Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных
295. Запишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя выбор гласной буквы после шипящих и Ц.
С чистой душ..й, встретился с товарищ..м, рисовать карандаш..м, вспугнуть скворц..в, под крыш..й дома, конц..м линейки, искусным скрипач..м, задеть плеч..м, встать с луч..м солнца, тихим плач..м, надёжным плеч..м.
Укажите морфологические признаки выделенного слова.
Ответ:
С чистой душой, встретился с товарищем, рисовать карандашом, вспугнуть скворцов, под крышей дома, концом линейки, искусным скрипачом, задеть плечом, встать с лучом солнца, тихим плачем, надёжным плечом.
296. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание гласных после шипящих и Ц.
1) Русский ни с меч..м, ни с калач..м не шутит. 2) Лодка правится рулём, а хозяйство — расч..тливостью. 3) Лиц..м белый, да душ..й ч..рный. 4) Иной смех плач..м отзывается. 5) Меч..м мир не покорить. 6) Тише тени прош..л, да ч..х одолел. 7) Похвала в глаза хуже пощ..чины. 8) Предположения умных дороже убеждений глупц..в. 9) Плач..м горю не поможешь. 10) Без подж..га и дрова не горят. 11) Долг платеж..м красен. (Пословицы)
Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне, разберите это слово по составу; объясните выбор гласной в корне.
Укажите морфологические признаки выделенного слова.
Подчеркните грамматическую основу в 10-м предложении.
Ответ:
1) Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. 2) Лодка правится рулём, а хозяйство — расчетливостью. 3) Лицом белый, да душой черный. 4) Иной смех плачем отзывается. 5) Мечом мир не покорить. 6) Тише тени прошел, да чох одолел. 7) Похвала в глаза хуже пощечины. 8) Предположения умных дороже убеждений глупцов. 9) Плачем горю не поможешь. 10) Без поджога и дрова не горят. 11) Долг платежом красен. (Пословицы)
297. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) Красные и ж..лтые клесты уже вывели птенц..в. (Д. Зуев) 2) Куст заденешь плеч..м — на лиц.. тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (И. Никитин) 3) Гуще зелень берёз; солнце знойным луч..м золотит их стволы серебристые. (К. Р.) 4) Долохов рассказал что он с товарищ..м догонял свой полк. (Л. Толстой) 5) У косогора средь травы сяду слушать тихий ш..рох опадающей листвы. (Ш. Петёфи) 6) Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душ..й. (Н. Некрасов) 7) С холоду щ..ки горят. (Майков) 8) Что это Мишка? спросил я ш..потом. (В. Драгунский) 9) Я клавиш..й стаю кормил с руки под хлопанье крыльев. (Б. Пастернак)
В третьем предложении найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите корни, подберите проверочные слова.
Начертите схему предложения с прямой речью.
Ответ:
1) Красные и желтые клесты уже вывели птенцов. (Д. Зуев) 2) Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (И. Никитин) 3) Гуще зелень берёз; солнце знойным лучом золотит их стволы серебристые. (К. Р.) 4) Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк. (Л. Толстой) 5) У косогора средь травы сяду слушать тихий шорох опадающей листвы. (Ш. Петёфи) 6) Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой. (Н. Некрасов) 7) С холоду щеки горят. (Майков) 8) «Что это, Мишка?» — спросил я шепотом. (В. Драгунский) 9) Я клавишей стаю кормил с руки под хлопанье крыльев. (Б. Пастернак)
298. Заполните колонки таблицы данными ниже словами. Обозначьте условия выбора букв Е(Ё) — О после шипящих и Ц.
Е(Ё) |
О |
||
в корне |
в окончании |
в корне |
в окончании |
Свеч..й, плеч..м, невеж..й, плащ..м, ш..пот, ш..рох, певц..в, деш..вый, тяж..лый, крыж..вник, ж..рнов, полотенц..м, крыш..й, кирпич..м, ш..лк, щ..ки, скрипач..м, задач..й, удач..й, ключ..м, мяч..м, ч..рточка, ш..рты, капюш..н, рощ..й, этаж..м, училищ..м, столиц..й, расч..ска.
Ответ:
Свечой, плечом, невежей, плащом, ше..пот, шорох, певцов, дешевый, тяжелый, крыжовник, жернов, полотенцем, крышей, кирпичом, шелк, щеки, скрипачом, задачей, удачей, ключом, мячом, черточка, шорты, капюшон, рощей, этажом, училищем, столицей, расческа.
*299. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.
1) Лицо с высшим медицинским образованием; 2) пшеничный хлеб в виде замка; 3) палочки из жирового вещества с фитилём внутри для освещения; 4) большое тёмное облако, грозящее какими-нибудь осадками; 5) бьющий из земли родник, источник; 6) музыкант, играющий на скрипке; 7) нечленораздельные голосовые звуки, сопровождающиеся слезами; 8) лёгкое, обычно непромокаемое пальто; 9) человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности; 10) часть туловища от шеи до руки; 11) узкая полоса света, исходящая от какого-либо светящегося предмета; 12) высокое водяное или болотное растение.
Поставьте данные слова в Т. п. и запишите их во второй столбик, объясните правописание гласной после шипящей.
Ответ:
1) врач, 2) калач, 3) свеча, 4) туча, 5) ключ, 6) скрипач, 7) плач, 8) плащ, 9) товарищ, 10) плечо, 11) луч, 12) камыш.
300. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.
После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных под ударением пишется буква ..., без ударения — ... (например: ...; ...).
Ответ