Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словообразование. Орфография. Культура речи
Буквы Ё - О после шипящих в корне слова

253. Запишите словосочетания, выделите орфограмму «Буквы Ё — О после шипящих в корне слова».

Деш..вые товары, модная прич..ска, верный расч..т, тяж..лый молот, ож..г руку, ож..г руки, сказал ш..потом, неровный ш..в, маленький ж..лудь, маж..рное настроение, ш..рох листьев, вкусный крыж..вник, синий ш..лк, ч..рствый хлеб, поч..тный караул, ж..лтый плащ.

Подберите и запишите: а) антоним к выделенному слову; б) синоним к подчёркнутому слову.

Ответ:

Дешевые товары, модная прическа, верный расчет, тяжелый молот, ожег руку, ожог руки, сказал шепотом, неровный шов, маленький желудь, мажорное настроение, шорох листьев, вкусный крыжовник, синий шелк, черствый хлеб, почетный караул, желтый плащ.

254. Прочитайте. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму «Буквы Ё — О после шипящей в корне слова».

1) Кто родину не на словах любит, тому поч..т будет. 2) Большой дуб из малого ж..лудя вырастает. 3) Красное солнышко на белом свете ч..рную землю греет. 4) Рады люди лету, а пчёлы свету. 5) Хорош садовник, хорош и крыж..вник. 6) Одно доброе слово и в ж..сткий мороз согреет. 7) Самая лёгкая дорога та, которую прош..л. 8) Всякого щ..голя не перещеголяешь. (Пословицы)

Найдите в записанных предложениях слово с чередующейся безударной гласной в корне слова. Выделите корень, объясните правописание безударной гласной.

Найдите две пары антонимов, укажите, какой частью речи они являются.

Найдите однокоренные слова, выделите в них корень и морфему, при помощи которой образовано новое слово.

Ответ:

1) Кто родину не на словах любит, тому почет будет. 2) Большой дуб из малого желудя вырастает. 3) Красное солнышко на белом свете черную землю греет. 4) Рады люди лету, а пчёлы свету. 5) Хорош садовник, хорош и крыжовник. 6) Одно доброе слово и в жесткий мороз согреет. 7) Самая лёгкая дорога та, которую прошел. 8) Всякого щеголя не перещеголяешь. (Пословицы)

255. Прочитайте и запишите отрывок из стихотворения И. Бунина «Затишье». Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

* * *

На со..нце ж..лтый лист св..ркает в отд..ленье,

Как ярким зол..том пылающий к..стёр.

В саду листки б..рёз, без ш..роха срываясь,

Средь тонких п..утин, как бабоч..ки блестят

И, слабо по в..твям ц..пляясь и качаясь,

На блеклую тр..ву беспом..щно л..тят.

Найдите слова с приставками, приставки выделите, объясните их правописание.

Ответ:

На солнце желтый лист сверкает в отдаленье,

Как ярким золотом пылающий костёр.

В саду листки берёз, без шороха срываясь,

Средь тонких паутин, как бабочки блестят

И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

На блеклую траву беспомощно летят.

256. Прочитайте и запишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Есть что-то особенно привл..кательное в этих тусклых осенних днях. Идёшь (по) л..сной тр..пинк.. среди м..л..дых б..рёзок, дубов, осинок. Кругом т..шина — ни пения птиц, ни ш..роха листьев, только изр..дка уп..дёт на землю тяж..лый созревший ж..лудь.

Ле..ко дышит осенней св..жестью грудь, и невольно тянет идти всё дальше и дальше вп..рёд по влажной, укрытой ж..лтой л..ствой тр..пинк.. . (По Г. Скребицкому)

Подчеркните во втором предложении однородные члены как члены предложения.

Подберите синонимы к слову жёлтый в последнем предложении.

Ответ:

Есть что-то особенно привлекательное в этих тусклых осенних днях. Идёшь по лесной тропинке среди молодых берёзок, дубов, осинок. Кругом тишина — ни пения птиц, ни шороха листьев, только изредка упадёт на землю тяжелый созревший желудь.

Легко дышит осенней свежестью грудь, и невольно тянет идти всё дальше и дальше вперёд по влажной, укрытой желтой листвой тропинке. (По Г. Скребицкому)

Синонимы к слову жёлтый: желтоватый, золотистый, янтарный, медовый, лимонный и др.

257. Выпишите из текстов загадок слова с орфограммой «Буквы Ё — О после шипящих в корне слова», объясните выбор гласной буквы в корне.

1) Гляжу в окошко — ходит ч..рная кошка. (Ночь) 2) С неба приш..л, в землю уш..л. (Дождь) 3) Вот какой обж..ра есть: всё на свете может съесть. А когда воды попьёт— обязательно уснёт. (Огонь) 4) Синий мундир, ж..лтая подкладка, а в середине сладко. (Слива) 5) В тёмном уголке живёт, ш..лковую нить плетёт. Он тайком сюда забрался, строить новый дом собрался. (Паук) 6) Рыжий, усатый в щ..лку глядит, усами шевелит и ничего не говорит. (Таракан) 7) Ношу их много лет, а сч..ту не знаю. (Волосы) 8) Костяная спинка, ж..сткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щётка)

Запишите свои пять примеров слов с орфограммой «Буквы Ё — О после шипящих в корне слова».

Ответ:

1) Гляжу в окошко — ходит черная кошка. (Ночь) 2) С неба пришел, в землю ушел. (Дождь) 3) Вот какой обжора есть: всё на свете может съесть. А когда воды попьёт— обязательно уснёт. (Огонь) 4) Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива) 5) В тёмном уголке живёт, шелковую нить плетёт. Он тайком сюда забрался, строить новый дом собрался. (Паук) 6) Рыжий, усатый в щелку глядит, усами шевелит и ничего не говорит. (Таракан) 7) Ношу их много лет, а счету не знаю. (Волосы) 8) Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щётка)

258. Выпишите из предложений слова с орфограммой «Буквы Ё — О после шипящих в корне слова», объясните выбор гласной буквы.

1) Пригнула ветки вишен т..ж..лая р..са. (С. Щипачёв) 2) С хол..ду щ..ки горят. (А. Майков) 3) Со..нце глянуло сквозь щ..лку, свесив огненную ч..лку. (Я. Козловский) 4) Ш..рохом и звоном нап..лняется утром лес. (В. Астафьев) 5) И вет..р, играя л..ствой, см..шал м..л..дые берё..ки, и солнеч..ный луч.., как ж..вой, заж..г задр..жавшие блёстки, а луж.. налил с..невой. (И. Бунин) 6) Руки были в см..ле и ож..гах. (К. Паустовский) 7) В..ликолепное ж..лтое животное в ч..рных и синих ступенчатых пятнах свешивалось с наклонённой м..линовой грозди и судорожно хлопало своими громадными крыльями. (В. Набоков) 8) Послышался ш..рох и треск тяж..лых шагов. (Тэффи) 9) Ж..луди держатся на дереве до осени, а затем падают на землю. (Б. Тимофеев)

Запишите свои пять примеров с орфограммой «Буквы Е — О после шипящих в корне слова».

Выпишите остальные слова с пропущенными орфограммами, объясните их правописание.

Ответ:

1) Пригнула ветки вишен тяжелая роса. (С. Щипачёв) 2) С холоду щеки горят. (А. Майков) 3) Солнце глянуло сквозь щелку, свесив огненную челку. (Я. Козловский) 4) Шорохом и звоном наполняется утром лес. (В. Астафьев) 5) И ветер, играя листвой, смешал молодые берёзки, и солнечный луч, как живой, зажег задрожавшие блёстки, а лужи налил синевой. (И. Бунин) 6) Руки были в смоле и ожогах. (К. Паустовский) 7) Великолепное желтое животное в черных и синих ступенчатых пятнах свешивалось с наклонённой малиновой грозди и судорожно хлопало своими громадными крыльями. (В. Набоков) 8) Послышался шорох и треск тяжелых шагов. (Тэффи) 9) Желуди держатся на дереве до осени, а затем падают на землю. (Б. Тимофеев)

*259. Отгадайте загадки, отгадки запишите, выделите орфограмму «Буквы Ё — О после шипящих в корне слова».

1) Семьсот соловьят на подушках сидят. 2) По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают громко вслух, только слышно: стук да стук! 3) Какая птица носит название танца? 4) В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета. 5) Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвёшь — всю руку обдерёшь. 6) Зубов много, а ничего не ест. 7) Вроде ёжика на вид, но не просит пищи. По одежде пробежит, одежда станет чище. 8) Чайник от жары свистел, его с конфорки снять хотел, плеснул случайно кипяток — и на руке теперь ... . 9) Ведут в магазине контрольный подсчёт и закрывают его на ... . 10) К одежде за воротничок пришили этот колпачок.

Составьте и запишите с двумя любыми словами предложения с прямой речью. Прямую речь ставьте впереди и после слов автора. Начертите схемы предложений.

Ответ:

Пчёлы, счёты, чечётка, жёлудь, крыжовник, расчёска, щётка, ожог, учёт, капюшон.

*260. Дополните каждый ряд синонимов словом с орфограммой «Буквы Ё — О после шипящих в корне слова». Выделите указанную орфограмму.

1) ..., тихо, неслышно, бесшумно, беззвучно, вполголоса;

2) ..., грубый, негнущийся, огрубелый, твёрдый, суровый;

3) ..., шелест, шуршание;

4) ..., ланиты;

5) ..., церемонный;

6) ..., бессердечный, бездушный, очерствелый, загрубелый, каменный.

Ответ:

Шёпотом, жёсткий, шорох, щёки, чопорный, чёрствый.

*261. Запишите к словам антонимы с орфограммой «Буквы Ё — О после шипящих в корне». Выделите указанную орфограмму.

1) ... — лёгкий;

2) ... — потерял;

3) ... — дорогой;

4) ... — мягкий;

5) ... — белый;

6) ... — нечётный.

Ответ:

1) тяжелый — лёгкий;

2) нашел — потерял;

3) дешевый — дорогой;

4) тяжелый — мягкий;

5) черный — белый;

6) четный — нечётный.

262. Допишите пословицы словами с орфограммой «Буквы Ё — О после шипящих в корне слова». Выделите указанную орфограмму, объясните выбор гласной буквы.

1) Яблоньку за яблоки любят, а ... — за мёд. 2) Старый верблюд не боится ... клади. 3) ... на молоке, дует на воду. 4) Знай минутам цену, секундам — ... . 5) Гордись не ..., а ухваткой геройской. 6) Не расти ... в траве, не бывать врагу в Москве. 7) Хорош садовник, хорош и ... .

Ответ:

1) Яблоньку за яблоки любят, а пчелку — за мёд. 2) Старый верблюд не боится тяжелой клади. 3) Обжегшись на молоке, дует на воду. 4) Знай минутам цену, секундам — счёт. 5) Гордись не прической, а ухваткой геройской. 6) Не расти желудю в траве, не бывать врагу в Москве. 7) Хорош садовник, хорош и крыжовник.

263. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

В корне слова после шипящих под ударением пишется буква ... (например: ..., ..., ...). Слова-исключения: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... .

Ответ