Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Повторение изученного в начальных классах
Состав слова
Правописание слов с непроверяемыми согласными в корне слова

58. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Какой словарь поможет в случае затруднения?

I. Тренер баске..больной команды, фу..больный матч, Павелецкий во..зал, испытывать чу..ство стыда, старинный ка..тан, сдать успешно э..замен, лёгкий за..трак, новый а..томобиль, разбитый ку..шин, бесчу..ственный человек, белая ку..шинка, молодой спор..мен.

II. А(к, кк)уратный па(с, сс)ажир, иску(с, сс)тво слова, оди(н, нн)адцать учеников, картинная га(л, лл)ерея, открытая те(р, рр)аса, играть в те(н, нн)ис, орфогра(м, мм)а в су(ф, фф)иксе, дра(м, мм)а Островского, неко(р, рр)ектный вопрос, кла(с, сс)ическая литература, пье(с, сс)а Шекспира.

Ответ:

I. Тренер баскетбольной команды, футбольный матч, Павелецкий вокзал, испытывать чувство стыда, старинный кафтан, сдать успешно экзамен, лёгкий завтрак, новый автомобиль, разбитый кувшин, бесчувственный человек, белая кувшинка, молодой спортсмен.

II. Аккуратный пассажир, искусство слова, одиннадцать учеников, картинная галерея, открытая терраса, играть в теннис, орфограмма в суффиксе, драма Островского, некорректный вопрос, классическая литература, пьеса Шекспира.

59. Запишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

1) Иску(с, сс)тво есть одно из средств ед..нения людей. (Л. Толстой) 2) А(к, кк)уратность ч..ловека красит. (Пословица) 3) Для дружбы нет ра(с, сс)тояний. (Пословица) 4) Высшая и самая х..рактерная ч..рта нашего н..рода — это чу..ство спр..ведливости и жажда её. (Ф. Достоевский) 5) Служба и дружба — две пара(л, лл)ельные линии: не сходятся. (А Суворов) 6) Х..роша нива у дружного к..(л, лл)ектива. (Пословица)

Найдите однокоренные слова в предложениях 5 — 6. Выпишите их, выделите корень, запишите ещё несколько однокоренных слов к данному ряду.

Ответ:

1) Искусство есть одно из средств единения людей. (Л. Толстой) 2) Аккуратность человека красит. (Пословица) 3) Для дружбы нет расстояний. (Пословица) 4) Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её. (Ф. Достоевский) 5) Служба и дружба — две параллельные линии: не сходятся. (А Суворов) 6) Хороша нива у дружного коллектива. (Пословица)

60. Запишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

1) Люблю рассказы про ст..ринных к..ва(л, лл)еристов. (В. Драгунский) 2) Отец всё время ост..вался сп..койным: он был уверен в иску(с, сс)тве лодочника. (Аксаков) 3) Смуглый отрок бр..дил по а(л, лл)еям, у озёрных грустил б..р..гов, и столетие мы л..леем еле слышный шел..ст ш..гов. (А. Ахматова) 4) В ф..йе пели под а(к, кк)..рдеон. (В. Кочетов) 5) В международных к..смических полётах по пр..гра(м, мм)е «Интеркосмос» уча..ствовали к..смонавты стран к..смического содружества. (Г. Титов) 6) Но вот (Г, г)ерасима привезли в (М, м)оскву, купили ему с..поги, сшили ка..тан на зиму. (И. Тургенев)

Найдите в предложении 5: а) формы одного и того же слова; 6) однокоренные слова, выделите в них корень. При помощи каких морфем образованы однокоренные слова?

Подчеркните однородные члены в предложении 6.

Ответ:

1) Люблю рассказы про старинных кавалеристов. (В. Драгунский) 2) Отец всё время оставался спокойным: он был уверен в искусстве лодочника. (Аксаков) 3) Смуглый отрок бродил по аллеям, у озёрных грустил берегов, и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова) 4) В фойе пели под аккордеон. (В. Кочетов) 5) В международных космических полётах по программе «Интеркосмос» участвовали космонавты стран космического содружества. (Г. Титов) 6) Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на зиму. (И. Тургенев)

61. Прочитайте. Запишите, объясните правописание слов с пропущенными буквами.

Люди они были неб..гатые; дом их ст..ял на г..ре, между заглохшим садом и заросшим дв..ром. Под г..рой т..кла р..ка и едва в..днелась скво..ь густую листву. Большая те(р, рр)аса в..ла из дому в сад, перед те(р, рр)асой кр..совалась прод..лговатая клумба, покрытая розами; на каждом к..нце клумбы росли две (о, а)кации. Немного подальше ст..яла б..се..ка. С те(р, рр)асы ст..клянная дверь в..ла в г..стиную. В г..стиной вот что предст..влялось взору н..блюдателя: маленькое ф..ртепьяно, заваленное нотами, д..ван, обитый полинялым г..лубым штофом, круглый стол, две горки с ф..рфоровыми и бис..рными игрушками, на ст..не извес..ный п..ртрет б..локурой д..вицы с голу..ком на груди и зак..тившимися глазами, на ст..ле ваза с свежими розами... (По И. Тургеневу)

Ответ:

Люди они были небогатые; дом их стоял на горе, между заглохшим садом и заросшим двором. Под горой текла река и едва виднелась сквозь густую листву. Большая терраса вела из дому в сад, перед террасой красовалась продолговатая клумба, покрытая розами; на каждом конце клумбы росли две акации. Немного подальше стояла беседка. С террасы стеклянная дверь вела в гостиную. В гостиной вот что представлялось взору наблюдателя: маленькое фортепьяно, заваленное нотами, диван, обитый полинялым голубым штофом, круглый стол, две горки с фарфоровыми и бисерными игрушками, на стене известный портрет белокурой девицы с голубком на груди и закатившимися глазами, на столе ваза с свежими розами... (По И. Тургеневу)

62. Запишите слова в три колонки: 1) слова с проверяемой согласной в корне слова; 2) слова с непроизносимой согласной в корне слова; 3) слова с непроверяемой согласной в корне слова. Объясните правописание слов.

Ка..тан, ку..шинка, оши..ка, праз..ный, обло..ка, про..ьба, здра..ствуйте, баске..бол, пье(с, сс)а, дра(м, мм)а, кла(с, сс)ический, ло..кий, чу..ствовать, учас..ник, за..трак, те(р, рр)аса, фу..бол.

Дополните записи в каждой колонке своими примерами (по три- четыре примера).

Ответ:

Кафтан, кувшинка, ошибка, праздный, обложка, просьба, здравствуйте, баскетбол, пьесса, драмма, классический, ловкий, чувствовать, участник, завтрак, терраса, футбол.

*63. Отгадайте загадки, отгадки запишите в столбик.

1) Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы — в воздухе, а он держит их руками. 2) Мы по местности бежали, горки преодолевали, вниз спускались мы в овраг. Этот бег зовётся как? 3) Клёны выстроились в ряд, листья ласково шумят. Я названье дать сумею: на пути моём — ... . 4) Ловит новости на крыше этот чудо-постовой: всё увидит, всё услышит, всем поделится со мной! 5) Он на вокзале есть всегда, к нему подходят поезда, двойное Р содержит он и называется ... . 6) На большие расстояния мчится он без опоздания; пишется в конце два С, называется ... .

Составьте с данными словами словосочетания и запишите их во второй столбик. Обозначьте главное и зависимое слова.

Ответ:

Троллейбус, кросс, аллея, антенна, перрон, экспресс.

*64. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.

1) Утренняя еда до обеда; 2) игра, в которой мяч забрасывают руками в подвешенную сетку (корзину) противной партии; 3) заплечный вещевой мешок; 4) спортивная игра двух команд (по одиннадцати игроков в каждой), состоящая в том, что игроки стараются ударами ноги загнать мяч в ворота противника; 5) чёрная смолистая масса, употребляемая для заливки покрытий дорог, улиц, тротуаров и т. п.; 6) водное растение с крупными листьями и белыми или жёлтыми цветками.

Составьте с данными словами словосочетания и запишите их во второй столбик, обозначьте главное и зависимое слова.

Ответ:

Завтрак, баскетбол, рюкзак, футбол, асфальт, кувшинки.

*65. Допишите пословицы.

1) ... до добра не доводит. 2) ... красит человека. 3) Хороша нива у дружного ... . 4) Для дружбы нет ... . 5) Потерять ... легко, а завоевать очень трудно.

Выделите орфограмму «Непроверяемая согласная в корне слова».

Найдите слова с орфограммами: а) «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; б) «Проверяемые согласные в корне слова». Подберите проверочные слова.

Подберите и запишите к слову дружба: 1) однокоренные слова; 2) другие формы слова.

Ответ:

Ссора, аккуратность, коллектива, расстояний, авторитет.

66. (Задание по теории языка.) Запишите названия словарей и их авторов, к которым нужно обращаться в случае затруднения при написании слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова.

Ответ