Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Морфологический разбор имени существительного

272. Запишите, подчеркните имена собственные.

Поэма Пушкина «Руслан и Людмила», Великая Отечественная война, мифы Древней Греции, Девятое мая, День Победы, Нобелевская премия, Конституция Российской Федерации, Первое мая (1 Мая), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Ближний Восток, река Волга, Антарктида, Садовое кольцо, Древняя Русь, журнал «Мурзилка», картина Левитана «Золотая осень», Северный Ледовитый океан.

Ответ

273. Запишите пословицы, раскройте скобки; расставьте недостающие знаки препинания.

1) Кто в (М, м)оскве побывал, тот всю (Р,р)усь повидал. 2) Богата (А,а)страхань осетрами а (С,с)ибирь — соболями. 3) Без вербы и калины нет (У,у)краины. 4) Чему (В,в)аня не выучился, тому (И,и)вана не обучишь. 5) Лежи на боку да гляди за (О,о)ку! 6) Ехал в (К,к)азань да заехал на (Р,р)язань. 7) На (Т,т)ихом океане сто миль не расстояние. 8) Москва сердце (Р,р)оссии. 9) У скупого и в (К,к)рещенье льда не выпросишь.

Подчеркните имена собственные одной чертой.

Найдите одушевлённые имена существительные, возьмите их в овал.

Произведите синтаксический разбор предложения 8.

Ответ:

1) Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал. 2) Богата Астрахань осетрами, а Сибирь — соболями. 3) Без вербы и калины нет Украины. 4) Чему Ваня не выучился, тому Ивана не обучишь. 5) Лежи на боку да гляди за Оку! 6) Ехал в Казань, да заехал на Рязань. 7) На Тихом океане сто миль не расстояние. 8) Москва — сердце России. 9) У скупого и в крещенье льда не выпросишь.

274. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте недостающие знаки препинания.

1) Во всей своей необ..ятной сил.. и м..гучем в..личии узн..ётся (Р,р)оссия на к..ртинах художников (Р,р)епина и (С,с)урикова. (В. Соловьёв) 2) Евгений Дмитриевич об..яснил р..бятам, что школ.. пре..стоит подг..товить к г..родской Олимп..аде пост..новку по произв..дению (П,п)ушкина (сказка о попе и его работнике Балде). (Ф. Искандер) 3) Когда ж п..странствуешь воротишься д..мой, и дым (О,о)течества нам сладок и приятен. (А. Грибоедов)

Подчеркните имена собственные.

Разберите как часть речи слова: (на) картине, (дым) Отечества.

Ответ:

1) Во всей своей необъятной силе и могучем величии узнаётся Россия на картинах художников Репина и Сурикова. (В. Соловьёв) 2) Евгений Дмитриевич объяснил ребятам, что школе предстоит подготовить к городской Олимпиаде постановку по произведению Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде». (Ф. Искандер) 3) Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен. (А. Грибоедов)

275. Запишите текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Моя ж..знь неотд..лима от ж..зн.. (Р,р)одины г..в..рил художник (Д,д)ейнека. На его п..лотнах ож..вает история (Р,р)оссии. Тема г..роического подвига русского народа в годы (В,в)еликой (О,о)течественной войны нашла отр..жение в большой б..тальной к..ртин.. (оборона (С,с)евастополя). Уже самим цветом художник выд..ляет главную мысль полотна — борьбу добра со злом, поединок сил тьмы и света. (По О. Берггольц)

Найдите в тексте а) антонимы (подчеркните одной чертой), б) синонимы (подчеркните двумя чертами).

Начертите схему предложения с прямой речью.

Ответ:

«Моя жизнь неотделима от жизни Родины», — говорил художник Дейнека. На его полотнах оживает история России. Тема героического подвига русского народа в годы Великой Отечественной войны нашла отражение в большой батальной картине «Оборона Севастополя». Уже самим цветом художник выделяет главную мысль полотна — борьбу добра со злом, поединок сил тьмы и света. (По О. Берггольц)

276. Запишите поэтические строки, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.

Москва

Москва это (К,к) расная площ..дь.

Москва это башни (К,к)ремля.

Москва это сер..це (Р,р)оссии

К..торое любит тебя.

Подчеркните в предложениях грамматические основы, укажите, чем они выражены.

Разберите как часть речи слово (башни) Кремля.

Ответ:

Москва

Москва — это Красная площадь.

Москва — это башни Кремля.

Москва — это сердце России

Которое любит тебя.

277. Запишите текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена собственные.

Символ (О,о)лимпийских игр флаг с изобр..жением п..ти перепл..тённых разноцветных к..лец. Г..лубое к..льцо цвет (Е,е)вропы ж..лтое — (А,а)зии ч..рное — (А,а)фрики з..лёное — (А,а)встралии красное — (А,а) мерики. Впервые т..кой флаг был поднят в 1920 году на (О,о)лимпийских играх в (Б,б)ельгийском город.. (А,а)нтверпене. Он симв..лизирует дружбу и сплочённость спортсменов пяти к..нтинентов земного шара. (А. Светов)

Укажите части речи в последнем предложении текста.

Укажите морфологические признаки слова (символизирует) дружбу.

Ответ:

Символ Олимпийских игр — флаг с изображением пяти переплетённых разноцветных колец. Голубое кольцо — цвет Европы, желтое — Азии, черное — Африки, зелёное — Австралии, красное — Америки. Впервые такой флаг был поднят в 1920 году на Олимпийских играх в бельгийском городе Антверпене. Он символизирует дружбу и сплочённость спортсменов пяти континентов земного шара. (А. Светов)

278. Прочитайте внимательно отрывок из «Российской грамматики» М. В. Ломоносова (1755 г.).

Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения наименований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого изъявления движений Духа.

Все восемь частей речи, перечисленные в тексте, были во времена учёного Ломоносова самостоятельными. Назовите те из них, которые современная школьная грамматика считает не самостоятельными, а служебными.

Укажите, какая часть речи, названная Ломоносовым, отсутствует в школьной грамматике. Почему?

Сколько всего частей речи в современной школьной грамматике?

Какие самостоятельные и служебные части речи не названы в тексте?

Понаблюдайте: какая часть речи (среди самостоятельных) преобладает в данном тексте?

Выпишите и разберите по составу слова: соединением, речение, изъявления, движений.

Укажите морфологические признаки слова (к) вещам.

Выпишите из текста в две колонки служебные части речи: 1) союзы, 2) предлоги.

Ответ

*279. Прочитайте загадки. Отгадки запишите в форме словосочетаний. Подчеркните имена собственные.

1) Я — город-герой, стою над Невой. 2) В Москве есть улица одна, не машинам, а людям она отдана. 3) Какая страна вам, ребята, родней? Я верю, сердца ваши отданы ей. И знаю, кого ни спроси я, — ответит мне гордо: ... . 4) Кому обязан царь Дадон, что в сказке оказался он? Кто белочку заставил петь? Знаком тебе поэт? Ответь! 5) У тебя, краса-река, женское обличье. Даже имя у тебя женское, девичье. 6) Легендарный атаман разбил Кучума злого стан. Хотя его и не просили, Сибирь открыл он для России. 7) В сказке имя ходовое удальцу-царевичу. Не могу назвать его я, после вас отвечу. 8) С букварём шагает в школу мальчуган, попадает вместо школы в балаган. 9) Она столица, величава, России-матушки начало. 10) Течёт река на просторе, поит Азовское море, вдоль её берегов Тула, Воронеж, Ростов. 11) У Земли есть спутник свой, для землян он как родной. Если светит ночью светом, видно всё тогда при этом. 12) Эта река протекает, мы знаем, между Россией и Китаем. 13) Как и я, его ты сказки знаешь даже без подсказки. В Дании он жил когда-то. Кто же это, а, ребята? 14) В Простоквашино он жил и с Матроскиным дружил. Вот для вас простой вопрос: что же это был за пёс?

Ответ:

1) город Санкт-Петербург, 2) улица Арбат, 3) страна Россия, 4) поэт Пушкин, 5) река Лена, 6) атаман Ермак, 7) царевич Иван, 8) мальчик Буратино, 9) город Москва, 10) река Дон, 11) спутник Луна, 12) река Амур, 13) сказочник Андерсен, 14) собака Шарик.

280. (Задание по теории языка.) Допишите предложения текста.

Имя существительное — часть речи, которая обозначает ... и отвечает на вопросы ... или ... (например: ..., ...).

Имена существительные относятся к ..., ... или ... роду и изменяются по ... и ... (например: ... ...).

В предложении имена существительные чаще всего бывают ... или ... (например: ...;…).

Ответ:

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? или Что? (например: человек, радость).

Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и по числам (например: студент, книга).

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями (например: Наступила зима(подлежащее); Катя на день рождения пригласила гостей(кого?) дополнение).

281. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.

К именам существительным собственным принадлежат не только ..., ..., ..., ..., но и ..., ..., ..., ..., ..., ... .

Ответ

282. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

Имена собственные пишутся ... (например: ..., ...).

Пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки ... (например: ..., ...).

Ответ