Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Повторение и систематизация изученного

426. Решите кроссворд.

1. Кратчайшая звуковая единица речи. 2. Переход звонкого шумного согласного в соответствующий по парности глухой в определённых положениях. 3. Согласные, лишённые соотносительности по глухости — звонкости. 4. Название буквы «ь». 5. Изображение (передача) специальными знаками (звуками речи) всех тонкостей произношения. 6. Фигурные знаки, известные с 4-го тысячелетия до н. э. в древнеегипетском письме, где они служили для обозначения целых слов (понятий) или отдельных слогов и звуков речи. 7. Неблагозвучие, режущее слух сочетание звуков. 8. Стилистический приём: повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний.

Прочитайте слово, которое составляют буквы кроссворда в первой вертикальной колонке. Что означает это слово?

Сколько всего букв в русском алфавите? Сколько гласных букв? Назовите их. Сколько согласных?

Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.

Найдите в словах кроссворда буквы, которые обозначают два звука. Какие? Объясните причину данного фонетического явления.

Как классифицируются согласные звуки в русском языке?

Сколько звуков в слове аллитерация? Обоснуйте свой ответ.

Какие орфограммы иллюстрируют записанные в кроссворде слова?

Ответ:

Подсказка: фонема, оглушение, непарные, ерь, транскрипция, иероглифы, какофония, аллитерация.

427. Запишите в транскрипции слова.

Учиться, ель, честный, сошью, сделать, мёд, юбилей, мяч, косьба, счастье, вскользь, клюв, ястреб, ещё.

Запишите данные выше слова в столбик, выделите в них изученные орфограммы.

Ответ:

Учиться [уч'иц:а] 7 б., 5 зв., 3сл.; ель [й'эл'] 3 б., 3 зв., 1 сл.; честный [ч'эсный'] 7 б., 6 зв., 2 сл.; сошью [сашй'у] 5 б., 5 зв., 2 сл.; сделать [сд'элат'] 7б., 6 зв., 2 сл.; мёд [м'от] 3б., 3 зв., 1 сл.; юбилей [й'уб'ил'эй'] 6 б, 7 зв., 3 сл.; мяч [м'ач'] 3 б., 3 зв., 1 сл.; косьба [кас'ба] 6 б., 5 зв., 2 сл.; счастье [щ'аст'й'э] 7 б., 6 зв., 2 сл.; вскользь [фскол'с'] 8 б., 6 зв., 1 сл.; клюв [кл'уф] 4 б., 4 зв., 1 сл.; ястреб [й'астр'ип] 6 б., 7 зв., 2 сл.; ещё [й'ищ'о] 3 б., 4 зв., 2 сл.

428. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните одной чертой слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Объясните причину данного фонетического явления, объясните правописание орфограммы.

1) Но ро..кий всадник вверх н..гами св..лился тя..ко (в) грязный ро.. . 2) Я (к) ней — и пламень р..ковой за дер..кий взор мне был н..градой. 3) Вот он (с) про..бой о подмог.. обр..тился (к) мудр..цу. 4) Сп..шил (в) об..ятия св..боды, в уед..нённый мрак лесо.. . 5) Б..ёт..ся лебе..ь сре..ь зыбей коршун нос..тся (над) ней. (А. Пушкин)

В каких позициях в словах происходит оглушение звонкого согласного?

Найдите слово, в котором происходит процесс озвончения. Объясните причину данного фонетического явления.

Выпишите из предложений 1 и 5 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Аргументируйте свой выбор: запишите слова в транскрипции.

Ответ:

1) Но робкий всадник вверх ногами свалился тяжко в грязный ров. 2) Я к ней — и пламень роковой за дерзкий взор мне был наградой. 3) Вот он с просьбой о подмоге обратился к мудрецу. 4) Спешил в объятия свободы, в уединённый мрак лесов. 5) Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней. (А. Пушкин

429. Прочитайте и запишите текст, вставьте пропущенные буквы. Найдите синонимы, подчеркните их как члены предложения.

Был ч..десный2 зимний день1. Со..нце св..тило2 ярко. Снег бл..стел1. Прозрачные, как хрусталь, сосульки св..ркали, отл..вая всеми цв..тами радуги. Небо над городом с..яло ч..стейшей г..лубизной2. (М. Ефетов)

Выполните указанные виды разборов (см. индексы вверху слов).

Ответ:

Был чудесный2 зимний день1. Солнце светило2 ярко. Снег блестел1. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной2. (М. Ефетов)

430. Прочитайте отрывок из сказки «Где твоё счастье?». Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

В нек..тором царств.., в нек..тором г..сударств.. жила-была жен..щина с сыном Иванушкой. Задум..л Иванушка пох..дить по белу свету, поискать2 своё1 сч..стье. Отправ..лся он в путь-дорогу дальн..ю, в страны3 заморские4.

Вот приход..т однажды Иванушка к морю ш..рокому2. А море было ласковое да приветливое. Видит он на нём к..рабли разные. Нанялся Иванушка на к..рабль и поплыл искать своё сч..стье.

Выпишите из текста четыре группы синонимов. Определите, какими частями речи являются синонимы в каждой группе.

Какова роль синонимов в тексте?

Выполните указанные виды разборов.

Ответ:

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была женщина с сыном Иванушкой. Задумал Иванушка походить по белу свету, поискать2 своё1 счстье. Отправился он в путь-дорогу дальнюю, в страны3 заморские4.

Вот приходит однажды Иванушка к морю широкому2. А море было ласковое да приветливое. Видит он на нём корабли разные. Нанялся Иванушка на корабль и поплыл искать своё счастье.

431. Прочитайте предложения. Найдите антонимы, выпишите их в столбик.

1) В книгах ... изображались люди злые и подлые, но рядом с ними были другие люди, каких я не видал, о которых даже не ислышал, — люди честные, сильные духом, правдивые. (М. Горький) 2) Смуглые тела танцовщиц гнулись, как гибкие стебли, в такт нежным и протяжным, грустным и радостным звукам флейты. (И. Ефремов) 3) Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя — глаза продирает. (Пословица) 4) И как ни празднична и ни великолепна была входная арка, она была чужой, и остро захотелось ему войти в будничный вход родного завода. (Г. Николаева) 5) — Здравствуй, душа моя, — прошептал он, — здравствуй и прощай! (И. Тургенев) 6) Надежда есть зло для счастливого и добро для несчастного. (Л. Толстой) 7) Были зори ясные, были дни ненастные... (А. Жаров)

Какая орфограмма объединяет выписанные пары антонимов?

Подчеркните в словах, которые вы выписали, непроизносимую согласную, объясните правописание орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова».

Ответ

432. Прочитайте. В чём особенности построения текста?

* * *

Морж.. спр..сил у к..нгуру

Как вынос..ш.. ты ж..ру?

Я от хол..да др..жу!

К..нгуру ск..зал м..ржу.

   (Б. Заходер)

Запишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор.

Найдите антонимы, укажите, какой частью речи они являются и какова их синтаксическая роль в предложении.

Какова роль антонимов в тексте?

Ответ:

Морж спросил у кенгуру:

— Как выносишь ты жару?

— Я от холода дрожу! —

Кенгуру сказал моржу.

433. Прочитайте выразительно текст. Какие особенности его построения вы можете отметить?

И грус..но, и радос..но

Странный (в) сент..бре лес — (в) нём и в..сна и ос..нь.

Ж..лтый лист и з..лён..я тр..винка. П..блёкшие и зацв..тающие цв..ты. Св..ркающий ин..й и бабоч..ки. Тёплое со..нце и х..лодная белая радуга.

Ув..дание и ра..цвет. Т..шина и песни.

И грус..но, и радос..но. (Н. Сладкое)

Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Найдите все антонимы, укажите, к какой части речи они относятся и какова их синтаксическая роль в предложении.

Ответ:

И грустно, и радостно

Странный в сентябре лес — в нём и весна и осень.

Желтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга.

Увядание и расцвет.

Тишина и песни.

И грустно, и радостно.

434. Запишите пословицы, выделите в словах приставки, объясните их правописание.

1) У корысти всегда рожа бе..корыстна. 2) Вдвоём и горе пополам ра..горюешь2. 3) Ходить и думать2 о работе труднее, чем ..делать её. 4) Степь бе..конечна2, а коня пасти негде. 5) За пирожком2 да чаем и мы не по..качаем2. 6) Лентяй горазд на о..говорки. 7) Неразумная2 опёка хуже бе..призорности. 8) Правда всегда во..торжествует. 9) Честь ум рождает, бе..честье и последний ум отнимает. 10) Подал ручку, да по..ставил ножку.

Найдите три пары однокоренных слов, выделите в них корень. Выполните указанные виды разборов.

Ответ:

1) У корысти всегда рожа бескорыстна. 2) Вдвоём и горе пополам разгорюешь2. 3) Ходить и думать2 о работе труднее, чем сделать её. 4) Степь бесконечна2, а коня пасти негде. 5) За пирожком2 да чаем и мы не подкачаем2. 6) Лентяй горазд на отговорки. 7) Неразумная2 опёка хуже беспризорности. 8) Правда всегда восторжествует. 9) Честь ум рождает, бесчестье и последний ум отнимает. 10) Подал ручку, да подставил ножку.

435. Прочитайте текст. Запишите, решая орфографические задачи.

Когда-то на (Р, р)уси соль была очень д..р..гой. За столом с..лонка ра..пол..галась около х..зяина. Он сам разд..вал соль г..стям, ст..раясь её (не) рассыпать. Больше сыпал тому, кого ув..жал и любил. Однако ра..щедрит..ся х..зяин мог только перед б..гатыми г..стями. Ст..раясь им ..делать приятное, он тем не менее нере..ко мог и..портить блюдо, так как его пересаливал. Вот почему до наших дней сохр..нилось слово «Перес..лить» в смысле перест..рат..ся, (не) ра..считать.

А бедные люди ч..сто совсем (не) получ..ли соли. Расч..тливый х..зяин пытался ..береч.. соль таким образом. Отсюда по..вилось выр..жение несолоно хлебавши, которое озн..чает «встретить плохой приём». (По И. Уразову)

Выпишите из текста три группы однокоренных слов; выделите в них корень. Дополните каждую группу однокоренных слов своими примерами.

Разберите по составу слова: расщедриться, располагалась, богатыми, выражение, гостями.

Ответ:

Когда-то на Руси соль была очень дорогой. За столом солонка стояла около хозяина. Он сам сыпал соль гостям, стараясь её не рассыпать. Больше сыпал тому, кого уважал и любил. Однако расщедриться хозяин мог только перед богатыми гостями. Стараясь им сделать приятное, он нередко мог испортить блюдо, так как его пересаливал. Вот почему до наших дней сохранилось слово «Пересолить» в смысле перестараться, не рассчитать.

А бедные люди часто совсем не получали соли. Таким образом расчетливый хозяин пытался сберечь соль. Отсюда появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого». (По И. Уразову)

436. Прочитайте пословицы. Слова с пропусками запишите в соответствующую колонку таблицы, выделите орфограммы, объясните их правописание.

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол










1) Капля в мор.. не заметна. 2) От гордост.. чести (не) прибуд..т. 3) Чего хвалить (не) умееш.., того и (не) ругай. 4) Без пословицы (не) проживёт.. . 5) Зрелый плод на ветк.. (не) держ..тся. 6) Хорош..му прыжку разбег нужен. 7) (Не) плюй в колодец — пригодит..ся воды напит..ся. 8) В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печк.. подб..райся. 9) Чего летом (не) соб..рёшь, того зимой (не) найдёш.. . 10) Лучше хорош..е настроение, чем сладкий пирожок. 11) Пшеница боит..ся поздн..го дождя. 12) От добр..го дерева и плоды добр..е. 13) Меч..м мир (не) покориш.. . 14) Плач..м горю (не) помож..ш.. . 15) Завистливый по чуж..му счастью чахн..т. 16) Не тот жаден, у кого много, а тот, кто больш..го хоч..т. В колюч..м кустарник.. (не) спряч..ш..ся.

Ответ:

1) Капля в море не заметна. 2) От гордости чести не прибудет. 3) Чего хвалить не умеешь, того и не ругай. 4) Без пословицы не проживёшь. 5) Зрелый плод на ветке не держится. 6) Хорошему прыжку разбег нужен. 7) Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. 8) В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся. 9) Чего летом не соберёшь, того зимой не найдёшь. 10) Лучше хорошее настроение, чем сладкий пирожок. 11) Пшеница боится позднего дождя. 12) От доброго дерева и плоды добрые. 13) Мечом мир не покоришь. 14) Плачем горю не поможешь. 15) Завистливый по чужому счастью чахнет. 16) Не тот жаден, у кого много, а тот, кто большего хочет. В колючем кустарнике не спрячешься.

437. Прочитайте выразительно. Запишите, решая орфографические задачи. Расставьте недостающие знаки препинания.

* * *

Зарумян..лись вишня и слива

Нал..лась з..лотист..я рож..

И, как море, волну..тся нива

И в траве на лугах (не) пройдёш.. .

Со..нце ход..т высоко над сводом

Ра..калённых от зноя небес;

Пахн..т липа душ..стая мёдом

И шумит полный сумр..ка лес.

Обл..ков з..л..тые волокна

Вв..черу весь облягут закат

И с п..лей в ра..творённые окна

Пон..сётся с..льней ар..мат.

    (Н. Греков)

Произведите морфологический разбор слов: (в) траве, налилась (рожь), волнуется (нива), душистая (липа).

Подчеркните грамматические основы в первом предложении.

Ответ:

Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотистая рожь,

И, как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдёшь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскалённых от зноя небес.

Пахнет липа душистая мёдом,

И шумит полный сумрака лес.

Облаков золотые волокна

Ввечеру весь облягут закат,

И с полей в растворённые окна

Понесётся сильней аромат.

438. Прочитайте и запишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Всё лето листья по..ст..вляли со..нцу3 свои л..дошки и щ..чки спинки и ж..вотики. И сами до того нал..лись и проп..тались со..нцем, что к ос..ни сами стали как солнышко — б..гряными и з..л..тыми.

Нал..лись пот..желели и пот..кли.

Пол..тели птицами по ветру. Запрыг..ли белками по суч..кам. Пон..слись горностаями по з..мле.

3..шумел в л..су з..л..той дождь.

Капля по листику щ..лкнет — с..рвётся лист. Синиц., на ветк.. завоз..тся — брызнут в стор..ну листья. Ветер вдруг нал..тит — заверт..тся пёстрый смерч.. . А если неуклюж..й3 косач.. влом..тся с лёту в в..рш..ну — хлын..т св..ркающий водопад.

Листья шуршат скребут..ся лопоч..т. Листья кач..ются и б..гут3. Листья вверху внизу и вокруг.

Шумит3 з..л..той дождь. (Н. Сладкое)

Найдите в тексте и подчеркните определения, укажите, чем они выражены.

Подберите синонимы к слову неуклюжий.

Выполните указанные виды разборов (см. индексы вверху слов).

Ответ:

Всё лето листья подставляли солнцу3 свои ладошки и щечки, спинки и животики. И сами до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышко — багряными и золотыми.

Налились, потяжелели и потекли.

Полетели птицами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись горностаями по земле.

3ашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щелкнет — сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся — брызнут в сторону листья. Ветер вдруг налетит — завертится пёстрый смерч. А если неуклюжий3 косач вломится с лёту в вершину — хлынет сверкающий водопад.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья качаются и бегут3. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит3 золотой дождь. (Н. Сладкое)

439. Рассмотрите таблицу. Затем прочитайте данные ниже предложения и заполните таблицу номерами предложений, иллюстрирующих то или иное пунктуационное правило.

Пунктуационное правило

Номера предложений, иллюстрирующих пунктуационное правило

1. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами.


3. Запятая между простыми частями в сложном предложении.


4. Предложения с обращениями.


5. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.


6. Тире между подлежащим и сказуемым.


1) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. 2) Летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия. 3) — Чего тебе надобно, старче? 4) Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей. 5) Сквозь вечну зелень здесь и там мелькают светлые беседки. 6) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице. 7) Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает». 8) — Мы объехали весь свет, торговали соболями. 9) Повеселись, мой верный меч! 10) Но вскоре вспомнил витязь мой, что добрый меч герою нужен. 11) «Оставим бесполезный спор», — сказал мне важно Черномор. 12) Удивился старик, испугался. 13) Зачем же, поле, смолкло ты и поросло травой забвенья? 14) Войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит шёлковый шатёр. 15) Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел. 16) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 17) Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. 18) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска... 19) Лети, корабль, неси меня к пределам дальним. 20) Он [Фарлаф] говорит: «Насилу я на волю вырвался, друзья!» (А. Пушкин)

Номера каких предложений вы заносили в таблицу несколько раз? Почему?

На какое пунктуационное правило нет предложений среди данных примеров? Составьте и запишите два предложения на данное пунктуационное правило. Произведите их синтаксический разбор.

Ответ

440. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы.

Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем они выражены.

1) Труд в наше время это в..ликое право и в..ликая обязанность. (В. Гюго) 2) В..ликая радость работа в п..лях за ст..нком за столом! (В. Брюсов) 3) П..кос самая трудная самая ..дружающая работа из всех д..р..венских работ. (Вл. Солоухин) 4) Пушкин творил для в..ков и н..родов и поэтому он и сейчас наш совр..менник. (А. Слонимский) 5) Опыт самый лучший н..ставник. (Латинская пословица) 6) Хлеб да в..да лодыря еда. (Пословица)

Найдите однокоренные слова, выпишите, выделите корень. Продолжите этот ряд однокоренных слов.

Выпишите по одному примеру словосочетаний: сущ. + прилаг.; глаг. + сущ.; сущ. + сущ. Обозначьте главное слово в словосочетаниях.

Ответ:

1) Труд в наше время — это великое право и великая обязанность. (В. Гюго) 2) Великая радость — работа в полях, за станком, за столом! (В. Брюсов) 3) Покос — самая трудная, самая сдружающая работа из всех деревенских работ. (Вл. Солоухин) 4) Пушкин творил для веков и народов, и поэтому он и сейчас наш современник. (А. Слонимский) 5) Опыт — самый лучший наставник. (Латинская пословица) 6) Хлеб да вода — лодыря еда. (Пословица)

441. Запишите, решая орфографические и пунктуационные задачи. Подчеркните однородные члены и обобщающие слова как члены предложения. Начертите схемы предложений.

1) В нашей р..ке разноцветное дно и раки поп..дались разные ч..рные з..лёные ж..лтые. (В. Каверин) 2) Потом всё и..чезло оз..ро и этот в..лшебный лунный свет и ло..ка и певц.. . (Б. Полевой) 3) Бричка беж..т а Егорушка вид..т всё одно и то же небо равнину х..лмы. (А. Чехов) 4) И вдруг всё ож..ло и леса и пруды и степи. (Н. Гоголь) 5) По опушкам л..сов ещё р..стут грибы красног..ловые под..синовики з..л..новатые и розовые сыроежки сколь..кие грузди и душ..стые рыжики. (И. Соколов-Микитов)

Ответ:

1) В нашей реке разноцветное дно, и нам попадались черные, зелёные, желтые раки. (В. Каверин) 2) Потом всё исчезло: озеро, и этот волшебный лунный свет, и лодка, и певцы. (Б. Полевой) 3) Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же: небо, равнину, холмы. (А. Чехов) 4) И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. (Н. Гоголь) 5) По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. (И. Соколов-Микитов)

442. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений.

1) Осенью думается Вот переж..ву эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь. (М. Пришвин) 2) Уд..вительно хор..шо в деревн..! писал поэт Н. М. Рубцов А. Яшину. 3) Со..нце вз..шло улыбнул..сь цв..тку и спр..сило Хор..шо ли тебе мой милый? (Р. Тагор) 4) Самая ненас..ная п..года (не) порт..т здесь мне настроения писал Н. Рубцов из деревн.. А. Яшину.

Ответ:

1) Осенью думается: «Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь». (М. Пришвин) 2) «Удивительно хорошо в деревне!» — писал поэт Н. М. Рубцов А. Яшину. 3) Солнце взошло, улыбнулось цветку и спросило: «Хорошо ли тебе мой милый?» (Р. Тагор) 4) «Самая ненастная погода не портит здесь мне настроения,» — писал Н. Рубцов из деревни А. Яшину.

443. Прочитайте текст. Какова главная проблема текста? Какова авторская позиция?

Многие из нас г..в..рят мы люб..м Родину. Это очень важные сл..ва и надо иметь на них право. А это право надо з..воевать своим трудом уч..бой.

Любить Родину — значит ж..ть (с) ней одной ж..знью. Радоват..ся, когда у Родины праз..ник, и стр..дать, когда Родине т..жело. И главное — б..реч.. Родину. (Не) д..вать в обиду врагам, которые идут на неё (с) оружием. (Не) д..вать в обиду тем, кто дума..т только о себе и забыва..т о Родине.

Для человека всё должно быть дор..го на своей Родине: и её народ и её з..мля и её история и её завтр..шний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом.

(Ю. Яковлев)

Запишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Произведите синтаксический разбор первого предложения текста. Начертите схему предложения.

Составьте и запишите предложение, в котором прямая речь будет находиться перед словами автора. Начертите его схему.

В первом предложении последнего абзаца подчеркните обобщающее слово и однородные члены как члены предложения. Начертите схему предложения.

Из первого абзаца выпишите по одному словосочетанию: сущ. + прилаг.; глаг. + сущ. Обозначьте главное слово.

Подберите синонимы к слову Родина.

Ответ:

Многие из нас говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать своим трудом, учебой.

Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. И главное — беречь Родину. Не давать в обиду врагам, которые идут на неё с оружием. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом.