Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019
Повторение изученного в начальных классах
Состав слова
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова
1. Запишите слова, объясните правописание пропущенной орфограммы.
Изв..нить, л..нейка, спл..нировать, д..леко, объед..нение, ук..ризна, уд..вление, цв..тной, оч..рстветь, оч..ровательный, погл..дел, тр..пинка, сокр..щать, укр..щение, см..гчить.
Какой способ проверки правильного написания безударной гласной в корне вы использовали?
Запишите формы слов: л..нейка, цв..тной, погл..дел.
Ответ:
Извинить, линейка, спланировать, далеко, объединение, укоризна, удивление, цветной, очерстветь, очаровательный, поглядел, тропинка, сокращать, укрощение, смягчить.
Какой способ проверки правильного написания безударной гласной в корне вы использовали?
Запишите формы слов: линейка, цветной, поглядел.
2. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, подберите подходящие по смыслу проверочные слова.
Посв..тить фонарём — посв..тить стихотворение; сп..шу на помощь — сп..шу текст; ум..лять о помощи — ум..лять достоинства; об..жать слабых — об..жать вокруг школы; прим..рять поссорившихся — прим..рять костюм; отв..рить дверь — отв..рить макароны.
Подберите однокоренные слова к выделенным глаголам.
Ответ:
Посветить фонарём — посвятить стихотворение; спешу на помощь — спишу текст; умолять о помощи — умалять достоинства; обижать слабых — обежать вокруг школы; примирять поссорившихся — примерять костюм; отворить дверь — отварить макароны.
Посветить: высветить, засветить, засветишь, осветив, осветившись;
посвятить: посвященный, посвящавший, посвящение.
3. Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
1) Другу сколько можно пом..гай. 2) Легко друзей найти, да трудно сохр..нить. 3) Дружба — дело св..тое. 4) Дружбу в..дить, так себя не щ..дить. 5) Г..в..рить правду — кр..пить дружбу. 6) Лучше дружбу хр..нить, чем сокровища к..пить. 7) Не ост..вляй старого друга. 8) Друг пр..мой что брат родной. 9) Дружба обл..гчает жизнь. (Корейская) 10) Кто за сп..ной к..рит, а друг в гл..за г..в..рит.
Составьте и запишите небольшой текст на тему «Какой я друг?».
Найдите в своей работе слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; выделите в них корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова и подберите проверочные слова.
Ответ:
1) Другу сколько можно помогай. 2) Легко друзей найти, да трудно сохранить. 3) Дружба — дело святое. 4) Дружбу водить, так себя не щадить. 5) Говорить правду — крепить дружбу. 6) Лучше дружбу хранить, чем сокровища копить. 7) Не оставляй старого друга. 8) Друг прямой что брат родной. 9) Дружба облегчает жизнь. (Корейская) 10) Кто за спиной корит, а друг в глаза говорит.
4. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите проверочные слова.
1) Ув..жение — это застава, охр..няющая отца и мать. (О. Бальзак) 2) Мудрый сын слушает наст..вление отца. (Соломон) 3) Любовь и ув..жение к р..дителям, без всякого сомнения, есть чувство св..тое. (В. Белинский) 4) Неизм..рим наш долг перед р..дителями. (Св. Амвросий Медиоланский) 5) Для нас д..роже матери нет ничего в этом мире. (А. Чехов) 6) Никто на целом белом свете не может зам..нить отца и мать! (В. Лебедев-Кумач) 7) Вовремя, при жизни их д..лжны мы ск..зать м..терям всё доброе, что можем ск..зать. (А. Алексин) 8) Будьте хорошими детьми св..их отцов и м..терей. (В. Сухомлинский)
Выпишите из предложений по одному примеру: а) однокоренных слов; б) различных форм слова. Укажите морфемы, с помощью которых образованы эти однокоренные слова и формы слова.
Напишите небольшое сочинение на одну из тем: 1) «Слово для мамы»; 2) «Какой(-ая) я сын (дочь)?».
Ответ:
1) Уважение — это застава, охраняющая отца и мать. (О. Бальзак) 2) Мудрый сын слушает наставление отца. (Соломон) 3) Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. (В. Белинский) 4) Неизмерим наш долг перед родителями. (Св. Амвросий Медиоланский) 5) Для нас дороже матери нет ничего в этом мире. (А. Чехов) 6) Никто на целом белом свете не может заменить отца и мать! (В. Лебедев-Кумач) 7) Вовремя, при жизни их должны мы сказать мы терям всё доброе, что можем сказать. (А. Алексин) 8) Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей. (В. Сухомлинский)
5. Запишите предложения, выделите в словах с пропущенными буквами корень, поставьте ударение, объясните правописание безударной гласной в корне. Найдите в данных предложениях сходные по звучанию слова. Можно ли их назвать однокоренными? Свой ответ обоснуйте.
1) После к..роткого лета в тундре начнётся долгая полярная ночь, и только синие сум..рки будут осв..щать землю. (Из газеты) 2) Есть у нашего народа обычаи, осв..щённые столетиями. 3) Гибкие усики гороховых листьев дотягиваются до опоры, обв..ваются вокруг неё и т..ким образом укр..пляются. (По Н. Осипову) 4) Гордо разв..вались зн..мёна. (А.С. Новиков- Прибой) 5) Коляска, скр..пя колёсами по мокрому снегу, ост..новилась. (А. Чехов) 6) В политехнический институт Николай пошёл против воли, скр..пя сердце.
Запишите к слову снег: а) формы слова; б) однокоренные слова.
Ответ:
1) После кjроткого лета в тундре начнётся долгая полярная ночь, и только синие сумtрки будут освtщать землю. (Из газеты) 2) Есть у нашего народа обычаи, освzщённые столетиями. 3) Гибкие усики гороховых листьев дотягиваются до опоры, обвиваются вокруг неё и таким образом укрепляются. (По Н. Осипову) 4) Гордо развивались знамёна. (А.С. Новиков-Прибой) 5) Коляска, скрипя колёсами по мокрому снегу, остановилась. (А. Чехов) 6) В политехнический институт Николай пошёл против воли, скрепя сердце.
а) формы слова: под снегом, из-под снега;
б) однокоренные слова: снеговик, снежки, снегурочка.
6. Прочитайте. Какая орфограмма пропущена в словах? Запишите четверостишие, подберите проверочные слова.
Одуванчик з..л..той
Пост..рел и стал с..дой.
А как только пос..дел,
Вместе с ветром ул..тел.
(З. Александрова)
Найдите в четверостишии однокоренные слова. Какие морфемы образуют в них новое слово?
Ответ:
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
7. Прочитайте. Какова главная мысль текста?
Ты р..дился в (Р, р)оссии, здесь тв..я ж..знь. Только здесь небо р..дное д..ревья р..дные р..дная тр..ва. Родина начинается (с) детства. (К. Паустовский)
Запишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, объясните их выбор.
Ответ:
Ты родился в России, здесь твоя жизнь. Только здесь небо родное, деревья родные, родная трава. Родина начинается с детства.
8. Прочитайте внимательно отрывок из стихотворения И. А. Бунина «За рекой луга зазеленели». Слова с какой орфограммой преобладают в нём?
* * *
За р..кой луга заз..л..нели,
Веет лёгкой свежестью в..ды;
В..с..лей (по) рощам зазв..нели
Песни птиц на разные л..ды.
В..терок (с) полей т..пло приносит,
Горький дух л..зины м..л..дой...
О в..сна! Как сердце счастья просит!
Как сл..дка печаль м..я в..сной!
Запишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Подчеркните в тексте формы одного и того же слова.
Разберите по составу слова: приносит, птиц, лёгкой.
Ответ:
За рекой луга зазеленели,
Веет лёгкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.
Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой...
О весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!
Приносит (при — приставка, нос — корень, ит — окончание, принос — основа слова;
птиц (птиц — корень, нулевое окончание, птиц — основа слова;
лёгкой (лёг — корень, ой — окончание, лёгк — основа слова.
9. Прочитайте. Определите тему и главную мысль текста.
Беловежская пуща
Мы с..дели и наблюдали за тем как из-за т..мнеющих оч..ртаний д..ревьев поднимается раск..лённый шар солнца. Вот он уже по..вился из-за в..рхушек д..ревьев и осв..тил всё вокруг. Его лучи огненным потоком хлынули на землю рассыпались по тр..ве. Весь лес, усыпанный каплями р..сы, перел..вался м..нялся под лучами утреннего солнца.
А вокруг звонко расп..вали птицы.
Что может быть лучше т..кого яркого замечательного утра?
(Г. Скребицкий)
Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Свой выбор объясните.
* Найдите в тексте три слова, в которых правописание проверяемой безударной гласной зависит от значения слова. Выпишите их, запишите к ним слова с омонимичными корнями. Затем составьте и запишите с данными парами слов словосочетания или предложения, в которых будет отражена разница в значениях слов с омонимичными корнями.
Ответ:
Беловежская пуща
Мы сидели и наблюдали за тем, как из-за темнеющих очертаний деревьев поднимается раскалённый шар солнца. Вот он уже появился из-за верхушек деревьев и осветил всё вокруг. Его лучи огненным потоком хлынули на землю, рассыпались по траве. Весь лес, усыпанный каплями росы, переливался, менялся под лучами утреннего солнца.
А вокруг звонко распевали птицы.
Что может быть лучше такого яркого замечательного утра?
10. Найдите имена существительные, измените их число и запишите (проверочные слова ставьте на первом месте, например: поле — поля). Затем найдите глаголы, образуйте от них форму 3-го лица ед. ч., запишите (проверочные слова ставьте на первом месте, например: ходит — ходить).
Р..ка, загл..нуть, т..птать, пл..ды, ур..нить, х..лмы, цв..та, сн..га, ут..щить, ст..га, р..са, з..мля, в..лна.
Какой способ проверки правильности выбора безударной гласной в корне слова вы использовали?
Запишите к словам река, топтать однокоренные слова. Выделите в записанных словах корень. При помощи каких морфем вы образовали однокоренные слова?
Ответ:
Река, заглянуть, топтать, плоды, уронить, холмы, цвета, снега, утащить, стога, роса, земля, волна.
Однокоренные слова
река: речка, реченька, речник, речной;
топтать: втоптал, растоптав, топтаный, топтание.
11. Прочитайте и озаглавьте текст. Что вы вынесли в заголовок: тему или основную мысль текста?
Даром речи обладают только люди. Язык выделил человека из окружающей природы и сделал его самым сильным, самым разумным существом на земле. Человек владеет словом. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает мир, природу, самого себя. Слово, по выражению Максима Горького, «одежда всех фактов, всех мыслей».
Слово — это хранитель достижений человеческого ума, его дерзаний, его подвигов.
Слово — одно из древнейших слов. Когда-то оно было родственно со словами «слава», «слыть», «слух», «слушать». Даже и сейчас мы можем уловить отдалённую связь между этими «родственниками».
Автор знаменитого словаря — Владимир Иванович Даль писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни».
(В. А. Иванова, Г. Л. Панов, З. А. Потиха. Тайны родного языка)
Выпишите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне и запишите проверочные слова.
Выпишите из текста по одному слову, строение которых соответствует схемам: а) приставка, корень, два суффикса, окончание; б) корень, окончание; в) приставка, корень, суффикс, окончание; г) корень, суффикс, окончание, постфикс.
Ответ:
12. Прочитайте. Выпишите слова с пропусками. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
День к..нчался. К..залось, что л..сные п..ляны сами нал..вались густой темнотой. Скоро уже стало трудно различать очертания веток. След зн..комой тр..пинки стал проп..дать. Время от времени разд..вался одинокий гол..с птички. Она будто была уд..влена т..инственным наступлением т..шины. (М. Пришвин)
Запишите и разберите по составу слова: день, одинокий, раздавался.
Ответ:
День кончался. Казалось, что лесные поляны сами наливались густой темнотой. Скоро уже стало трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать. Время от времени раздавался одинокий голос птички. Она будто была удивлена таинственным наступлением тишины.
День (день — корень, нулевое окончание, день — основа слова), одинокий (один — корень, ок — суффикс, ий — окончание, одинок — основа слова), раздавался (раз — приставка, дав — корень, а — суффикс, л, ся — постфиксы, раздава — основа слова).
13. Прочитайте и запишите два заголовка, которые будут отражать: 1) тему; 2) главную мысль текста.
Ворона очень умна. О ней говорят, что это вороватая птица. Выхватить лакомый кусочек у другого животного прямо из-под носа ей ничего не стоит. Она пускается иногда на удивительные воровские проделки, и находчивость вороны в этих случаях просто замечательна.
Известны случаи, когда одна из ворон подлетает к собаке, которая увлечённо грызёт кость, и сильно клюёт её в хвост. Другая спереди сторожит добычу. Собака оглядывается на свой хвост, а передняя ворона мгновенно взлетает с костью в клюве на ближайшую крышу, чтобы там разделить добычу с вороной-помощницей. (Текст взят из сб.: Современный урок русского языка: Пособие для учителя / Сост.: Л. А. Тростенцова — М.: «Просвещение»)
Выпишите сначала слова, в которых одна проверяемая безударная гласная в корне; выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне, запишите проверочные слова.
Затем выпишите слова, в которых две проверяемые безударные гласные в корне; выделите корень, поставьте ударение, подчеркните проверяемые гласные в корне и запишите проверочные слова.
Ответ:
14. Отгадайте загадки, отгадки запишите в столбик.
1) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем — не найдём. 2) Посреди поля лежит зеркало; стекло — голубое, рама — зелёная. 3) По морю идёт-идёт, а до берега дойдёт — тут и пропадёт. 4) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. 5) В лугах с травой повоевала и от росы блестящей стала. 6) Кто в году четыре раза переодевается? 7) Жёлтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. 8) Эта жидкость, если честно, без подсказок всем известна. Нет её — и жить нельзя. Догадайтесь-ка, друзья! 9) Как птиц зовётся кров, где растят они птенцов? 10) Дашь попить — станет говорить. 11) Клином печальным в небесной дали с криком прощальным летят ... .
В записанных словах выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне, объясните правописание (проверочные слова записывайте во второй столбик).
Какой способ проверки правильного написания проверяемой безударной гласной в корне вы использовали?
Запишите с любым из слов первого столбика простое предложение, подчеркните грамматическую основу.
Ответ:
Роса, река, волна, дерево, коса, земля, лиса, вода, гнездо, перо, журавли.
*15. Проверьте двумя разными способами гласные в данных словах и заполните таблицу. Озаглавьте колонки таблицы.
вода |
||
гроза |
||
варить |
||
тропа |
||
схватить |
Ответ:
Изменение формы слова |
Подбор однокоренных слов |
|
вода |
воды |
водный |
гроза |
грозы |
грозный |
варить |
варит |
варево |
тропа |
тропы |
тропка |
схватить |
схватит |
выхватить |
*16. Допишите пословицы словом с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
1) Дома и стены ... . 1) Родина — мать, умей её ... . 3) Друга ищи, а нашёл — ... . 4) Труд ... человека. 5) Бездельнику всегда ... . 6) Сегодняшней работы на завтра ... . 7) Покорное слово гнев ... . 8) ... легко, да сделать ... .
Ответ:
Помогают, защищать, береги, украшает, тяжело, не оставляй, укрощает, сказать, тяжело.
*17. Одинаковые ли корни в данных ниже словах? Докажите.
Гора, горчица, гордецы.
Ответ:
Гора (гор — корень, а — окончание, гор — основа слова), горчица (горч — корень, иц — суффикс, а — окончание, горчиц — основа слова), гордецы (горд — корень, ец — суффикс, ы — окончание, гордец — основа слова).
*18. Прочитайте пословицу. Найдите сходные по звучанию слова. Одинаковые ли в них корни?
Хочешь быть в ч..сти, в гости не ч..сти.
Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Свой ответ на поставленный выше вопрос обоснуйте письменно.
Ответ:
Хочешь быть в чести, в гости не части.
*19. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.
Чтобы не ошибиться в написании безударной проверяемой гласной в корне слова, нужно ...
Например: ...
Ответ:
Чтобы не ошибиться в написании безударной проверяемой гласной в корне слова, нужно подобрать проверочное слово.
Например: лес(е, и)су лес.
*20. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.
Существует два способа проверки правильного написания безударной гласной в корне слова:
1) ...
Например: ...;
2) ...
Например: ...
Ответ:
1) Подобрать другую форму этого же слова
Например:
Один — много (волна — вОлны);
много — один (паруса — пАрус);
по вопросу где? (моря — в мОре);
что делал? что делает? (писал — пИшет).
2) Подобрать родственные слова
Большой — маленький (ковер — кОврик);
маленький — большой (площадка — плОщадь);
назови ласково (зима — зИмушка);
какой? — что? (зеленый — зЕлень);
что делал? — что? (плясал — плЯска).
Безударные гласные в корне можно проверить двумя способами:
1) подобрать однокоренные слова
Подарить (дар — корень) — дар (дар — корень), подарок (дар — корень);
поглощать (глощ — корень) — глотка (глот — корень)
2) изменить грамматическую основу слова
Писать — пишет, большой — больше, страна — страны.
*21. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слов пос..деть (на лавочке), пос..деть (от горя), при подборе проверочного слова нужно ...
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слов посидеть (на лавочке), поседеть (от горя), при подборе проверочного слова нужно определить лексическое значение слова.