в..езжает витязь мой. 7) Светлой змейкой ручейки в..ются пенятся журчат. 8) 3дан..е — ч..до ст..рины. 9) В п..кое том в..ётся лес..ница винтом вкруг ст..лба. 10) Страж.. руж..ями стучат.
Выпишите сначала предложения, в которых есть слова с разделительным Ъ. Затем выпишите предложения, в которых есть слова с разделительным Ь. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, объясните свой выбор.
Ответ:
Василий Жуковский «Спящая царевна»
1) Гостья жданная вошла. 2) На неё находит сон; вместе с ней объемлет он весь огромный царский дом. 3) Стража царская стоит под ружьём в глубоком сне. 4) И огонь, объятый сном, не пылает не горит. 5) В один день весенний царский сын, забавляясь ловлей, там по долинам по полям с свитой ловчих разъезжал. 6) В лес въезжает витязь мой. 7) Светлой змейкой ручейки вьются пенятся журчат. 8) 3дание — чудо старины. 9) В покое том вьётся лестница винтом вкруг столба. 10) Стражи ружьями стучат.
83. Отгадайте загадки, отгадки запишите. Выделите орфограмму «Разделительные Ъ и Ь», укажите условия выбора разделительных знаков.
1) Что за крохотные точки строят дом себе на кочке? 2) Хоть и с виду симпатична, строит рожицы обычно. А забравшись на лиану, с аппетитом ест бананы. 3) Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. 4) Однорукий великан поднял руку к облакам. Он работник очень важный, строит дом многоэтажный. 5) На зелёном поле шары в лузу гонят. 6) Листок — стрелочкой, цветок — тарелочкой, а стебель — былинка, завит, как пружинка. 7) Кто все споры разрешает, а виновных осуждает? И законы он все знает, и права нам разъясняет?
Запишите свои три — четыре примера, в которых гласные и согласные буквы будет разделять Ъ.
Ответ:
Муравьи, обезьяна, вьюга, подъёмный кран, бильярд, вьюнок, судья.
84. Определите слова по их лексическому значению и запишите. Выделите орфограмму «Разделительные Ъ и Ь», обозначьте условия написания разделительных знаков.
1) Извещение о чём-либо, напечатанное в газете, журнале; 2) снежная буря; 3) соединиться, образовав единство; 4) буро-серые птички, отличающиеся красивым пением; 5)повреждение, недостаток; 6) подножие статуи; 7) необъяснимый естественным образом, чудесный; 8) чистый отвар из мяса.
Ответ:
Объявление, вьюга, объединиться, соловьи, изъян, пьедестал, сверхъестественный, бульон.
*85. Допишите пословицы. Выделите орфограмму «Разделительные Ъ и Ь».
1) Не учи ..., а учи ... . 2) По ... встречают, по уму провожают. 3) Кто сильно желает, тот цели ... . 4) Горе в чужой земле ... . 5) Человека узнают по его ... . 6) Всякий ... имеет свой спуск. 7) Чтобы рыбку ..., надо в воду лезть.
Ответ:
Безделье, рукоделье, платье, добиться, безъязыкий, друзья, подъём, съесть.
86. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.
Разделительный Ъ пишется перед буквами ... только после ... (например: ...). В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой ... пишется разделительный ... (например: ...).
Разделительный Ъ пишется перед буквами я, ю, ё, е, только после согласных (например: безъядерный, сверхъяркий, взъесться и др.). В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой я, ю, ё, е, и, пишется разделительный ь (например: дьявол, пьяный, вьюн и др.).