Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019
Повторение изученного в начальных классах
Состав слова
Правописание слов с проверяемыми согласными в корне слова
32. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, выделите корень слова, подчеркните проверяемую согласную и запишите в скобках проверочное слово.
I. Ветхая сторо..ка, красивая руба..ка, про..ьба о помощи, тёплые варе..ки, у..кий прохо.., толстая верё..ка, короткий рука.., синяя фура..ка, круглая бесе..ка, военный пара.., ро..кий мальчик, моло..ьба хлебов, ше..ская помощь.
II. Сла..кий мё.., мя..кая обло..ка, дер..кая про..ьба, ре..кая поса..ка, лё..кая бума..ка, ни..кая тра..ка, ло..кий дру.., ре..кая скри..ка, у..кая доро..ка, скользкая верё..ка, мя..кая ладо..ка, ре..кий кла.. .
Составьте с одним из словосочетаний простое предложение, подчеркните в нём грамматическую основу.
Ответ:
I. Ветхая сторожка, красивая рубашка, просьба о помощи, тёплые варежки, узкий проход, толстая верёвка, короткий рукав, синяя фуражка, круглая беседка, военный парад, робкий мальчик, молотьба хлебов, шефская помощь.
II. Сладкий мёд, мягкая обложка, дерзкая просьба, резкая посадка, лёгкая бумажка, низкая травка, ловкий друг, редкая скрижка, узкая дорожка, скользкая верёвка, мягкая ладошка, редкий клад.
33. Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.
1) Не всякая нахо..ка кла.. . 2) Хорошая тра..ка — молока приба..ка. 3) Свой гла.. — алма.. . 4) Отрицать оши..ку — это двойная оши..ка. 5) Кошке игру..ки, а мышке слё..ки. 6) Для милого дру..ка и серё.жу из ушка. 7) Хоть далеко, да ле..ко; хоть бли..ко, да скли..ко. 8) Не нужен и кла.., коли в семье ла.. .
Укажите, к каким частям речи относятся слова в пятом предложении.
Ответ:
1) Не всякая находка клад. 2) Хорошая травка — молока прибавка. 3) Свой глаз — алмаз. 4) Отрицать ошибку — это двойная ошибка. 5) Кошке игрушки, а мышке слёзки. 6) Для милого дружка и серёжку из ушка. 7) Хоть далеко, да легко; хоть близко, да склизко. 8) Не нужен и клад, коли в семье лад.
34. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
1) Метель лепила на стекле кру..ки и стрелы. (Б. Пастернак) 2) Ни..кая и у..кая комната была без окон. (Д. Мамин-Сибиряк) 3) Лёня сорвал фура..ку, побежал вниз с крутого берега. (Б. Катаев) 4) Никита возвращался с моло..ьбы. (А. Н. Толстой) 5) Что дер..ко так считаться с нами стали? (И. Крылов) 6) То гвоздик, то другой, то ско..ку пожимает. (И. Крылов) 7) Лишь изре..ка в реке с внезапной звучностью блеснёт большая рыба. (И. Тургенев) 8) В самый жар ко..ьба показалась ему не так трудна. (Л. Толстой) 9) Ваня опять забился под рого..ку. (И. Тургенев) 10) Любо жаркому солнцу погрузить лучи в холо.. стеклянных во.. . (Н. Гоголь)
Найдите в записанных предложениях слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», подчеркните проверяемые гласные, подберите проверочные слова.
Запишите однокоренные слова к слову солнце.
Ответ:
1) Метель лепила на стекле кружки и стрелы. (Б. Пастернак) 2) Низкая и узкая комната была без окон. (Д. Мамин-Сибиряк) 3) Лёня сорвал фуражку, побежал вниз с крутого берега. (Б. Катаев) 4) Никита возвращался с молотьбы. (А. Н. Толстой) 5) Что дерзко так считаться с нами стали? (И. Крылов) 6) То гвоздик, то другой, то скобку пожимает. (И. Крылов) 7) Лишь изредка в реке с внезапной звучностью блеснёт большая рыба. (И. Тургенев) 8) В самый жар косьба показалась ему не так трудна. (Л. Толстой) 9) Ваня опять забился под рогожку. (И. Тургенев) 10) Любо жаркому солнцу погрузить лучи в холод стеклянных вод. (Н. Гоголь)
Однокоренные слова: солнышко, солнечный, солнцелюбивый, солнечно.
35. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.
Он [Васютка] посм..трел кругом. Д..ревья ничем не отл..чались от тех, на к..торых были сделаны зару..ки. Лес ст..ял неподвижно тихий в своей унылой задумчивости, т..кой же ре..кий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берё..ки с ре..кими жёлтыми листьями. Да, лес был т..кой же. И всё же от него веяло чем-то чужим...
Запишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание проверяемых гласных и согласных букв в корнях слов: выделите корень, подчеркните проверяемые гласные и согласные, в скобках запишите проверочные слова.
Определите, к каким частям речи относятся слова в первом предложении.
Ответ:
Он, Васютка, посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим...
36. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.
...Прошло ещё несколько дней а скв..рцов не было. Уже вся р..ка ясно обозначилась под снегом, проп..тавшимся наскво..ь в..дой, уже гря..ки под окошком совсем обн..жились а снег пот..мнел. На лу..ке, где была горушка с р..пейниками, тоже по..вилась проталина. Отец т..перь совсем ре..ко бывал дома. Уже целую н..делю он р..монтировал свой трактор и мать посылала ему пиро..ки в к..рзинке.
Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Свой выбор объясните.
Выпишите из текста один глагол, одно существительное и разберите их по составу.
Ответ:
...Прошло ещё несколько дней, а скворцов не было. Уже вся река ясно обозначилась под снегом, пропитавшимся насквозь водой, уже грядки под окошком совсем обнажились, а снег потемнел. На лужке, где была горушка с репейниками, тоже появилась проталина. Отец теперь совсем редко бывал дома. Уже целую неделю он ремонтировал свой трактор и мать посылала ему пирожки в корзинке.
Река — сущ. (рек — корень, а — окончание, рек — основа слова).
Ремонтировал — гл. (ремонт — корень, ир, ова — суффиксы, л — постфикс, ремонтирова — основа слова).
37. Выпишите из текстов загадок слова с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова», подберите проверочные слова.
1) Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка) 2) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь) 3) Кадка стара, покрышка нова. (Лёд и река) 4) Кто на свете первый певчий? (Петух) 5) Не книжка, а с листьями. (Капуста) 6) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина) 7) Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка) 8) На верёвке пальцы держат одеяльце. (Прищепки) 9) Влез на стол он из-под лавки, осмотрелся на подставке, гибким хвостиком вильнул, складки с галстука слизнул. (Утюг) 10) Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь) 11) Как только ложимся в кроватку, приходит он тут же украдкой, хвостом пощекочет нам глазки, и вот мы в волшебной сказке. (Сон)
Ответ
38. Прочитайте пословицы. Выпишите в два столбика слова, в которых происходит: а) оглушение согласных; б) озвончение согласных. Подберите к каждому слову проверочное.
1) Не верь козлу в капусте, а волку в овчарне. 2) Рыбка мелка, да уха сладка. 3) Бахвальство не молотьба. 4) Хвост голове не указка. 5) Нет такого дружка, как родная матушка. 6) Предупреждай просьбы друзей. 7) Спортивная ходьба здоровью друг. 8) Слеза хоть жидка, да бывает едка. 9) Добрый друг — редкий клад на свете.
Ответ
39. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взяты данные предложения.
1) Там на неведомых доро..ках сл..ды невиданных зв..рей; избу..ка там на курьих но..ках ст..ит без окон, без дв..рей. 2) И я там был, и мё.. я пил; у моря видел ду.. з..лёный; под ним с..дел, и кот учёный свои мне ска..ки г..в..рил. 3) Не скоро ели пре..ки наши, не скоро двигались кругом ковши, с..ребряные чаши... 4) Слыхал я истину бывало: хоть ло.. широк, да мозгу мало! 5) Лишь изре..ка с унылым свистом бунтует вихорь в поле чистом. 6) Но ро..кий всадник вверх ногами ввалился тя..ко в грязный ро.. . 7) Смущённый витязь поневоле пол..ком оставил грязный ро.. . 8) Сквозь вечну зел..нь здесь и там м..лькают светлые б..се..ки. 9) И обу..ь лё..кая сжимает две но..ки, чудо из чудес.
Выпишите из данных предложений слова с пропусками в три колонки: 1) с проверяемой согласной в корне слова; 2) с проверяемой безударной гласной в корне слова; 3) с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Объясните правописание выписанных слов.
Ответ:
1) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей; избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей. 2) И я там был, и мёд я пил; у моря видел дуб зелёный; под ним сидел, и кот учёный свои мне сказки говорил. 3) Не скоро ели предки наши, не скоро двигались кругом ковши, серебряные чаши... 4) Слыхал я истину бывало: хоть лоб широк, да мозгу мало! 5) Лишь изредка с унылым свистом бунтует вихорь в поле чистом. 6) Но робкий всадник вверх ногами ввалился тяжко в грязный ров. 7) Смущённый витязь поневоле ползком оставил грязный ров. 8) Сквозь вечну зелень здесь и там мелькают светлые беседки. 9) И обувь лёгкая сжимает две ножки, чудо из чудес.
40. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите слова с орфограммой «Проверяемая согласная в корне слова», подберите проверочные слова и запишите их в скобках.
В..рона
Вот в..рона (на) крыше покатой
Так (с) з..мы и осталась г..рбатой...
А уж (в) воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у в..роны...
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
(В)низ на землю гл..дит она боком:
Что б..леет (под) нежною тра..кой?
Вон ж..лтеют (под) серою ла..кой
Прошлогодние мокрые стру..ки...
Это всё у в..роны — игру..ки,
И уж так-то в..рона д..вольна,
Что в..сна, и дышать ей привольно!..
(А. Блок)
Выпишите остальные слова с пропущенными буквами и со скобками, объясните их правописание.
Ответ:
Ворона
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась горбатой...
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны — игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..
*41. Отгадайте загадки, отгадки запишите в столбик.
1) Есть у книг своя одёжка, ту одёжку звать ... . 2) Без замочка, а запирается. 3) Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой. Ждёт лошадка у ворот — открывай пошире рот! 4) Щука в море хвостом виляет, горы ставит. 5) У неё язычок — длинный шустренький смычок. 6) Руки греет пара печек из колечек от овечек. 7) Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю ... . 8) Скорчится — в кошку, растянется — в дорожку. 9) Не прядёт, не жнёт, а людей одевает. 10) Шуба нова, да на подоле дыра. 11) Красный нос в землю врос, а зелёный хвост — наружу. 12) На берегу нашёл Андрюшка из кости сделанное ушко.
Выделите в записанных словах орфограмму «Проверяемая согласная в корне», запишите рядом проверочные слова.
Ответ:
Обложка, булавка, ложка, косьба, скрипка, варежка, зарядка, верёвка, овца, прорубь, морковь, ракушка.
*42. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.
1) Иногда, не часто; 2) срезание травы косой; 3) извлечение, выбивание зёрен из колосьев; 4) помещение для сторожа; 5) вышитый узор для ткани; 6) обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания; 7) изделие из кручёных или витых в несколько рядов длинных прядей пеньки, употребляемое для завязывания; 8) обёртка книги, тетради; 9) непочтительный, оскорбительно грубый; 10) искусный, обладающий физической сноровкой; 11) описание природы в литературном произведении; 12) изображение или выражение, нуждающееся в разгадке.
Выделите в записанных словах орфограмму «Проверяемая согласная в корне слова», запишите рядом проверочные слова.
Ответ:
Изредка, косьба, молотьба, сторожка, вышивка, просьба, верёвка, обложка, дерзкий, ловкий, пейзаж, загадка.
*43. Допишите пословицы. Объясните правописание слов с проверяемой согласной в корне.
1) Учиться, что ... в гору тащить. 2) Дорога ... к обеду. 3) По ... встречают, по уму провожают. 4) Молодой журавль высоко взлетел, да ... сел. 5) Огонь без дыма, человек без ... не бывает. 6) Человек с друзьями — как широкая степь, а без друзей — как ... ладонь. 7) Бахвальство не ... .
Ответ:
Тележка, ложка, одёжка, низко, ошибка, узкий, молотьба.
44. (Задание по теории языка.) Прочитайте внимательно шуточное стихотворение М. Грозовского. О каком орфографическом правиле в нём рассказывается? Проговорите это правило, приведите примеры.
На кухне
Чашка и кружка
Спорят друг с дружкой,
Кто из них в доме нужней.
Ложка и блюдце
Звонко смеются
И утешают друзей:
— К чашечке — блюдечко.
В кружечку — ложечка.
Каждый по-своему
Нужен немножечко.
Ответ
45. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.
Чтобы не ошибиться в написании проверяемой согласной в корне слова, нужно ... или ... (например: ...).
Ответ:
Чтобы не ошибиться в написании проверяемой согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоят гласные или согласные л, м, н, р. (например, наряд — нарядный, дуб — дубок, тростник — тростинка).