Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словообразование. Орфография. Культура речи
Буквы О - А в корне -РАСТ- - -РОС-

243. Запишите словосочетания, выделите корни слов с чередующейся безударной гласной, объясните правописание безударной гласной в корне.

Вьющееся р..стение, молодая пор..сль, выр..щенный урожай, отр..сль лёгкой промышленности, выр..с будто из-под земли, густые зар..сли, морские водор..сли, р..стительный и животный мир, подр..сла на пять сантиметров, немного подр..сти, небольшой р..сточек.

Выделите в словах орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», подберите проверочные слова.

Ответ:

Вьющееся растение, молодая поросль, выращенный урожай, отрасль лёгкой промышленности, вырос будто из-под земли, густые заросли, морские водоросли, растительный и животный мир, подросла на пять сантиметров, немного подрасти, небольшой росточек.

244. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Высокое р..стение, распол..жились у костра, краткое прил..гательное, посадки разр..слись, предл..гать решение, сл..жить вещи, полить р..сточек, прол..жить тропинку в зар..слях, как из-под земли выр..с, вр..стать корнями, р..стки смородины.

Подчеркните слова с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Ответ:

Высокое растение, расположились у костра, краткое прилагательное, посадки разрослись, предлагать решение, сложить вещи, полить росточек, проложить тропинку в зарослях, как из-под земли вырос, врастать корнями, ростки смородины.

245. Прочитайте и запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы. Выделите корни слов с чередованием, объясните в них выбор гласной буквы.

1) Где р..сла тр..ва, там и ещё выр..стет. 2) Возр..ст не защ..щает от глупостей. 3) С осину выр..с, а ума не вын..с. 4) Где водор..сли, там и рыба. 5) От доброго к..ня добрая и отр..сль. 6) Мало р..дилось, да в..лико взр..сло. 7) Птицы в гн..зде — до ос..ни, дети в с..мье — до возр..ста. 8) Пока тр..ва подр..стёт, много в..ды ут..чёт. 9) Из одного з..рна два р..стка не выр..стут. 10) Лес по дер..ву не плачет, а по пор..сли сохнет.

Ответ:

1) Где росла трава, там и ещё вырастет. 2) Возраст не защищает от глупостей. 3) С осину вырос, а ума не вынес. 4) Где водоросли, там и рыба. 5) От доброго коня добрая и отрасль. 6) Мало родилось, да велико взросло. 7) Птицы в гнезде — до осени, дети в семье — до возраста. 8) Пока трава подрастёт, много воды утечёт. 9) Из одного зерна два ростка не вырастут. 10) Лес по дереву не плачет, а по поросли сохнет.

246. Прочитайте выразительно. Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, свой выбор объясните.

* * *

Р..сти р..сти ябл..нька

подр..стай.

Цв..ти цв..ти ябл..нька

расцв..тай!

3..л..тое солнышко

жарче грей!

Выр..стайте ябл..ки

поск..рей!

Р..сла р..сла ябл..нька

подр..сла.

Цв..ла цв..ла ябл..нька

отцв..ла.

Отр..хнула ябл..нька

свой н..ряд

и поспели ябл..ки

для р..бят.

   (Н. Забила)

Выделите обращения знаком О.

Произведите синтаксический разбор последнего предложения. Начертите схему.

Ответ:

Яблонька

Расти, расти, яблонька,

подрастай.

Цвети, цвети, яблонька

расцветай!

3олотое солнышко,

жарче грей!

Вырастайте, яблоки,

поскорей!

Росла, росла яблонька —

подросла.

Цвела, цвела яблонька —

отцвела.

Отряхнула яблонька

свой наряд,

и поспели яблоки

для ребят.

247. Прочитайте и запишите текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, свой выбор объясните. Слова с чередующейся безударной гласной в корне подчеркните.

Митя, вып..тив нижнюю губу, н..сёт в л..донях к..нверт, разр..сованный д..ковинными р..стениями. Все самые яркие и в..сёлые краски всё св..ё умение вл..жил Митя в р..сунок. А как ст..рательно выв..дены на листке ч..тыре слова Д..р..гая мамочка! Поздр..вляю. Митя. (По 3. Воскресенской)

Начертите схему предложения с прямой речью.

Ответ:

Митя, выпятив нижнюю губу, несёт в ладонях конверт, разрисованный диковинными растениями. Все самые яркие и весёлые краски всё своё умение вложил Митя в рисунок. А как старательно выведены на листке четыре слова: «Дорогая мамочка! Поздравляю. Митя». (По 3. Воскресенской)

248. Запишите слова в три колонки: 1) с проверяемой безударной гласной в корне (подберите и запишите проверочные слова); 2) с непроверяемой безударной гласной в корне; 3) с чередующейся безударной гласной в корне (объясните выбор гласной буквы).

Р..са, подр..сла, р..стение, изл..гать, комн..та, б..рдовый, р..скошный, усл..жнять, сл..жить, изл..жение, р..сточек, п..латка, благосл..влять, сл..гаемое, зар..сли, произр..стать, пор..сль, прил..гательное, взр..щённый, к..стюм, сл..жение, пол..жить, спр..ведливый, л..пата, л..яльный, д..лина, д..леко, б..гряный.

Ответ:

Роса, подросла, растение, излагать, комната, бордовый, роскошный, усложнять, сложить, изложение, росточек, палатка, благословлять, слагаемое, заросли, произрастать, поросль, прилагательное, взращённый, костюм, сложение, положить, справедливый, лопата, лояльный, долина, далеко, багряный.

249. Прочитайте. Выпишите только те предложения, в которых есть слова с чередующейся безударной гласной в корне, выделите корень, объясните правописание безударной гласной.

1) Бор..ду выр..стил, а ум выпустил. (Пословица) 2) Не пол..жа, не ищут. (Пословица) 3) Вместе с р..сой падает алый блеск на п..ляны. (И. Тургенев) 4) Дружба может быть проч..на только при зрелости ума и возр..ста. (Цицерон) 5) От слов пл..хого ч..ловека г..л..ва ра..колется. (Пословица) 6) По н..чам в зар..слях вокруг нас ш..велились и др..жали ни..кие звёзды. (К. Паустовский) 7) Зачем же всё так усл..жнять? 8) С др..внейших времён люди и..пользуют м..рские водор..сли в пищ.. . (Из учебника биологии) 9) Во всяком возр..сте ув..жай р..дителей. (Екатерина II) 10) Рано з..тает, долго не р..стает. (Пословица) 11) Соч..нение ст..хов ближе к богослужению, чем обычно пол..гают. (А. Франс) 12) Как ветки листьями облепит, р..стают зимние сл..ва. (А. Прасолов)

Ответ:

1) Бороду вырастил, а ум выпустил. (Пословица) 2) Не положа, не ищут. (Пословица) 3) Вместе с росой падает алый блеск на поляны. (И. Тургенев) 4) Дружба может быть прочна только при зрелости ума и возраста. (Цицерон) 5) От слов плохого человека голова расколется. (Пословица) 6) По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды. (К. Паустовский) 7) Зачем же всё так усложнять? 8) С древнейших времён люди используют морские водоросли в пищу. (Из учебника биологии) 9) Во всяком возрасте уважай родителей. (Екатерина II) 10) Рано затает, долго не растает. (Пословица) 11) Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают. (А. Франс) 12) Как ветки листьями облепит, растают зимние слова. (А. Прасолов)

250. Прочитайте текст. Выпишите слова в две колонки: 1) с чередующейся безударной гласной в корне; 2) с проверяемой безударной гласной в корне. Выделите корень, объясните правописание безударной гласной.

Как по..вился хлеб

Каждый день у нас на ст..ле по..вляется душ..стый л..моть хлеба. А вот инт..ресно, когда и где р..дился хлеб?

Учёные пол..гают, что впервые хлеб по..вился на з..мле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Ж..знь наших пре..ков была нелё..кой. Главной заботой была забота о проп..тании. В поисках пищи они и обр..тили вн..мание на злаковые р..стения. Эти злаки — пре..ки нынешних пш..ницы, рж.., овса, ячм..ня. Древние люди заметили, что брошенное в землю з..рно возвр..щает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной з..мле выр..стает больше ростков.

Долгое время люди употр..бляли в пищ.. зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и в..рить их. Так по..вились первые ж..рнова, первая мука, первый хлеб. (Л. Введенская)

Дополните записи в первой колонке своими примерами (пять — шесть примеров).

Ответ:

Как появился хлеб

Каждый день у нас на столе появляется душистый ломоть хлеба. А вот интересно, когда и где родился хлеб?

Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки — предки нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше ростков.

Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить их. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. (Л. Введенская)

*251. Допишите пословицы словом с чередующейся безударной гласной в корне. Объясните правописание безударной гласной в корне.

1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нём розы не ... . 2) Мало родилось, да велико ... . 3) От доброго корня добрая и ... . 4) Где ... трава, там и ещё ... . 5) Без света и тепла не ... виноградная лоза. 6) Ты посей рожь, васильки сами ... . 7) Без весеннего денёчка нет хорошего ... .

Ответ:

1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нём розы не вырастут. 2) Мало родилось, да велико выросло. 3) От доброго корня добрая и поросль. 4) Где росла трава, там и ещё вырастет. 5) Без света и тепла не растет виноградная лоза. 6) Ты посей рожь, васильки сами взойдут. 7) Без весеннего денёчка нет хорошего росточка.

252. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

В корне -РАСТ- — -РОС- безударная А пишется ... (например: ..., ..., ...). Исключения: ..., ... .

Ответ