Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словообразование. Орфография. Культура речи
Буквы И - Ы после Ц

264. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, выделите орфограмму «Буквы И — Ы после Ц», объясните выбор гласной буквы.

Панц..рь черепахи, чертить ц..ркулем, ц..ганский табор, выступать в ц..рке, чётные ц..фры, идти на ц..почках, светящийся ц..ферблат, мощный ц..клон, коллекц..я колокольчиков, ц..тата Пушкина, присутствовать на лекц..и, сладкие огурц.., сестриц..н платок, жёлтые ц..плята.

Ответ:

Панцирь черепахи, чертить циркулем, цыганский табор, выступать в цирке, чётные цифры, идти на цыпочках, светящийся циферблат, мощный циклон, коллекция колокольчиков, цитата Пушкина, присутствовать на лекции, сладкие огурцы, сестрицын платок, жёлтые цыплята.

265. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, выделите орфограмму «Буквы И — Ы после Ц», объясните выбор гласной буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Дисц..плина мать победы. 2) Чти традиц..и своей страны. 3) Есть крылья и у куриц.., да не лететь ей дальше улиц.. . 4) Сидит куц..й и думает, куда ему хвост девать. 5) Лесть панц..рь трусливого. 6) Лучше дефиц..т, чем дороговизна. 7) По ц..плёнку узнаешь, какова будет курочка. 8) Близ границ.. не строй светлиц.. . 9) Пословица ц..ганским умом живёт.

Найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите корни, подчеркните преверяемые безударные гласные, подберите проверочные слова.

Ответ:

1) Дисциплина — мать победы. 2) Чти традиции своей страны. 3) Есть крылья и у курицы, да не лететь ей дальше улицы. 4) Сидит куцый и думает, куда ему хвост девать. 5) Лесть — панцирь трусливого. 6) Лучше дефицит, чем дороговизна. 7) По цыплёнку узнаешь, какова будет курочка. 8) Близ границы не строй светлицы. 9) Пословица цыганским умом живёт.

266. Прочитайте и запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Расставьте знаки препинания.

1) Задр..жала в..да в реч..ках и надела на себя ледяной панц..рь. (И. Казакова) 2) Маленькие лужиц.. вокруг тихой заводи пор..сли тр..вой и цв..тами а пуховые вербоч..ки на ранней иве процв..ли и стали похож.. на маленьких ц..плят в ж..лтом пуху. (М. Пришвин) 3) Дн..вная репетиц..я окончена. (А Куприн) 4) У Ромадина есть ц..кл к..ртин о зиме, в..сне, лете и осени. (К. Паустовский) 5) Ц..гане шумною толпой по Бессарабии кочуют. (А Пушкин) 6) Плутовка к дереву на ц..почках по..ходит... (И. Крылов) 7) И на приветливы лисиц..ны слова ворона каркнула во всё воронье горло. (И. Крылов) 8) В зале ц..рка успели уже потушить газ. (Д. Григорович)

Произведите синтаксический разбор первого предложения. Начертите его схему.

Ответ:

1) Задрожала вода в речках и надела на себя ледяной панцирь. (И. Казакова) 2) Маленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами, а пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят в желтом пуху. (М. Пришвин) 3) Дневная репетиция окончена. (А Куприн) 4) У Ромадина есть цикл картин о зиме, весне, лете и осени. (К. Паустовский) 5) Цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют. (А Пушкин) 6) Плутовка к дереву на цыпочках подходит... (И. Крылов) 7) И на приветливы лисицыны слова ворона каркнула во всё воронье горло. (И. Крылов) 8) В зале цирка успели уже потушить газ. (Д. Григорович)

267. Запишите слова в два столбика: 1) с буквой И после Ц; 2) с буквой Ы после Ц. Объясните выбор гласной буквы.

Ц..фры, птиц.., лекц..я, панц..рь, ц..тата, сестриц..н, принц..п, ц..клон, медиц..на, ц..ган, секц..я, куц..й, молодц.., энц..клопедия, ц..п-ц..п, ц..ркуль, ц..ферблат, ц..новка, ц..плёнок, ц..трусовый, делегац..я, мотоц..кл, дикц..я, ц..када.

Дополните записи в каждом столбике своими двумя — тремя примерами.

Ответ:

Цифры, птицы, лекция, панцирь, цитата, сестрицын, принцип, циклон, медицина, цыган, секция, куцый, молодцы, энциклопедия, цып-цып, циркуль, циферблат, циновка, цыплёнок, цитрусовый, делегация, мотоцикл, дикция, цикада.

268. Прочитайте. Выпишите слова с орфограммой «Буквы И — Ы после Ц». Объясните выбор гласной буквы.

1) Любовь к родине — первое достоинство ц..вилизованного человека. (Наполеон) 2) Гений, ум и дух нац..и обнаруживаются в её пословицах. (Ф. Бэкон) 3) По степени уважения к труду можно узнать степень ц..вилизац..и народа. (Н. Добролюбов) 4) Умные люди — лучшая энц..клопедия. (И. Гёте) 5) С помощью ц..фр доказать можно всё что угодно. (Т. Карлейль) 6) Наши лучшие слова — интонац..и. (М. Цветаева) 7) Часто из наших способностей вырастают сильнейшие принципы нашего поведения. (Э. Бульвер-Литтон)

Дополните записи своими примерами (пять — шесть примеров).

Ответ:

1) Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон) 2) Гений, ум и дух нации обнаруживаются в её пословицах. (Ф. Бэкон) 3) По степени уважения к труду можно узнать степень цивилизации народа. (Н. Добролюбов) 4) Умные люди — лучшая энциклопедия. (И. Гёте) 5) С помощью цифр доказать можно всё что угодно. (Т. Карлейль) 6) Наши лучшие слова — интонации. (М. Цветаева) 7) Часто из наших способностей вырастают сильнейшие принципы нашего поведения. (Э. Бульвер-Литтон)

*269. Определите слова по их лексическому значению и запишите в первый столбик. Выделите орфограмму «Буквы И — Ы после Ц», объясните выбор гласной буквы.

1) Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста; 2) построение литературного произведения; 3) повторение одинаковых согласных звуков, фонетическое средство выразительности; 4) стиль текста, поднимающего актуальные вопросы современности; 5) наука о лечении; 6) знак для обозначения числа; 7) птенец курицы; 8) степень отчётливости в произношении звуков; 9) покрытые перьями и пухом животные с крыльями; 10) плодовые растения, к которым принадлежит лимон.

Составьте с данными словами словосочетания и запишите их во второй столбик. Обозначьте главное и зависимое слова, укажите, какими частями речи они выражены.

Ответ:

Цитата, композиция, аллитерация, публицистический, медицина, цифра, цыплёнок, дикция, птицы, цитрусовые.

*270. Допишите пословицы словом с орфограммой «Буквы И — Ы после Ц». Выделите указанную орфограмму, объясните выбор гласной буквы.

1) Воинская ... сплачивает солдат воедино. 2) В одиночку и ... в лесу не живут. 3) И ... читает, а сам дела не знает. 4) Сидит ... и думает, куда ему хвост девать. 5) Лучше ..., чем дороговизна. 6) Есть куры — будут и ... . 7) Чти ... своей страны.

Ответ:

1) Воинская дисциплина сплачивает солдат воедино. 2) В одиночку и птицы в лесу не живут. 3) И уложенье читает, а сам дела не знает. 4) Сидит куцый и думает, куда ему хвост девать. 5) Лучше дефицит, чем дороговизна. 6) Есть куры — будут и цыплята. 7) Чти традиции своей страны.

271. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

Буква И после Ц пишется в … (например: …, …) и в … (например: …, …).

Буква Ы после Ц пишется: а) … (например: …; …); б) … (например: …, …).

Ответ:

Буква И после Ц пишется в корне слова (например: цирк, цитата) и в словах на -ция (например: лекция, нация).

Буква Ы после Ц пишется: а) в окончании существительных -ы и окончании прилагательных -ый (например: куцый; продавщицы); б) в суффиксе -ын притяжательных прилагательных (например: сестицын, птицын).

В словах исключениях: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыц;