Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словообразование. Орфография. Культура речи
Буквы 3 и С на конце приставок

220. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, выделите приставки, объясните их правописание.

В..копать грядки, чере..чур ярко, ..дать экзамены, н..деть бе..козырку, ..беречь здоровье, и..править ошибку, и..вестить о событии, бе..порядочный ра..сказ, в..бежать по лестнице, И..чезнувший остров, ра..плескать воду, ра..вязать верёвку, и..бежать опасности, ра..щепить бревно.

Подчеркните слова с неизменяемой приставкой.

Найдите слова, в которых буквы Е, Ё, Я обозначают два звука, укажите эти звуки вверху в квадратных скобках.

Найдите слова с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова», подчеркните проверяемую согласную, подберите проверочные слова.

Ответ:

Вскопать грядки, чересчур ярко, сдать экзамены, надеть бескозырку, сберечь здоровье, исправить ошибку, известить о событии, беспорядочный рассказ, взбежать по лестнице, Исчезнувший остров, расплескать воду, развязать верёвку, избежать опасности, расщепить бревно.

221. Прочитайте пословицы. Какая тема их объединяет? Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Дом во..вести — не пл..тень з..плести. 2) Упорство и тру.. дивные в..ходы д..ют. 3) Бе..полезно нан..сить узоры на воду. (Таджикская) 4) Луч..ше быстро ..гореть в огне работы, чем тлеть в дыму бе..делья. 5) За бе..плодный тру.. и спасиба нет. 6) Горы ра..сыпаются но дела людей ост..ются. 7) Лежебок.. и со..нце не в пору в..ходит. 8) Чтобы п..строить ..дание, надо иметь знание. 9) Хорош отдых, когда р..бота ..делана. 10) Бе..граничен мир в..ликих дел. 11) Не ра..грызёшь ореха — ядра не с..ешь. 12) Рысью не в..пашешь. 13) Кто умело во..делывает землю тот весь год хлебом н..сыщается.

Произведите синтаксический разбор предложения 6. Начертите схему.

Ответ:

1) Дом возвести — не плетень заплести. 2) Упорство и труд дивные всходы дают. 3) Бесполезно наносить узоры на воду. (Таджикская) 4) Лучше быстро сгореть в огне работы, чем тлеть в дыму безделья. 5) За бесплодный труд и спасиба нет. 6) Горы рассыпаются, но дела людей остаются. 7) Лежебоке и солнце не в пору всходит. 8) Чтобы построить здание, надо иметь знание. 9) Хорош отдых, когда работа сделана. 10) Безграничен мир великих дел. 11) Не разгрызёшь ореха — ядра не съешь. 12) Рысью не вспашешь. 13) Кто умело возделывает землю, тот весь год хлебом насыщается.

222. Запишите афоризмы, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.

1) Всего несноснее ж..ть в свет.. бе..полезно. (Н. Карамзин) 2) Пользоваться р..зультатами труда т..варища бе..чес..но. (В. Сухомлинский) 3) Бе..молвное дело

луч..ше бе..помощ..ного слова. («Пчела») 4) Во..держанность и ра..пущенность пр..являются не только в п..ступках но и в сл..вах. (Абуль-Фарадж) 5) В..ликие мысли и..ходят из сер..ца. (Вовенарг) 6) Заслуги отца на сына не ра..пространяются. (М. Сервантес)

Ответ:

1) Всего несноснее жить в свете бесполезно. (Н. Карамзин) 2) Пользоваться результатами труда товарища бесчестно. (В. Сухомлинский) 3) Безмолвное дело

лучше беспомощного слова. («Пчела») 4) Воздержанность и распущенность проявляются не только в поступках, но и в словах. (Абуль-Фарадж) 5) Великие мысли исходят из сердца. (Вовенарг) 6) Заслуги отца на сына не распространяются. (М. Сервантес)

223. Запишите текст загадки, вставьте пропущенные орфограммы, объясните правописание приставок.

Загадка

Ра..кинув п..руса шумящи,

Не раз к..рабль (под) ним пр..плыл,

Но на хр..бет его блестящий

Ещё никто не во..ходил!

Идёшь (к) нему — он прочь стр..мится

И в то же время недв..жим:

С своим п..током он р..дится

И вместе и..чезает (с) ним.

     (Радуга)

Ответ:

Загадка

Раскинув паруса шумящи,

Не раз корабль под ним проплыл,

Но на хребет его блестящий

Ещё никто не восходил!

Идёшь к нему — он прочь стремится

И в то же время недвижим:

С своим потоком он родится

И вместе исчезает с ним.

224. Запишите слова с приставками, оканчивающимися на -З, в 1-й столбик, на -С — во 2-й столбик.

Бе..козырка, бе..печный, бе..брежный, и..черпать, бе..цельный, и..целить, и..виниться, ра..чертить, ра..цвет, в..ходить, в..бежать, вс..порхнуть, ни..вергнуть, ни..падать, чере..чур, ра..пространить, бе..культурье, бе..тактность, и..коренить, ра..писание, и..царапать, и..вестить, ра..сказать, и..чезнуть.

Ответ:

Бескозырка, беспечный, безбрежный, исчерпать, бесцельный, исцелить, извиниться, расчертить, расцвет, всходить, взбежать, вспорхнуть, низвергнуть, ниспадать, чересчур, распространить, бескультурье, бестактность, искоренить, расписание, исцарапать, известить, рассказать, исчезнуть.

225. Запишите слова с неизменяемыми приставками в 1-й столбик, с приставками, оканчивающимися на -З(-С) — во второй. Приставки выделите; объясните выбор согласной в приставках во втором столбике.

Бе..перспективный, ..двинуть, раз..гнуть, во..становить, во..родить, бе..граничный, ..делать, чере..чур, ни..вергнуть, и..править, над..рвать, на..пилить, з..глянуть, в..лететь, ..тащить, бе..платный, не..гибаемый, и..чезнуть, ра..жать, на..пись, пер..делать, по..готовить, и..готовить.

Ответ:

Бесперспективный, сдвинуть, разогнуть, восстановить, возродить, безграничный, сделать, чересчур, низвергнуть, исправить, надорвать, надпилить, заглянуть, взлететь, стащить, бесплатный, незгибаемый, исчезнуть, разжать, надпись, переделать, подготовить, изготовить.

226. Прочитайте высказывания. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, слова с пропусками в два столбика: 1) с неизменяемыми приставками, 2) с приставками на -З(-С). Объясните выбор согласной в приставках во втором столбике.

1) Любовь к Отечеству должна и..ходить из любви к человечеству. (В. Белинский) 2) Первое условие для ..ближения— искренность. (М. Пришвин) 3) Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бе..корыстен в своих п..ступках. (А. Суворов) 4) Самое трудное в мире ... ра..п..знать человека лживого. (Феогнид) 5) Будь ..держан на язык. (Клеобул) 6) О..крывай уста свои за бе..гласного и для защиты всех сирот. (Соломон) 7) В бе..делье является потребность говорить бе..прерывно. (Ж.-Ж. Руссо) 8) Трусость в своём ра..цвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен) 9) Во..поминание ..глаживает старые морщины. (О. Людвиг)

Какие слова вы выписали в обе колонки? Почему?

Дополните записи в каждом столбике своими примерами (по три- четыре примера).

Разделяете ли вы точку зрения Г. Ибсена (см. предложение 8)? Аргументируйте своё мнение, опираясь на произведения литературы.

Ответ:

1) Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству. (В. Белинский) 2) Первое условие для сближения — искренность. (М. Пришвин) 3) Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках. (А. Суворов) 4) Самое трудное в мире — распознать человека лживого. (Феогнид) 5) Будь сдержан на язык. (Клеобул) 6) Открывай уста свои за безгласного и для защиты всех сирот. (Соломон) 7) В безделье является потребность говорить беспрерывно. (Ж.-Ж. Руссо) 8) Трусость в своём расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен) 9) Воспоминание сглаживает старые морщины. (О. Людвиг)

*227. Отгадайте загадки, отгадки запишите. Выделите приставки, объясните их правописание.

1) Белая кошка лезет в окошко. 2) В небе утреннем заря появляется не зря. Отгадай без промедленья утром солнца появленье. 3) Самый смелый из цветов, он в снегу расти готов. 4) Зубов много, а ничего не ест. 5) Маленький мальчик залез в чуланчик. Мальчик беленький, чуланчик чёрненький. 6) Если этот флот военный, то тогда уж непременно на судах его матросы с ленточками это носят.

Составьте и запишите с любыми двумя словами предложения с прямой речью: 1) прямая речь находится после слов автора; 2) прямая речь находится перед словами автора. Начертите схемы записанных предложений.

Ответ:

Рассвет, восход, подснежник, расчёска, подсолнух, бескозырка.

*228. Определите слова по их лексическому значению и запишите. Выделите приставки, объясните их правописание.

1) График, содержащий сведения о времени школьных уроков; 2) фуражка без козырька; 3) лишённый таланта; 4) лишённый чувствительности; 5) спуститься, сойти вниз; 6) сбросить сверху; 7) признаться в совершённой ошибке, в неправильном поступке; 8) появление и время (а также место) появления светила над горизонтом; 9) установленный порядок в каком-либо деле; 10) отсутствие деятельности; 11) вырастить, воспитать; 12) не имеющий вкуса (о пище).

Составьте и запишите с двумя любыми словами предложения: а) простое с однородными членами; б) сложное. Подчеркните грамматические основы и однородные члены как члены предложения.

Ответ:

Расписание, бескозырка, бездарный, бесчувственный, нисходить, низвергнуть, раскаяться, восход, распорядок, бездействие, вскормить, безвкусный.

*229. Дополните ряд синонимов словом с орфограммой «Буквы 3(C) на конце приставок». Выделите приставки, объясните их правописание.

1) ..., тунеядец, трутень, дармоед, лоботряс;

2) ..., бездумный, бессердечный, чёрствый, холодный;

3) ..., пресный;

4) ..., говорить, беседовать, толковать;

5) ..., пропасть, кануть, сгинуть, улетучиться, испариться;

6) ..., волноваться, тревожиться, переживать, нервничать;

7) ..., забава, затея, увеселение, утеха, потеха.

Ответ:

Бездельник, бесчувственный, безвкусный, разговаривать, исчезнуть, беспокоиться, развлечение.

*230. Запишите к данным словам антонимы с орфограммой «Буквы 3(C) на конце приставок». Выделите приставки, объясните их правописание.

1) ..., работать;

2) ..., корыстолюбие;

3) ..., сузить;

4) ..., низвергнуть;

5) ..., закат;

6) ..., сжать;

7) ..., затухнуть;

8) ..., возникнуть;

9) ..., сумерки;

10) ..., сообразительный;

11) ..., крылатый;

12).. ., доход;

13) ..., увянуть;

14) ..., нисшествие.

Ответ:

Бездельничать, бескорыстие, расширить, вознести, восход, разжать, воспламениться, исчезнуть, рассвет, бестолковый, бескрылый, расход, расцвести, восшествие.

231. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.

В приставках на -З(-С) буква 3 пишется ... (например: ..., ...); буква С — ... (например: ..., ...).

Ответ