Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения
Лексика. Культура речи
183. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы.
1) И ст..рик не сумел ответить, что он будет делать (с) кладом, если найдёт его. (А. Чехов) 2) Б..р..гите наш язык, наш прекрас..ный русский язык, этот кла.., это дост..яние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев)
Какие значения имеет слово клад?
В каком из данных предложений слово клад употребляется в прямом, основном значении, а в каком — в переносном значении?
Составьте и запишите со словом солнышко два предложения, в которых данное слово будет выступать: 1) в прямом значении; 2) в переносном значении.
Ответ:
1) И старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдёт его. (А. Чехов) 2) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев)
184. Запишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания.
1) Вот уж снег последний (в) пол.. тает тёплый пар восходит (от) з..мли... (М. Исаковский) 2) Луна спутник З..мли. (Из учебника географии) 3) Св..я з..мля и (в) горсти мила. (Пословица)
Определите, какие значения имеет слово земля в данных примерах.
Найдите по толковому словарю многозначное слово. Составьте с ним несколько предложений, которые будут раскрывать разные значения этого слова.
Ответ:
1) Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли... (М. Исаковский) 2) Луна — спутник Земли. (Из учебника географии) 3) Своя земля и в горсти мила. (Пословица)
185. Прочитайте и запишите, расставьте недостающие знаки препинания. Выделите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Объясните причину данного явления. Подберите проверочные слова.
Лук
Меня послали в огород
За луковым пером.
Смотрю, на грядках лук растёт,
А перьев нет кругом.
Они на курицах растут
Я точно знаю это.
Какая-то ошибка тут —
У лука перьев нет!
(Г. Новицкая)
Какое слово в стихотворении многозначное? При помощи толкового словаря узнайте, какие значения есть у этого слова.
Какое слово в этом стихотворении имеет омоним? Докажите: составьте с этим словом словосочетания или предложения таким образом, чтобы была видна омонимия.
Чем отличаются многозначные слова и омонимы? Как найти те и другие слова в толковом словаре?
Ответ:
Лук
Меня послали в огород
За луковым пером.
Смотрю, на грядках лук растёт,
А перьев нет кругом.
Они на курицах растут,
Я точно знаю это.
Какая-то ошибка тут —
У лука перьев нет!
186. Запишите пословицы, подчеркните синонимы.
1) Спеши — не спеши, а поторапливайся. 2) Попал из огня да в полымя. 3) Приятелей много, а друга нет. 4) Переливает из пустого в порожнее. 5) Пастух сторожит, а волк стережёт. 6) Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.
Какие особые оттенки в значении имеет каждое слово-синоним?
Выделите орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне», подберите проверочные слова.
Ответ:
1) Спеши — не спеши, а поторапливайся. 2) Попал из огня да в полымя. 3) Приятелей много, а друга нет. 4) Переливает из пустого в порожнее. 5) Пастух сторожит, а волк стережёт. 6) Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.
187. Запишите пословицы, вставляя пропущенные буквы.
1) Старый друг луч..ше новых двух. 2) Д..ржись дома нового, а друга старого. 3) Друж..ть — так уж до старости. 4) Друзья с тех пор, как на б..мбуковых л..шадках ездили. (Японская пословица) 5) Ло..ка луч..ше новая, а друг — старый. (Турецкая пословица)
Сколько групп синонимичных пословиц можно выделить?
В каких пословицах есть антонимы? Подчеркните антонимы.
Ответ:
1) Старый друг лучше новых двух. 2) Держись дома нового, а друга старого. 3) Дружить — так уж до старости. 4) Друзья с тех пор, как на бамбуковых лошадках ездили. (Японская пословица) 5) Ложка лучше новая, а друг — старый. (Турецкая пословица)
188. Прочитайте. Запишите, объясните правописание слов с пропусками, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите синонимы, подчеркните.
Синичка
Зима беспощ..дная
Хмурит..ся злит..ся.
Хол..дно гол..дно
Бедной с..нице.
Сыпьте ей зёрен ч..ть-ч..ть
Понемно..ку.
Дайте хотя бы капельку
Крошку.
Самую малость,
Всё, что осталось.
(Л. Яхтин)
Ответ:
Синичка
Зима беспощадная
Хмурится, злится.
Холодно, голодно
Бедной синице.
Сыпьте ей зёрен чуть-чуть,
Понемножку.
Дайте хотя бы капельку,
Крошку.
Самую малость,
Всё, что осталось.
189. Запишите пословицы, решите орфографические и пунктуационные задачи. Подчеркните антонимы.
1) У мудрого ч..ловека длинные уш.. и к..роткий язык. 2) На своей ст..р..не мило, на ч..жой постыло. 3) Воля м..л..дит неволя старит. 4) Новых друзей наж..вай а старых не забывай. 5) Петь хор..шо вместе а г..в..рить порознь. 6) Мужественный п..няет на себя а малодушный — на т..варища. 7) Труд всегда д..ёт а лень только берёт. 8) На чужбин.. и калач.. не в радость а на родин.. и простой хлеб в радость. 9) Родная ст..р..на мать, ч..жая — мачеха. 10) Чёрная з..мля белых рук не любит.
Укажите грамматические значения слов: (у) мудрого, (но) стороне.
Ответ:
1) У мудрого человека длинные уши и короткий язык. 2) На своей стороне мило, на чужой постыло. 3) Воля молодит, неволя старит. 4) Новых друзей наживай, а старых не забывай. 5) Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 6) Мужественный пеняет на себя, а малодушный — на товарища. 7) Труд всегда даёт, а лень только берёт. 8) На чужбине и калач не в радость, а на родине и простой хлеб в радость. 9) Родная старина мать, чужая — мачеха. 10) Чёрная земля белых рук не любит.
190. Прочитайте. Запишите словосочетания в два столбика:1) слова с прямым значением, 2) с переносным значением.
Золотая осень, золотая цепочка, золотые руки, золотые серёжки, спит река, спит малыш, открыть форточку, открыть правду, ледяная глыба, ледяной взгляд, тяжёлый молот, тяжёлый характер, орлиный нос, орлиное гнездо, море пшеницы, Чёрное море, стальная воля, стальная игла, железные гвозди, железный характер, железное здоровье.
Ответ:
1) слова с прямым значением: золотая осень, золотая цепочка, золотые серёжки, спит малыш, открыть форточку, ледяная глыба, тяжёлый молот, орлиный нос, орлиное гнездо, Чёрное море, стальная игла, железные гвозди.
2) с переносным значением: золотые руки, спит река, открыть правду, ледяной взгляд, море пшеницы, стальная воля, железный характер, железное здоровье.
191. Прочитайте. Выберите пословицы, близкие по смыслу.
1) Любишь кататься, люби и саночки возить.
2) Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
3) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть.
4) С кем поведёшься, от того и наберёшься.
а) Слово — не стрела, а пуще стрелы разит.
б) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
в) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
г) С милым и в шалаше рай.
Ответ
192. Прочитайте. Выпишите из предложений антонимы.
1) Кто виноват, кто прав — судить не нам, да только воз и ныне там. (И. Крылов) 2) Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. (А. Пушкин) 3) Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх. (Н. Гоголь) 4) Лестничный марш с чётным количеством ступенек считался счастливым, а с нечётным — несчастливым. (Б. Катаев) 5) Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы. (Г. Сенкевич) 6) Но в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас. (А. Ахматова) 7) Нечестный человек хочет быть честным, болтливый — молчаливым, развязный — сдержанным, трусливый — храбрым. (Э. Казакевич) 8) Безумье и благоразумье, позор — и честь, всё, что наводит на раздумье, всё слишком есть... (М. Цветаева)
Найдите в 5-м предложении синонимы.
Ответ
*193. Составьте и запишите с каждым из данных слов словосочетания таким образом, чтобы сначала слово было употреблено в прямом значении, затем — в переносном. Например: нос человека — нос корабля; грозовая туча — тучи стрел.
Школа, золотой, волчий, разбить, яркий, яблоко.
Ответ
*194. Отгадайте загадку.
Загадка
Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку откручу,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
Какие значения имеет это слово? Имеет ли это слово омоним? Как различить омонимы и многозначные слова?
Составьте и запишите две пары предложений, которые будут являться иллюстрацией: 1) многозначности слова «ключ»; 2) омонимии слова «ключ».
Ответ
*195. «Прятки»: слова-синонимы разбежались и попрятались одно за другое. Кто быстрее найдёт и запишет синонимы?
Болтун, таракашка, раззява, закавыка, мореплаватель, плакса, балаболка, чадо, проказник, букашка, рёва, пустомеля, мореход, ротозей, озорник, загогулина, растяпа, нюня, разиня, пустозвон, козявка, бедокур, растрёпа, закорючка, моряк, ребёнок, шалун.
Ответ
*196. В русском языке есть выразительный приём, который называется градацией. Градация — это расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. Слова эти, как правило, являются синонимами и выполняют в предложении функцию однородных членов.
Перепишите, располагая слова в рядах синонимов: 1) по степени усиления признака; 2) по степени убывания интенсивности действия. В случае затруднения уточните значение слова по толковому словарю.
1) Способный, талантливый, одарённый.
2) Ненавидеть, недолюбливать, не любить.
Ответ
*197. Запишите пословицы, учитывая, что во второй части должен быть антоним: I — к наречию; II — к глаголу; III — к прилагательному; IV — к существительному.
I. 1) Легко сказать, да ... доказать. 2) Вперёд беги, а ... оглядывайся. 3) Мягко стелет, да ... спать. 4) Смотрит вдоль, а видит ... . 5) Петь хорошо вместе, а говорить ... .
II. 1) Легче друга потерять, чем ... . 2) Сумел ошибиться, сумей и ... . 3) Плохо медлить, но нельзя и ... . 4) Легко встречаться, трудно ... . 5) Декабрь год кончает, а зиму ... .
III. 1) Даже самое большое дерево выросло из ... семени. 2) Корень учения горек, а плод его ... . 3) Новых друзей наживай, а ... не теряй. 4) Мужественный пеняет на себя, а ... на других. 5) У храброго генерала не бывает ... солдат.
IV. 1) Деревья сажают предки, а их тенью пользуются ... . (Японская) 2) Примечай будни, а ... сами придут. 3) В скромности — мудрость, в ... гибель. (Туркменская) 4) От радости кудри вьются, от ... секутся. 5) Труд кормит человека, а ... портит.
Выделите орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», подберите проверочные слова.
Ответ:
I. 1) Легко сказать, да трудно доказать. 2) Вперёд беги, а назад оглядывайся. 3) Мягко стелет, да жестко спать. 4) Смотрит вдоль, а видит поперек. 5) Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
II. 1) Легче друга потерять, чем найти. 2) Сумел ошибиться, сумей и поправиться. 3) Плохо медлить, но нельзя и спешить. 4) Легко встречаться, трудно расставаться. 5) Декабрь год кончает, а зиму начинает.
III. 1) Даже самое большое дерево выросло из маленького семени. 2) Корень учения горек, а плод его сладок. 3) Новых друзей наживай, а старых не теряй. 4) Мужественный пеняет на себя, а малодушный на других. 5) У храброго генерала не бывает трусливых солдат.
IV. 1) Деревья сажают предки, а их тенью пользуются потомки. (Японская) 2) Примечай будни, а праздники сами придут. 3) В скромности — мудрость, в надменности гибель. (Туркменская) 4) От радости кудри вьются, от печали секутся. 5) Труд кормит человека, а лень портит.
*198. К некоторым словам можно подобрать не одно, а несколько слов с противоположным значением. Такое возможно, когда слово многозначное.
Допишите сочетания слов, подобрав антонимы.
Сладкое лекарство — ... лекарство;
сладкое яблоко — ... яблоко;
свободная обувь — ... обувь;
свободный стул — ... стул;
мелкий пруд — ... пруд;
мелкий дождь — ... дождь;
свежий хлеб — ... хлеб;
свежий журнал — ... журнал.
Ответ:
Сладкое лекарство — горькое лекарство;
сладкое яблоко — кислое яблоко;
свободная обувь — тесная обувь;
свободный стул — занятый стул;
мелкий пруд — глубокий пруд;
мелкий дождь — крупный дождь;
свежий хлеб — черствый хлеб;
свежий журнал — старый журнал.
199. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.
1) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ... (например: ...).
2) Слова, близкие по лексическому значению, называются ... (например: ...).
3) Антонимы — это слова ... (например: ...).
Ответ:
1) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимы (например: коса — заплетенные волосы, коса — сельскохозяйственное орудие, которым косят траву).
2) Слова, близкие по лексическому значению, называются синонимы (например: меткий — точный, хороший — замечательный, верить — доверять.).
3) Антонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения (например: правда — ложь, добрый — злой).