Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Повторение изученного в начальных классах
Состав слова
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова

22. Запишите слова, вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.

I. Г..рой, завтр..к, л..ловый, к..рзина, к..ртина, п..ркет, трен..р, б..лкон, б..седа, пр..дмет, к..стюм, г..тара, м..ршрут, с..лют, ин..й, г..нтели.

II. Д..ктант, р..бота, ..рена, д..ван, ч..рнила, г..рбарий, к..нфета, к..нал, м..чта, б..рлога, т..перь, д..рога, г..товить, с..бака, к..торый, р..шить.

Запишите к выделенным словам: а) однокоренные слова; б) другие формы слова.

Составьте с любыми тремя словами из данного задания словосочетания и запишите, обозначьте главное и зависимое слова.

Ответ:

I. Герой, завтрак, лиловый, корзина, картина, паркет, тренер, балкон, беседа, предмет, костюм, гитара, маршрут, салют, иней, гантели.

II. Диктант, работа, арена, диван, чернила, гербарий, конфета, канал, мечта, берлога, теперь, дорога, готовить, собака, который, решить.

Трудная(з.) работа(гл.), вкусная(з.) конфета(гл.), приготовили(гл.) завтрак(з.).

23. Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Подчеркните слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

1) Г..рька р..бота, да хлеб сладок. 2) Г..товые хл..ба х..р..ши, а на лето, по-старому, пашню п..ши. 3) Л..нивый к обеду, р..тивый к р..боте. 4) Не р..бота сушит, а з..бота. 5) Ст..рание и труд св..ё в..зьмут. 6) Каждый ч..ловек — (а, о)рх..тектор св..его счастья. (Английская) 7) Р..боте время, а д..сугу час.

Как вы понимаете смысл пословицы: Каждый человек — архитектор своего счастья?

Запишите к слову работа: а) однокоренные слова; б) другие формы слова.

Ответ:

1) Горька работа, да хлеб сладок. 2) Готовые хлеба хороши, а на лето, по-старому, пашню паши. 3) Ленивый к обеду, ретивый к работе. 4) Не работа сушит, а забота. 5) Старание и труд своё возьмут. 6) Каждый человек — архитектор своего счастья. (Английская) 7) Работе время, а досугу час.

а) однокоренные слова: безработный, безработица, работник, отработанный и др.

б) другие формы слова: рабОты, рабОту, рабОтами, рабОте и др.

24. Запишите афоризмы известных людей, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

1) Ист..иное сокровище для людей — умение трудиться. (Эзоп) 2) Нет ник..кого п..зора в труде: п..зорно безделье. (Гесиод) 3) Труд изб..вляет ч..ловека от трёх зол: скуки, п..рока и нужды. (Ж.-Ж. Руссо) 4) Трудолюбивая душа д..лжна вс..гда быть занята св..им р..меслом, и частые упр..жнения для неё столь же ж..вительны, как (о, а)бычные упр..жнения для тела. (А. Суворов)

Как вы понимаете смысл слов древнегреческого баснописца Эзопа: Истинное сокровище для людей — умение трудиться?

Запишите к слову труд: а) однокоренные слова; б) другие формы слова.

Обозначьте части речи в первом предложении.

Ответ:

1) Истинное сокровище для людей — умение трудиться. (Эзоп) 2) Нет никакого позора в труде: позорно безделье. (Гесиод) 3) Труд избавляет человека от трёх зол: скуки, порока и нужды. (Ж.-Ж. Руссо) 4) Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для неё столь же живительны, как обычные упражнения для тела.

а) однокоренные слова: сотрудник, нетрудный, трудоемкий и др.

б) другие формы слова: трудЫ, трудУ, трудОв, трудЕ и др.

25. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

1) Л..тят (а, о)лмазные ф..нтаны с в..сёлым шумом к обл..кам. (А. Пушкин) 2) Сквозь туман Клим увидел св..нцовый блеск в..ды. (М. Горький) 3) Обл..ка, выт..нувшись длинными п..л..сами, л..тели от в..стока к зап..ду... (В. Короленко) 4) В г..стиной вот что предст..влялось взору н..блюдателя: маленькое ф..ртепьяно, д..ван, круглый стол, на ст..не п..ртрет белокурой д..вицы. (И. Тургенев)

Найдите в предложениях формы одного и того же слова, выпишите, выделите соответствующие морфемы.

Подберите к выписанным словам однокоренные слова, выделите в них корень. С помощью каких морфем образованы новые слова?

Ответ:

1) Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам. (А. Пушкин) 2) Сквозь туман Клим увидел свинцовый блеск воды. (М. Горький) 3) Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу... (В. Короленко) 4) В гостиной вот что представлялось взору наблюдателя: маленькое фортепьяно, диван, круглый стол, на стене портрет белокурой девицы.

26. Прочитайте выразительно текст. Подумайте, какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений. Есть ли в тексте вопросительное предложение? В конце какого предложения следует поставить восклицательный знак?

Кр..савицей русских л..сов называют её люди// И кто может ус..мниться в спр..в..дливости этого названия// Стройная, б..локурая, с тонкими поникшими в..твями и н..рядной л..ствой, она вс..гда вызывала восх..щение и радость, с давних вр..мён служила симв..лом всего самого светлого//

Белая б..рёза// Сколько песен о ней сложено, сколько ст..хов написано// Как нежно г..в..рят о ней на (Р, р)уси: «б..рёзка», «б..рёзонька»// (По С. Ивченко)

Подберите заголовки, которые будут отражать: 1) тему текста; 2) главную мысль.

Разделяете ли вы мнение автора данного текста? Аргументируйте свой ответ, приводя примеры из литературных произведений.

Запишите текст, расставьте знаки препинания в конце предложений, вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор.

Разберите по составу слова: русских, называют, ветвями.

Ответ:

Красавицей русских лесов называют её люди. И кто может усомниться в справедливости этого названия? Стройная, белокурая, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывала восхищение и радость, с давних времён служила символом всего самого светлого.

Белая берёза! Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано! Как нежно говорят о ней на Руси: «берёзка», «берёзонька»! (По С. Ивченко)

Русских (рус — корень, ск — суффикс, их — окончание, русск — основа слова), называют (на — приставка, зыв — корень, а — суффикс, ют — окончание, называю — основа слова), ветвями (ветв — корень, ях — окончание, ветв — основа слова)

27. Запишите в первый столбик слова с непроверяемой безударной гласной в корне; во второй — с проверяемой безударной гласной в корне слова. К словам с проверяемой безударной гласной в корне подберите проверочные слова.

Грам..та, д..лина, т..ория, уд..влять, оч..ровать, г..лерея, обл..ко, изв..нить, гл..гол, хр..стоматия, спр..ведливый, през..дент, л..нейка, м..тафора, упр..влять, к..никулы, к..рн..вал, препод..ватель, оч..рстветь, пок..яние, б..гряный, юб..лей, к..ричневый, синт..ксис, просв..щение.

Составьте с любыми тремя словами из первого столбика словосочетания, обозначьте главное и зависимое слова.

Ответ:

Грамота, долина, теория, удивлять, очаровать, галерея, облако, извинить, глагол, хрестоматия, справедливый, президент, линейка, метафора, управлять, каникулы, карнавал, преподаватель, очерстветь, покаяние, багряный, юбилей, коричневый, синтаксис, просвещение.

28. Прочитайте предложения. Назовите автора и произведение, из которого взяты данные строки.

1) Там в обл..ках перед н..родом через л..са, через м..ря к..лдун н..сёт б..гатыря. 2) Л..тят ..лмазные ф..нтаны с в..сёлым шумом к обл..кам. 3) К пр..дметам мудрости высокой все мысли их устр..млены. 4) С..перники одной д..рогой все вместе едут целый день. 5) С в..стока льётся ночи тень. 6) В п..щере старец; ясный вид, сп..койный взор. 7) Л..мпада перед ним горит. 8) Узнай, (Р, р)услан: твой оск..рбитель в..лшебник страшный (Ч, ч)ерномор.

Выпишите из предложений слова с пропусками в два столбика:

1) с непроверяемой безударной гласной в корне слова; 2) с проверяемой безударной гласной в корне слова. Выделите корни, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова. К словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочные слова.

Ответ:

1) Там в облаках перед народом через леса, через моря колдун несёт богатыря. 2) Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам. 3) К предметам мудрости высокой все мысли их устремлены. 4) Соперники одной дорогой все вместе едут целый день. 5) С востока льётся ночи тень. 6) В пещере старец; ясный вид, спокойный взор. 7) Лампада перед ним горит. 8) Узнай, Руслан: твой оскорбитель волшебник страшный Черномор.

29. Прочитайте. Выпишите из текста в первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик — слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Объясните правописание выписанных слов.

Поздно ночью пошёл дождь. Он вес..ло стучал в окна, лихо шумел в густой л..стве д..ревьев, д..ловито журчал в в..досточных трубах. Вр..менами он зат..хал, и тогда слышно было, как крупные д..ждевые капли с..лидно и звонко падают в бочку, ст..явшую под ..кном. П..том, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми п..токами. (Л. И. Лагин)

Допишите в каждый столбик по пять своих примеров.

Ответ:

Поздно ночью пошёл дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах. Временами он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и звонко падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками. (Л. И. Лагин)

*30. Отгадайте загадки, отгадки запишите в столбик.

1) В классе главный — ваш учитель, капитан — на корабле. А теперь вы мне скажите, кто командует в стране? 2) Пламя полыхает, пять колец сияют. Что же происходит раз в четыре года? Дивное, красивое празднество спортивное. 3) Подарок торжественно этот вручается тому, кто заслугами отличается. 4) Нам учитель текст читал, а весь класс его писал. Как назвать работу эту, попрошу я вас ответить. 5) Что в начале года весит 200 граммов, а в конце — 30 граммов? 6) В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу.

Подчеркните непроверяемые безударные гласные в корне. Какой словарь поможет вам в случае затруднения при написании данных слов?

Составьте со словами из первого столбика словосочетания и запишите их во второй столбик, обозначьте главное и зависимое слова.

Ответ:

1) президент, 2) олимпиада, 3) награда, 4) диктант, 5) календарь, 6) дневник.

31. (Задание по теории языка.) Допишите предложения текста.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно ...

Например: ...

В случае затруднения следует обратиться к ... словарю.

Ответ:

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить или посмотреть в словаре.

Например: кабинЕт — кабинЕты — кабинЕта — кабинЕтный.

В случае затруднения следует обратиться к орфографическому словарю.