Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словообразование. Орфография. Культура речи
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Окончание. Корень слова. Суффикс. Приставка

200. Запишите текст, выделите окончания в словах.

Детство не только яркая, но и очень важная, ответственная пора. В детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретённые в детстве, человек проносит через всю свою долгую жизнь. Вот почему с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым. Эти качества я назвал бы главными. (По В. Солоухину)

В каких словах окончание не выражено звуками?

Какова роль окончания в слове?

Найдите слово с непроизносимой согласной в корне, выделите корень, подчеркните непроизносимую согласную, объясните её правописание.

Запишите к слову «честь»: а) другие формы слова; б) однокоренные слова.

Ответ:

Запишите к слову «честь»:

а) другие формы слова: чести, честью, честям и др.;

б) однокоренные слова: нечет, отчет, отчетность, почесть, расчет…

201. Запишите пословицы. Найдите в записанных предложениях однокоренные слова, выделите в них корень. При помощи каких морфем образованы новые слова?

1) Не трактор пашет, а тракторист. 2) Рано затает — долго не растает. 3) Материнское терпение всё перетерпит. 4) Зима без трёх подзимков не живёт. 5) Ржа съедает железо, а завистливый от зависти гибнет. 6) Все бобры добры для своих бобрят. 7) Если лает домашняя собака, это хорошо, но когда лает бездомная собака, это плохо и опасно. 8) Садовника украшает сад, а лесника — лес.

Ответ

202. Прочитайте и запишите текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Сотни тысяч слов (в) нашем языке, но (на) первое место я поставил бы три слова: хле.., тру.., наро.. . Это три корня, на к..торых держит..ся наше г..сударство.

Кто не знает, что т..кое хле.. и тру.., перестаёт быть сыном своего народа, т..ряет лучшие духовные кач..ства. Кто забывает, что т..кое тру.., пот и усталость, тот перест..ёт д..р..жить хлебом. Какой бы из этих трёх м..гучих к..рней ни был повр..ждён (у) человека, он перест..ёт быть наст..ящим человеком. (По В. Сухомлинскому)

В каком смысле использует В. Сухомлинский слово корень в данном тексте? Какая связь у этого слова с грамматическим термином корень?

Запишите однокоренные слова к словам: хлеб, труд, народ. Выделите корень. При помощи каких морфем вы будете образовывать новые слова?

Ответ:

Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я поставил бы три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство.

Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестаёт быть сыном своего народа, теряет лучшие духовные качества. Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестаёт дорожить хлебом. Какой бы из этих трёх могучих корней ни был повреждён у человека, он перестаёт быть настоящим человеком. (По В. Сухомлинскому)

Хлеб (однокоренные слова: хлебарь, хлебенный, хлебана и др.)

Труд (сотрудник, трудоустроенный, натрудилась и др.)

Народ (международник, антинародный, народный и др.)

203. Прочитайте выразительно. Запишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Честь

Она тебе п..может

(В) работ.. и беде.

Быть чес..ным — очень важно...

Всегда, (во) всём, везде!

Н..каз тебе известен:

Честь смол..ду хр..нить,

М..чтать и мыслить чес..но,

Чтоб чес..но ж..знь прож..ть.

   (М. Садовский)

Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. Запишите к данным словам ещё несколько однокоренных слов.

Ответ:

Честь

Она тебе поможет

В работе и беде.

Быть честным — очень важно...

Всегда, во всём, везде!

Наказ тебе известен:

Честь смолоду хранить,

Мечтать и мыслить честно,

Чтоб честно жизнь прожить.

204. Запишите, выделите в словах приставки.

Расписание, поразмыслить, присоединить, обледенеть, приободрить, неправда, премудрый, надписать, безоблачный, предрассветный, отодвинуть, подорожник, подработать.

Какова роль приставки в словах?

Ответ:

Расписание(рас — приставка), поразмыслить(по, раз), присоединить(при, со), обледенеть(об), приободрить(при, о), неправда(не), премудрый(пре), надписать(над), безоблачный(без), предрассветный(пред, рас), отодвинуть(ото), подорожник(по), подработать(по).

205. Запишите, выделите в словах суффиксы.

Белизна, охотник, дубовый, баскетболистка, вечерний, утренний, шефствовать, вратарь, лебединый, мелкий, высокий, цветник, лекционный, стекольщик, ходили, сапожок, широта, ключевой, бедность, учить.

Какова роль суффикса в словах?

Ответ:

Белизна(изн — суффикс), охотник(ник), дубовый дубовый(ов), баскетболистка(ист, к), вечерний(н), утренний(енн), шефствовать(ств, ова, ть), вратарь(арь), лебединый(ин), мелкий, высокий, цветник(ник), лекционный(и, онн), стекольщик(щик), ходили(и, л), сапожок(ок), широта(от), ключевой(ев), бедность(ость), учить(и, ть).

206. Прочитайте. Выпишите однокоренные слова в столбик, выделите корень.

1) Один хороший лекарь вылечит скорее, чем сто плохих. 2) У всякого свой ум, а у осла — ослиный. 3) И на сухой ели кукушка счастье накукует. 4) Наскоро делать — переделывать. 5) Игроки играют, зрители разговаривают. 6) Ум городьбой не обгородишь. 7) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 8) Пустая мельница и без ветра мелет. 9) Гость погостит, да и домой поспешит. 10) Умелый рыбак и долотом рыбу ловит.

Допишите к каждой паре однокоренных слов ещё одно-два однокоренных слова. Выделите корень.

Ответ

207. Прочитайте стихотворение. Какова его главная мысль?

Узелок на память

Никаких не допускай уступок,

Даже в малом будь самим собой,

Побеждает именно Поступок,

Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлён и беспокоен

Каждый продолжающийся день.

Разные слова, единый корень —

Поступь,

Наступление,

Ступень.

Принимая веское решенье,

С вечным риском сочетая труд,

Помни:

Настоящее движенье

Люди поступательным зовут.

    (Я. Хелемский)

Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

Запишите однокоренные слова к словам: труд, слово.

Ответ:

Труд (однокоренные слова: затруднения, сотрудник, нетрудно, трудолюбивый и др.)

Слово (дословно, словарик, предисловие, условие и др.)

*208. Прочитайте слова, данные ниже. Можно ли их назвать однокоренными? Докажите.

Басня, бас, бассейн, барс, барский, барсук.

Ответ:

Нет, нельзя.

Однокоренные слова — это слова разных частей речи с общим смысловым корнем (например: белый, белеть, бело) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (например: белый, беловатый, беленький).

*209. Запишите данные ниже слова. Выделите в них корень. Можно ли их назвать однокоренными?

Жечь, зажигать, жгучий, жжение, поджог.

Какое явление мы наблюдаем в корнях данных слов?

Ответ:

Надо помнить, что в русском языке могут чередоваться и согласные звуки, и гласные. Поэтому с данными словами происходит следующее. В слове жечь корнем является все слово, в слове зажигать корень жиг-, здесь е чередуется с и, как и в глаголах запереть — запирать; а г с ч, как в словах беречь — сберегать. В слове жгучий корень жг-, здесь главный е чередуется с нулем звука, как в жечь — жгу; в слове жжение жж-, здесь чередование гласных (е: нуль звука) и чередование согласных г: ж (достигать — достижение, жгу — жжение); в слове поджог новый вид корня из-за чередования гласных е: о, как и в словах запереть — запирать — запор. Таких корней в русском языке немало.

*210. Нарисуйте словесное «дерево» с корнем «род».

Ответ

211. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Изменяемая часть слова, которая образует формы слова, называется ... (например: ...).

2) Новые слова образуют такие морфемы: ..., ... (например: ..., ...).

3) Корень — это ... (например: ...).

Ответ:

1) Изменяемая часть слова, которая образует формы слова, называется окончание (например: белый(оконч. ый) — белое(ое) — белая(ая).