Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словообразование. Орфография. Культура речи
Буквы О - А в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-

232. Запишите словосочетания, выделите корни с чередованием, объясните правописание в них гласной буквы.

Контрольное изл..жение, краткое прил..гательное, изл..жить суть дела, пол..жить на полку, сл..жить вещи в рюкзак, сумма двух сл..гаемых, предл..жил помощь, сл..гать полномочия, нал..гать взыскание, возл..гать надежды, прил..жить все силы, обл..жить налогом.

Какова роль Ь в выделенных словах?

Ответ:

Контрольное изложение, краткое прилагательное, изложить суть дела, положить на полку, сложить вещи в рюкзак, сумма двух слагаемых, предложил помощь, слагать полномочия, налагать взыскание, возлагать надежды, приложить все силы, обложить налогом.

233. Запишите пословицы, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание гласных в корнях с чередованием.

1) От ж..лания (к) и..полнению прил..жи умение. 2) Человек пре..пол..гает, а Бог ра..пол..гает. 3) Пре..пол..жения умных д..роже уб..ждений глупцов. 4) Не сиди сл..жа руки, так не будет и скуки. 5) Всякая ржавчина оч..щается, ежели руки прил..жить. 6) Умный надеется на свои д..ла, а глупый пол..гается (на) удач.. .

Произведите синтаксический разбор предложения 6.

Ответ:

1) От желания к исполнению приложи умение. 2) Человек предполагает, а Бог располагает. 3) Предположения умных дороже убеждений глупцов. 4) Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. 5) Всякая ржавчина очищается, ежели руки приложить. 6) Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на удачу.

234. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Расставьте недостающие знаки препинания.

Человек ч..сть природы. Человек единственный р..зумный вид на З..мле. Это нал..гает на него ответственность за сохр..нение того видового многообразия ж..вых орг..низмов, к..торое окружает его на нашей уд..вительной пл..нет.. . (Из учебника биологии для 6 класса.)

Подчеркните слова, в которых буква Е обозначает два звука.

Ответ:

Человек — часть природы. Человек единственный разумный вид на Земле. Это налагает на него ответственность за сохранение того видового многообразия живых организмов, которое окружает его на нашей удивительной планете.

235. Запишите текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной буквы в корнях с чередованием. Расставьте недостающие знаки препинания.

Предл..гаю вашему вн..манию к..ртину художника В. Перова.

На к..ртин.. мы видим охотников на привале. Это мир людей в их сп..койную приятную м..нуту, когда они отдыхают после удач..ной охоты смеют..ся шутят (с) удовольствием в..поминают разные охотнич..и истории. На душе (у) них ле..ко, поэтому так св..бодно ра..пол..жились они (на) тр..ве расстелили тряпицу достали нехитрую снедь, чтобы перекусить. (По В. Соловьёву)

Найдите в предложениях текста однородные члены, подчеркните их как члены предложения.

Ответ:

Предлагаю вашему вниманию картину художника В. Перова.

На картине мы видим охотников на привале. Это мир людей в их спокойную приятную минуту, когда они отдыхают после удачной охоты, смеются, шутят, с удовольствием вспоминают разные охотничьи истории. На душе у них легко, поэтому так свободно расположились они на траве, расстелили тряпицу, достали нехитрую снедь, чтобы перекусить. (По В. Соловьёву)

236. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, в первый столбик слова с чередующейся безударной гласной в корне, во второй — с проверяемой безударной гласной в корне. Выделите в словах корень, объясните выбор гласной буквы.

Д..лина, повт..рять, сл..жение, сл..гать, изд..лека, укр..щать, сокр..щать, усл..жнять, предпол..гать, загр..ждение, благосл..влять, упр..влять, изл..жение, сост..влять, пок..яние, посм..треть, прил..гательное, вл..жить, л..жок, усл..ждать.

Разберите по составу выделенные слова. Есть ли в данных словах орфограмма «Буквы О — А в корне -ЛА- — -ЛОЖ-»? Докажите.

Ответ:

Долина, повторять, сложение, слагать, издалека, укрощать, сокращать, усложнять, предполагать, заграждение, благословлять, управлять, изложение, составлять, покаяние, посмотреть, прилагательное, вложить, ложок, услаждать.

237. Прочитайте. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, слова в три колонки: 1) с чередующейся безударной гласной в корне; 2) с проверяемой безударной гласной в корне; 3) с непроверяемой безударной гласной в корне. Объясните правописание безударной гласной в корне.

1) Сл..гается учительское счастье из наших уч..нических п..бед. (А. Дементьев) 2) Без комп..са в т..кой мгле нельзя было найти д..рогу, и мы распол..жились на н..члег. (К. Паустовский) 3) Кирила Петрович предл..жил ехать в..рхом, но князь предпочёл прогулку в л..нейке. (А. Пушкин) 4) Маша день ото дня отл..гала р..шительное объ..снение. (А. Пушкин) 5) Ночь уже л..жилась на горы, и туман бр..дил по ущелью. (М. Лермонтов) 6) Многообразно и в охоту нам предл..гает жизнь сама душе и мускулам р..боту — р..боту сердца и ума. (Я. Смеляков)

Ответ:

1) Слагается учительское счастье из наших ученических побед. (А. Дементьев) 2) Без компоса в такой мгле нельзя было найти дорогу, и мы расположились на ночлег. (К. Паустовский) 3) Кирила Петрович предложил ехать верхом, но князь предпочёл прогулку в линейке. (А. Пушкин) 4) Маша день ото дня отлагала решительное объяснение. (А. Пушкин) 5) Ночь уже ложилась на горы, и туман бродил по ущелью. (М. Лермонтов) 6) Многообразно и в охоту нам предлагает жизнь сама душе и мускулам работу — работу сердца и ума. (Я. Смеляков)

238. Прочитайте. Выпишите по два слова: а) с проверяемой безударной гласной в корне; б) с непроверяемой безударной гласной в корне; в) с чередующейся безударной гласной в корне. Выделите корень слова, объясните выбор гласной буквы.

Художник И. Е. Репин прилагал немало усилий, чтобы молодой человек стал истинным мастером. Он говорил своим ученикам: «Краски у нас — орудие, они должны выражать наши мысли. Колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».

Дополните каждую группу слов своими примерами (по два — три примера).

Ответ

*239. Определите слово по его лексическому значению и запишите. Выделите орфограмму «Чередующиеся безударные гласные в корне слова».

1) Загадка, предварительная мысль; 2) сделать сообщение, доклад о чём-либо; 3) поместить внутрь; 4) представлять на обсуждение как известную возможность; 5) положить в другое место; 6) устраивать, проводить (дорогу, путь); 7) описывать, передавать речью; 8) положить вместе в известном порядке; 9) торжественно класть сверху, поверх; 10) хорошее отношение, симпатия к кому-нибудь; 11) часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какие? чей?; 12) сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль; 13) число, которое складывается с другим при сложении.

Составьте с двумя — тремя словами словосочетания, запишите, обозначьте главное слово.

Ответ

*240. Запишите к данным словам антонимы с орфограммой «Буквы О — А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ-». Выделите корень, объясните выбор гласной буквы.

1) ... — благоволение (к кому-либо)

2) ... — спрос;

3) ... — вычитание;

4)... — вычитаемое;

5) ... — взять.

Ответ

* 241. Допишите пословицы словом с чередующейся безударной гласной в корне. Выделите корень слова, объясните выбор гласной буквы.

1) Умный надеется на свои дела, а неумный ... на удачу. 2) Кто поздно ..., того и счастье сторонится. 3) От желания к исполнению ... умение.

Ответ:

1) Умный надеется на свои дела, а неумный полагается на удачу. 2) Кто поздно встает, того и счастье сторонится…

242. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.

В корне -ЛАГ- — -ЛОЖ- в безударном положении буква А пишется ... (например: ..., ...); буква О — ... (например: ..., ...).

Ответ