Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Повторение изученного в начальных классах
Состав слова
Буквы И, У, А после шипящих

67. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограмму «Буквы И, У, А после шипящих». Подчеркните слова-исключения.

I. Сч..стливая ж..знь, новые лыж.., ш..рокая река, рыж..е лисички, прилетели чиж.., ч..с мужества, возвращ..ться домой, справедливое ж..ри, ч..десный ребёнок, прищ..рился на солнце, мещ..некий быт, Красная площ..дь.

II. Ч..вствовать запахи, встреч..ть друга, свеж..й хлеб, крич..т грач..та, прыгать с параш..том, интересный пассаж..р, уч..сток дороги, белые ландыш.., сороки трещ..т, к..лючие ежи, цветные карандаш.., немецкая овч..рка, большая щ..ка.

Найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», подберите проверочные слова. Какой(-ие) способ(-ы) проверки слов вы использовали?

Ответ:

I. Счастливая жизнь, новые лыжи, широкая река, рыжие лисички, прилетели чижи, час мужества, возвращаться домой, справедливое жюри, чудесный ребёнок, прищурился на солнце, мещанский быт, Красная площадь.

II. Чувствовать запахи, встречать друга, свежий хлеб, кричат грачата, прыгать с парашютом, интересный пассажир, участок дороги, белые ландыши, сороки трещат, колючие ежи, цветные карандаши, немецкая овчарка, большая щука.

68. Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограмму «Буквы и, у, а после шипящих».

1) Всяк держ.. свои рубеж.. . 2) Одно дерево не рощ.. . (Тамильская) 3) Одинокому всюду ч..дится песня врага. (Корейская) 4) Умный сам замечает свою ош..бку. 5) Ж..знь без друга — пищ.. без соли. (Узбекская) 6) Одна туч.. зимы не делает. (Турецкая) 7) Без дела ж..ть — только небо коптить. 8) Ш..р красный, а день ненастный. 9) Всякому овощ.. своё время. 10) Ч..жой тайны не поверяй.

Как вы понимаете смысл пословицы: Без дела жить — только небо коптить?

Найдите слова: а) с непроизносимой согласной в корне; б) с проверяемой согласной в корне; разберите их по составу.

Найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите орфограмму, запишите проверочные слова. Какой(-ие) способ(-ы) проверки слов вы использовали?

Ответ:

1) Всяк держи свои рубежи. 2) Одно дерево не роща. (Тамильская) 3) Одинокому всюду чудится песня врага. (Корейская) 4) Умный сам замечает свою ошибку. 5) Жизнь без друга — пища без соли. (Узбекская) 6) Одна туча зимы не делает. (Турецкая) 7) Без дела жить — только небо коптить. 8) Шар красный, а день ненастный. 9) Всякому овощу своё время. 10) Чужой тайны не поверяй.

69. Прочитайте выразительно стихотворение. Объясните смысл названия стихотворения.

26 мая

Поэт нам дорог тем, что он

О сч..стье нам нап..минает

И сумр..к ж..зни озаряет,

Как со..нце хмурый небосклон.

Дни славы Пушкина — ж..ланный

И светлый праз..ник. Сколько раз

Его м..чты (во) тьме туманной,

Как со..нце, радовали нас!

И этот миг, когда в..нч..ет

Его вся (Р, р)усь, — ещё т..сней

С его душою нас сбл..жает

И (в) ж..знь, и (в) сч..стье, и (в) людей

Нам веру гордую вс..ляет.

     (И. Бунин)

Найдите в первом четверостишии сравнение. Какова его роль в стихотворении?

Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Ответ:

26 мая

Поэт нам дорог тем, что он

О счастье нам напоминает

И сумрак жизни озаряет,

Как солнце хмурый небосклон.

Дни славы Пушкина — желанный

И светлый праздник. Сколько раз

Его мечты во тьме туманной,

Как солнце, радовали нас!

И этот миг, когда венчает

Его вся Русь, — ещё тесней

С его душою нас сближает

И в жизнь, и в счастье, и в людей

Нам веру гордую вселяет.

70. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок. О каком герое идёт речь?

...А между тем в ту самую пору по Т...у шо(с, сс)е ш..гал какой-то вел..кан с м..шком за плеч..ми и с длинной палкой в руках. Он сп..шил д..мой, к себе в д..ревню, на родину. Он шёл с какой-то несокруш..мой отвагой, с отч..янной и вместе с радос..ной р..ш..мостью. Гл..за жадно устр..мились вп..рёд. Он т..ропился, как будто мать-ст..рушка ждала его на родине, как будто она зв..ла его к себе после долгого странствования на ч..жой ст..р..не, в ч..ж..х людях...

Только что наступившая летняя ночь была тиха и т..пла. Он ч..вствовал зн..комый зап..х посп..вающей рж.., которым так и веяло с тёплых п..лей, ч..вствовал, как ветер, л..тевший ему навстреч.., — ветер с родины, — ласково уд..рял его в лицо, играл в его в..л..сах и б..р..де; видел перед собой б..леющ..ю д..рогу — д..рогу д..мой, прямую, как стр..ла; видел в небе несчётные звёзды, осв..тившие его путь.

Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Подберите к слову дорога: а) однокоренные слова; б) другие формы слова.

Ответ:

И. С. Тургенев. «Муму»

...А между тем в ту самую пору по шоссе шагал какой-то великан с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Он спешил домой, к себе в деревню, на родину. Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с радостной решимостью. Глаза жадно устремились вперёд. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях...

Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла. Он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тёплых полей, чувствовал, как ветер, летевший ему навстречу, — ветер с родины, — ласково ударял его в лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчётные звёзды, осветившие его путь.

Дорога

а) однокоренные слова: автодорога, бездорожье, дорогою;

б) другие формы слова: дороги, дороге, дорогам, дорогами…

71. Прочитайте и запишите текст, расставьте недостающие знаки препинания; вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

П..рловая и ячневая крупы. Почему названия у круп разные?

С давних пор у ру(с, сс)ких кр..стьян ц..нилась п..рловка. Её получ..ли особым спос..бом: з..рно тщ..тельно оч..щ..ли от ш..лухи и плёнок ст..рательно промывали в в..де высушивали по особому р..цепту. И получ..лась крупа, п..хожая по окраске на жемч..ж..ны, к..торые добывали из р..чных раковин. Жемч..г в ст..рину называли на французский м..нер перлом. И особый сорт ячменной крупы прозвали п..рловкой. (По Н. Осипову)

Выпишите из текста три группы однокоренных слов. Выделите корни, укажите морфемы, при помощи которых образованы новые слова.

Ответ:

Перловая и ячневая крупы. Почему названия у круп разные?

С давних пор у русских крестьян ценилась перловка. Её получили особым способом: зерно тщательно очищали от шелухи и плёнок, старательно промывали в воде, высушивали по особому рецепту. И получалась крупа, похожая по окраске на жемчужины, которые добывали из речных раковин. Жемчуг в старину называли на французский манер перлом. И особый сорт ячменной крупы прозвали перловкой. (По Н. Осипову)

72. Выпишите из предложений слова с орфограммой «Буквы и, у, а после шипящих». Затем выпишите остальные слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.

1) Душу и сер..це в работу влож.., каждой с..кундой в труде д..рож.. . 2) Каждое дело любовью осв..щ..й. 3) Ешь хоть репу вместо рж.., а ч..жого не д..рж.. . 4) Не радуйся раннему вст..ванью, радуйся доброму ч..су. 5) На кр..сивого гл..деть хор..шо, а с умным ж..ть ле..ко. 6) Без труда нет к..лач.. . 7) Одна рука в ладош.. не бьёт. 8) Одна ч..шка не зв..нит, две ч..шки динь-динь. 9) Не спеш.. языком, т..р..пись делом. 10) Умную г..л..ву зам..чают смол..ду. 11) В ч..ж..х руках ломоть ш..ре. 12) Ж..знь д..на на добрые дела. (Пословицы)

* Найдите среди слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова» два слова, в которых правописание проверяемой безударной гласной в корне зависит от значения. Запишите их в столбик, рядом запишите слова с омонимичными корнями. Составьте и запишите со словами, имеющими омонимичные корни, предложения таким образом, чтобы разница в значениях была очевидна.

Ответ:

1) Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. 2) Каждое дело любовью освещай. 3) Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи. 4) Не радуйся раннему вставанью, радуйся доброму часу. 5) На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко. 6) Без труда нет калача. 7) Одна рука в ладоши не бьёт. 8) Одна чашка не звенит, две чашки динь-динь. 9) Не спеши языком, торопись делом. 10) Умную голову замечают смолоду. 11) В чужих руках ломоть шире. 12) Жизнь дана на добрые дела. (Пословицы)

73. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взяты данные строки.

1) И задумавшийся веч..р м..чтательно обнимал синее небо, превращ..я всё в неопределённость и даль. 2) — Ты знаешь, мне и ч..су не видать тебя горько. 3) — Я примеч..ю даже, что мать моя с недавней поры стала суровее приглядывать за мною. Признаюсь, мне в..с..лее у ч..ж..х было. 4) — А г..в..рят, однако же, есть где-то, в к..кой-то д..лёкой з..мле, т..кое дер..во, к..торое шумит верш..ною в самом небе. 5) ...Д..ржал он [пруд] в х..лодных объятиях своих д..лёкое, тёмное небо, обсыпая л..дяными поцелуями огненные звёзды, к..торые тускло реяли среди тёплого н..чного воздуха, как бы предч..вствуя скорое по..вление блистательного царя ночи. 6) ...Ореховая рощ.. стлалась у поднож..я его [леса] и скатывалась к пруду. 7) — Давно, моё серденько, ж..л в этом доме сотник. 8) ...И ч..дный воздух и прохладно-душен, и полон неги. 9) Оч..ровательная ночь! 10) Девственные ч..щи ч..рёмух и черешен пугливо прот..нули свои корни в ключевой хол..д и изр..дка л..печ..т листьями. 11) Голова уже д..вно окончил свой уж..н. 12) — Прощ..й, Ганна! — закрич..л в это время один из парубков.

Выпишите слова с орфограммой «Буквы и, у, а после шипящих». Выпишите остальные слова с пропусками. Объясните их правописание.

Ответ:

Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1) И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая всё в неопределённость и даль. 2) — Ты знаешь, мне и часу не видать тебя горько. 3) — Я примечаю даже, что мать моя с недавней поры стала суровее приглядывать за мною. Признаюсь, мне веселее у чужих было. 4) — А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далёкой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе. 5) ...Держал он в холодных объятиях своих далёкое, тёмное небо, обсыпая ледяными поцелуями огненные звёзды, которые тускло реяли среди тёплого ночного воздуха, как бы предчувствуя скорое появление блистательного царя ночи. 6) ...Ореховая роща стлалась у подножия его и скатывалась к пруду. 7) — Давно, моё серденько, жил в этом доме сотник. 8) ...И чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги. 9) Очаровательная ночь! 10) Девственные чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями. 11) Голова уже давно окончил свой ужин. 12) — Прощай, Ганна! — закричал в это время один из парубков.

*74. Определите слова по их лексическому значению и запишите.

1) Нечто небывалое, сверхъестественное; 2) резиновый или железный обруч на ободе колеса; 3) двигаться вокруг чего-нибудь, вертеться; 4) хищная пресноводная рыба; 5) густой частый лес; 6) искусство изображать действительность красками; 7) плоские деревянные полозья для хождения по снегу; 8) сжимая веки, прикрывать (глаза); 9) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 10) небольшая книжка; 11) кустарник с душистыми цветами; 12) самый верх, верхняя часть (горы, дерева и т. п.).

Выделите орфограмму «Буквы и, у, а после шипящих». Подчеркните слово-исключение.

Составьте с одним из записанных слов простое распространённое предложение, запишите его, подчеркните второстепенные члены предложения.

Ответ:

Чудо, шина, вращаться, щука, чаща, живопись, лыжи, щурить, счастье, брошюра, жимолость, вершина.

75. Допишите пословицы. Выделите орфограмму «Буквы и, у, а после шипящих».

1) ... умом в люди не выйдешь. 2) Умный в трудном деле не .... 3) По платью ..., по уму провожают. 4) ... дана на добрые дела. 5) На бедного Макара все ... валятся. 6) Человека узнают не по ..., а по делам. 7) У сердца ... есть. 8) Любит кукушка ... годы считать.

Ответ:

Чужой, спешить, встречать, жизнь, шишки, речи, уши, чужие.

76. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся буквы ... ; например: ... , ... , ... . Слова-исключения: ... , ... , ... .

Ответ:

После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся буквы и, а, у (не пишутся ы, я, ю): жи — ши: жирный, вожжи, шить, мыши; чу — щу: чудо, лечу, щуплый, свищу.

Слова-исключения: брошюра, жюри, парашют.