Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Род имён существительных Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
283. Запишите слова, объясните наличие или отсутствие Ь после шипящей.
Молодёж.., из-за туч.., рож.., плач.., товарищ.., помощ.., дрож.., лож.., дич.., полноч.., богач.., мощ.., глуш.., много задач.., врач.., радиопередач.., лещ.., мяч.., брош.. .
Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Ответ:
Молодёжь(ед. ч.), из-за туч(мн. ч.), рожь(ед. ч.), плач(ед. ч.), товарищ(ед. ч.), помощь(ед. ч.), дрожь(ед. ч.), ложь(ед. ч.), дичь(ед. ч.), полночь(ед. ч.), богач(ед. ч.), мощь(ед. ч.), глушь(ед. ч.), много задач(мн. ч.), врач(ед. ч.), радиопередач(мн. ч.), лещ(ед. ч.), мяч(ед. ч.), брошь(ед. ч.).
284. Запишите слова, объясните правописание безударной гласной в корне слова.
Р..стение, водор..сль, зар..сли, поч..т, ш..рты, ш..пот, ц..фры, зап..х, к..ртина, ч..рнила, в..рота, з..л..то, прил..гательное, изл..жение, ост..новка, эл..ктричество, дж..нсы, ч..сы, б..лила, пeper..воры, к..никулы.
Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Ответ:
Растение, водоросль, заросли, почет, шорты, шепот, цифры, запах, картина, чернила, ворота, золото, прилагательное, изложение, остановка, электричество, джинсы, часы, белила, пeperоворы, каникулы.
285. Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Свой выбор обоснуйте.
В н..родных песнях и ска..ках ч..сто уп..миналась б..рёза. Пр..стые д..р..венские люди ласково н..зывали б..рёзу б..рёзонькой. В праз..ничные летние дни девушки зав..вали из в..твей м..л..дых б..рёзок венки пели под б..рёзами х..роводные песни. Б..рёзами о..саживали в ст..рину б..льшие пр..езжие д..роги. Из к..ры б..рёз на сев..ре нашей стр..ны пл..ли лё..кие лапти гнали душ..стый дёг..ть делали кр..сивые лё..кие туески. (По И. Соколову-Микитову)
Выпишите из текста в два столбика слово(-а), которое(-ые) имеет(-ют) форму: а) только единственного числа; б) только множественного числа.
Запишите ещё несколько своих примеров в оба столбика.
Ответ:
В народных песнях и сказках часто упоминалась берёза. Простые деревенские люди ласково называли берёзу берёзонькой. В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых берёзок венки, пели под берёзами хороводные песни. Берёзами обсаживали в старину большие приезжие дороги. Из коры берёз на севере нашей страны плели лёгкие лапти, гнали душистый дёготь, делали красивые лёгкие туески. (По И. Соколову-Микитову)
*286. Прочитайте. Сколько здесь записано слов? Обоснуйте свой ответ в письменной форме.
Замок, мука, хлопок, атлас; кружки, тома.
Подчеркните в своих записях те имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в ед. ч.
Ответ:
ЗАмок — замОк, мУка — мукА, хлОпок — хлопОк, Аатлас — атлАс; крУжки — кружкИ, тОма — томА. (12 слов)
287. Запишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания имён существительных, определите падеж и склонение.
Оказался на опушк.., идти по тропинк.., запись в тетрад.., пробирался вдоль опушк.., не увидел тропинк.., на всей планет.., не знать границ.., служить на границ.., жить в деревн.., уехать из деревн.., скучать по деревн.., поступить по совест.., заботиться о молодёж.., висеть на ветк.., стучит по крыш.., из-под крыш.., идти по алле..; выступить на конференци.., учиться в академи.., отдыхать в санатори.., узнать по фамили.., участвовать в соревновани.., на территори.. Росси.., записано в Конституци.. .
Подчеркните имена собственные.
Ответ:
Оказался на опушке, идти по тропинке, запись в тетради, пробирался вдоль опушки, не увидел тропинки, на всей планете, не знать границы, служить на границе, жить в деревне, уехать из деревни, скучать по деревне, поступить по совести, заботиться о молодёжи, висеть на ветке, стучит по крыше, из-под крыши, идти по аллее; выступить на конференции, учиться в академии, отдыхать в санатории, узнать по фамилии, участвовать в соревновании, на территории России, записано в Конституции.
288. Запишите пословицы, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания имён существительных, определите падеж и склонение.
1) Два м..дведя (в) одной б..рлог.. не уж..вутся. 2) Не всякой находк.. радуйся. 3) Без букв и гра(м,мм)атик.. не учат..ся и м..тематик.. . 4) Зрелый пло.. (на) ветк.. не держит..ся. 5) Знал дру..ка (в) радост.., не оставляй (в) горест.. . 6) Набирайся ума (в) учени.., храбрости (в) сражени.. . 7) Дружба позн..ётся (в) поход.. . 8) На лекци.. спать — побед не видать.
Ответ:
1) Два медведя в одной берлоге не уживутся. 2) Не всякой находке радуйся. 3) Без букв и грамматики не учатся и математике. 4) Зрелый плод на ветке не держится. 5) Знал дружка в радости, не оставляй в горести. 6) Набирайся ума в учении, храбрости в сражении. 7) Дружба познаётся в походе. 8) На лекции спать — побед не видать.
289. Запишите чистоговорку, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания имён существительных, объясните их правописание.
* * *
Возле грядк.. — две л..патки,
Возле кадк.. — два в..дра.
После утренней з..рядк..
Мы работали на грядк.. —
И поса..ки все в порядк..,
Их т..перь п..лить пора.
Ответ:
Возле грядки — две лопатки,
Возле кадки — два ведра.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке —
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора.
290. Прочитайте. Запишите, выделите окончания имён существительных, объясните их правописание.
Любовь к Отечеству заключ..ется в глубоком, страс..ном ж..лани.. ему д..бра и просвещени.., в готовност.. н..сти ему на алтарь д..стояние и саму ж..знь; в г..рячем сочу..стви.. ко всему х..рошему в нём и в бл..городном негодовани.. против того, что зам..дляет путь к сов..ршенствованию. (Н. Некрасов)
Как вы понимаете данные строки Н. Некрасова?
Назовите литературных героев, о которых можно было бы сказать словами Некрасова. Обоснуйте своё мнение.
Ответ:
Любовь к Отечеству заключается в глубоком, страстном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и саму жизнь; в горячем сочувствии ко всему хорошему в нём и в благородном негодовании против того, что замедляет путь к совершенствованию. (Н. Некрасов)
291. Выпишите из предложений имена существительные с пропусками орфограмм (вместе с теми словами, к которым они относятся) в две колонки: 1) с буквой -Е в окончании; 2) с буквой -И в окончании. Объясните выбор гласной буквы: определите склонение и падеж существительных.
1) В серебристом и сыром туман.. светло и пусто на полян.. . (И. Бунин) 2) И песню раннюю запел в долин.. жаворонок звонкий. (В. Жуковский) 3) Рыжей белкой на мохнатой ел.. заплясали отблески костра. (С. Васильев) 4) На закат.. я вышел к просёлочной дорог.. (К. Паустовский) 5) Друзья должны в соглась.. полном жить. (Чосер) 6) Искренность отношений, правда в общени.. — вот дружба. (А. Суворов) 7) Я был в избушк.. на курьих ножках. (К. Бальмонт) 8) И снилось мне, что мы, как в сказк.., шли
вдоль пустынных берегов. (И. Бунин.) 9) Распахнув сюртук свой, на рассвет.. он вдыхал все запахи земли. (Вс. Рождественский) 10) У наших ушки на макушк.. (М. Лермонтов) 11) Я полюбил его на утр.. детских лет, когда его слова, родным касаньем ласки, переплелись во мне с мечтой народной сказк.. . (К. Бальмонт)
Ответ:
1) В серебристом и сыром тумане светло и пусто на поляне. (И. Бунин) 2) И песню раннюю запел в долине жаворонок звонкий. (В. Жуковский) 3) Рыжей белкой на мохнатой ели заплясали отблески костра. (С. Васильев) 4) На закате я вышел к просёлочной дороге. (К. Паустовский) 5) Друзья должны в согласье полном жить. (Чосер) 6) Искренность отношений, правда в общении — вот дружба. (А. Суворов) 7) Я был в избушке на курьих ножках. (К. Бальмонт) 8) И снилось мне, что мы, как в сказке, шли
вдоль пустынных берегов. (И. Бунин.) 9) Распахнув сюртук свой, на рассвете он вдыхал все запахи земли. (Вс. Рождественский) 10) У наших ушки на макушке (М. Лермонтов) 11) Я полюбил его на утре детских лет, когда его слова, родным касаньем ласки, переплелись во мне с мечтой народной сказки. (К. Бальмонт)
*292. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.
1) Повествовательное произведение в стихах; 2) небольшое прозаическое произведение; 3) краткое иносказательное нравоучительное стихотворение; 4) драматическое произведение для театрального представления; 5) небольшое поэтическое произведение в стихах; 6) морфема, которая образует формы слова; 7) морфема, стоящая после коня и служащая для образования новых слов; 8) сочетание слов или слово, выражающее законченную мысль; 9) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт; 10) учреждение, где хранятся и выставляются для обозрения картины; 11) незастроенное большое и ровное место в городе; 12) сшитые листы чистой бумаги в обложке; 13) систематизированное собрание каких-либо предметов; 14) край леса.
Запишите во второй колонке эти слова в предложном падеже единственного числа. Выделите окончания, укажите склонение.
Ответ:
1) поэма, 2) рассказ, 3) басня, 4) пьеса, 5) стихотворение, 6) окончание, 7) суффикс, 8) предложение, 9) память, 10) музей, 11) площадь, 12) тетрадь, 13) коллекция, 14) опушка.
293. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.
1. Окончание -Е пишется у имён существительных: 1) ... (например: ...) ... 2) у имён существительных ... (например: ..., ...).
2. Окончание -И(-Ы) пишется у имён существительных: 1) ... (например: ..., ...); 2) ... (например: ..., ..., ...).
Ответ
294. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.
У имён существительных ж. р. на -ИЯ в Р. п., Д. п., П. п. ед. ч. пишется на конце ... (например: ..., ..., ...).
У имён существительных м. р. на -ИЙ и у имён существительных ср. р. на -ИЕ в П. п. ед. ч. пишется на конце ... (например: ..., ...).
Ответ