Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

295. Запишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя выбор гласной буквы после шипящих и Ц.

С чистой душ..й, встретился с товарищ..м, рисовать карандаш..м, вспугнуть скворц..в, под крыш..й дома, конц..м линейки, искусным скрипач..м, задеть плеч..м, встать с луч..м солнца, тихим плач..м, надёжным плеч..м.

Укажите морфологические признаки выделенного слова.

Ответ:

С чистой душой, встретился с товарищем, рисовать карандашом, вспугнуть скворцов, под крышей дома, концом линейки, искусным скрипачом, задеть плечом, встать с лучом солнца, тихим плачем, надёжным плечом.

296. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание гласных после шипящих и Ц.

1) Русский ни с меч..м, ни с калач..м не шутит. 2) Лодка правится рулём, а хозяйство — расч..тливостью. 3) Лиц..м белый, да душ..й ч..рный. 4) Иной смех плач..м отзывается. 5) Меч..м мир не покорить. 6) Тише тени прош..л, да ч..х одолел. 7) Похвала в глаза хуже пощ..чины. 8) Предположения умных дороже убеждений глупц..в. 9) Плач..м горю не поможешь. 10) Без подж..га и дрова не горят. 11) Долг платеж..м красен. (Пословицы)

Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне, разберите это слово по составу; объясните выбор гласной в корне.

Укажите морфологические признаки выделенного слова.

Подчеркните грамматическую основу в 10-м предложении.

Ответ:

1) Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. 2) Лодка правится рулём, а хозяйство — расчетливостью. 3) Лицом белый, да душой черный. 4) Иной смех плачем отзывается. 5) Мечом мир не покорить. 6) Тише тени прошел, да чох одолел. 7) Похвала в глаза хуже пощечины. 8) Предположения умных дороже убеждений глупцов. 9) Плачем горю не поможешь. 10) Без поджога и дрова не горят. 11) Долг платежом красен. (Пословицы)

297. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Красные и ж..лтые клесты уже вывели птенц..в. (Д. Зуев) 2) Куст заденешь плеч..м — на лиц.. тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (И. Никитин) 3) Гуще зелень берёз; солнце знойным луч..м золотит их стволы серебристые. (К. Р.) 4) Долохов рассказал что он с товарищ..м догонял свой полк. (Л. Толстой) 5) У косогора средь травы сяду слушать тихий ш..рох опадающей листвы. (Ш. Петёфи) 6) Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душ..й. (Н. Некрасов) 7) С холоду щ..ки горят. (Майков) 8) Что это Мишка? спросил я ш..потом. (В. Драгунский) 9) Я клавиш..й стаю кормил с руки под хлопанье крыльев. (Б. Пастернак)

В третьем предложении найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите корни, подберите проверочные слова.

Начертите схему предложения с прямой речью.

Ответ:

1) Красные и желтые клесты уже вывели птенцов. (Д. Зуев) 2) Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (И. Никитин) 3) Гуще зелень берёз; солнце знойным лучом золотит их стволы серебристые. (К. Р.) 4) Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк. (Л. Толстой) 5) У косогора средь травы сяду слушать тихий шорох опадающей листвы. (Ш. Петёфи) 6) Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой. (Н. Некрасов) 7) С холоду щеки горят. (Майков) 8) «Что это, Мишка?» — спросил я шепотом. (В. Драгунский) 9) Я клавишей стаю кормил с руки под хлопанье крыльев. (Б. Пастернак)

298. Заполните колонки таблицы данными ниже словами. Обозначьте условия выбора букв Е(Ё) — О после шипящих и Ц.

Е(Ё)

О

в корне

в окончании

в корне

в окончании





Свеч..й, плеч..м, невеж..й, плащ..м, ш..пот, ш..рох, певц..в, деш..вый, тяж..лый, крыж..вник, ж..рнов, полотенц..м, крыш..й, кирпич..м, ш..лк, щ..ки, скрипач..м, задач..й, удач..й, ключ..м, мяч..м, ч..рточка, ш..рты, капюш..н, рощ..й, этаж..м, училищ..м, столиц..й, расч..ска.

Ответ:

Свечой, плечом, невежей, плащом, ше..пот, шорох, певцов, дешевый, тяжелый, крыжовник, жернов, полотенцем, крышей, кирпичом, шелк, щеки, скрипачом, задачей, удачей, ключом, мячом, черточка, шорты, капюшон, рощей, этажом, училищем, столицей, расческа.

*299. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.

1) Лицо с высшим медицинским образованием; 2) пшеничный хлеб в виде замка; 3) палочки из жирового вещества с фитилём внутри для освещения; 4) большое тёмное облако, грозящее какими-нибудь осадками; 5) бьющий из земли родник, источник; 6) музыкант, играющий на скрипке; 7) нечленораздельные голосовые звуки, сопровождающиеся слезами; 8) лёгкое, обычно непромокаемое пальто; 9) человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности; 10) часть туловища от шеи до руки; 11) узкая полоса света, исходящая от какого-либо светящегося предмета; 12) высокое водяное или болотное растение.

Поставьте данные слова в Т. п. и запишите их во второй столбик, объясните правописание гласной после шипящей.

Ответ:

1) врач, 2) калач, 3) свеча, 4) туча, 5) ключ, 6) скрипач, 7) плач, 8) плащ, 9) товарищ, 10) плечо, 11) луч, 12) камыш.

300. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных под ударением пишется буква ..., без ударения — ... (например: ...; ...).

Ответ