Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Правописание мягкого знака в глаголах во 2-м л. ед. ч.

413. Запишите, объясните правописание глаголов.

Путешеству..ш.. по России, забот..ш..ся о здоровье, бережёт.. честь, стремиш..ся помоч.., испечёш.. каравай, никогда (не) лжёш.., предлагае.., встретит..ся, исследуеш.. местность, стремиш..ся исправ..т..ся, (не) искушаеш.. судьбу, учиш..ся печ.. пирожки, (не) обижа..ш..ся на шутку, встрет..ш..ся с другом, выдерж..ш.. испытание.

Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне, выделите корень, объясните правописание безударной гласной.

Найдите слово с непроизносимой согласной в корне, подчеркните непроизносимую согласную, объясните её правописание.

Ответ:

Путешествуешь по России, заботишься о здоровье, бережёт честь, стремишься помочь, испечёшь каравай, никогда не лжёшь, предлагаешь, встретится, исследуешь местность, стремишься исправиться, не искушаешь судьбу, учишься печь пирожки, не обижаешься на шутку, встретишься с другом, выдержишь испытание.

414. Запишите пословицы, выделите глагольные орфограммы, объясните их правописание.

1) Делаеш.. для меня, а учиш..ся для себя. (Армянская пословица) 2) (Не) помуч..ш..ся, так и (не) науч..ш..ся. 3) Начнёш.. в учении с малого, постигнеш.. и большое. (Японская пословица) 4) (Не) бойся, что (не) знаеш.., бойся, что (не) учиш..ся. (Китайская пословица) 5) Буд..ш.. ленит..ся — узна..ш.. голод. 6) (Не) потруд..ш..ся — счастья (не) узнаеш.. . 7) Руки (не) протян..ш.., так и с полки (не) достанеш.. .

Ответ:

1) Делаешь для меня, а учишься для себя. (Армянская пословица) 2) Не помучишься, так и не научишься. 3) Начнёшь в учении с малого, постигнешь и большое. (Японская пословица) 4) Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься. (Китайская пословица) 5) Будешь лениться — узнаешь голод. 6) Не потрудишься — счастья не узнаешь. 7) Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

415. Прочитайте. Запишите, решите орфографические задачи.

* * *

Любовь к Отчизн.. (не) измер..ш..

И даже смертью (не) прервёш..,

Ж..вя всем тем,

Во что ты вер..ш..,

И веря в то,

Чем ты ж..вёш..!

    (В. Фирсов)

Разберите как часть речи слова: (к) Отчизне; (ты) веришь.

Ответ:

Любовь к Отчизне не измерить

И даже смертью не прервёшь,

Живя всем тем,

Во что ты веришь,

И веря в то,

Чем ты живёшь!

416. Прочитайте. Запишите, решая орфографические задачи. Выполните указанные виды разборов (см. индексы вверху слов).

* * *

(Не) узна..ш..2,

(Не) поймёш.. —

Это волны

Или рож... .

Это лес1

Или камыш..,

Иль с небес струит..ся3 тиш.. .

     (К. Бальмонт)

Ответ:

Не узнаешь2,

Не поймёшь —

Это волны

Или рожь.

Это лес1

Или камыш,

Иль с небес струится3 тишь.

417. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взят данный Отрывок.

* * *

К красну со..нцу наконец

Обр..тился молодец:

«Свет наш солнышко! Ты ходиш..

Круглый год по небу, сводиш..

Зиму с тёпл..ю в..сной,

Всех нас вид..ш.. под собой.

Аль откаж..ш.. мне в ответ..?

(Не) видал ли где на свет..

Ты царевны м..л..дой?

Я жених ей.

Запишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание глаголов.

Укажите грамматические признаки выделенных слов.

Выпишите однокоренные слова, выделите корень. Продолжите ряд однокоренных слов. Выделите морфемы, при помощи которых образованы новые слова.

Ответ:

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи боагтырях»

К красну солнцу наконец

Обратился молодец:

«Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей».

418. Прочитайте и запишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

В середине мая на л..сных п..лянах расцв..тают мохнатые кол..кольчики. Останов..ш..ся на такой п..ляне прислуша..ш..ся — и (не) улов..ш.. иного звука, кроме едва различимого ш..роха распр..мляющейся м..л..дой травы.

Потом услыш..ш.. как зап..ёт одинокая птица... Скин..ш.. пиджак вдохнёш.. жаркий, нап..тавшийся зап..хом трав воздух — и поймёш.., что пришло лето. (А. Русое)

Разберите по составу слова: расцветают, уловишь, прислушаешься, колокольчики, жаркий, запахом.

Произведите морфологический разбор слов: запоёт (птица); (на) лесных (полянах); (скинешь) пиджак.

Ответ:

В середине мая на лесных полянах расцветают мохнатые колокольчики. Остановишься на такой поляне, прислушаешься — и не уловишь иного звука, кроме едва различимого шороха распрямляющейся молодой травы.

Потом услышишь, как запоёт одинокая птица... Скинешь пиджак, вдохнёшь жаркий, напитавшийся запахом трав воздух — и поймёшь, что пришло лето. (А. Русое)

Разбор по составу:

Расцветают (рас — приставка, цвет — корень, а — суффикс, ют — окончание, расцвета — основа слова); уловишь (у — приставка, лов — корень, ишь — окончание, улов — основа слова); прислушаешься (при — приставка, слуш — корень, а — суффикс, ешь — окончание, ся — постфикс, прислуша — основа слова); колокольчики (колоколь — корень, чик — суффикс, и — окончание, колокольчик — основа слова); жаркий (жарк — корень, ий — окончание, жарк — основа слова); запахом (зап — корень, ах — суффикс, ом — окончание, запах — основа слова).

419. Заполните таблицу словами, данными ниже. Объясните наличие или отсутствие Ь после шипящих. Указывайте части речи.

Ь пишется

Ь не пишется





Просыпает..ся, увлеч..ся, сбереч.., ноч.., дремуч.., ёж.., рож.., дышиш.., пренебреч.., меч.., из-за туч.., испеч.., учит.., камыш.., кирпич.., малыш.., дрожиш.., дрож.., тиш.., врач.., спешит.., улыбаеш..ся, привлеч.., печ.. (пироги), (кирпичная) печ.., грач.., грош.., брош.., прячеш.., видит.., доч.., радиопередач.., душ.., глуш.., бережёт.., трудиш..ся.

Ответ:

Просыпается, увлечься, сберечь, ночь, дремуч, ёж, рожь, дышишь, пренебречь, меч, из-за туч, испечь, учит, камыш, кирпич, малыш, дрожишь, дрожь, тишь, врач, спешит, улыбаешься, привлечь, печь (пироги), (кирпичная) печь, грач, грош, брошь, прячешь, видит, дочь, радиопередач, душ, глушь, бережёт, трудишься.

420. Выпишите из текстов загадок глаголы в форме 2-го лица ед. ч., объясните их правописание.

1) Что (с) з..мли ле..ко поднимет.., а д..леко (не) закинет..? (Пух, перо) 2) Я ф..гурка неб..льшая. Коль спр..сить что соб..рёш..ся, без меня (не) обойдёш..ся. (Вопросительный знак) 3) В десять одёжек плотно одет, ч..сто приход..т к нам на обед. Но лишь за стол ты его позовёш.., сам (не) заметиш.., как слёзы прольёт.. . (Лук) 4) Весь день гоняйся за ней — (не) поймаеш.. . (Тень) 5) На базар.. (не) купит.., на весах (не) взвесиш.. . (Знания) 6) Виден край, да (не) дойдёш.. . (Горизонт) 7) Что (не) сеет.., а всё равно р..стёт? (Трава)

Выпишите остальные слова со скобками и пропусками орфограмм, объясните их правописание.

Ответ:

1) Что с земли легко поднимет, а далеко не закинет? (Пух, перо) 2) Я фигурка небольшая. Коль спросить что соберёшься, без меня не обойдёшься. (Вопросительный знак) 3) В десять одёжек плотно одет, часто приходит к нам на обед. Но лишь за стол ты его позовёшь, сам не заметишь, как слёзы прольёшь. (Лук) 4) Весь день гоняйся за ней — не поймаешь. (Тень) 5) На базаре не купить, на весах не взвесишь. (Знания) 6) Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт) 7) Что не сеешь, а всё равно растёт? (Трава)

421. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взяты эти строки.

* * *

А дитя в..лну т..роп..т:

«Ты, в..лна моя, в..лна!

Ты гульлива и в..льна;

Плещ..ш.. ты, куда захоч..ш..,

Ты м..рские камни точ..ш..,

Топ..шь бер..г ты земли,

Подыма..ш.. к..рабли —

(Не) губи ты нашу душу:

Выпл..сни ты нас на сушу!

Выпишите глаголы в форме 2-го лица ед. ч., объясните их правописание.

Ответ:

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

А дитя волну торопят:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

422. Прочитайте. Какова главная мысль текста? Выпишите глаголы в форме 2-го лица ед. ч., объясните их правописание.

От н..чных келейных мыслей чу..ствуеш.. себя дер..вом с гн..лой сер..цевиной. А когда яв..тся утренняя бодрость, открывает.. окно, слыш..ш.. борм..танье тетеревов, клики скворцов, вид..ш.. напр..жённые соком ш..коладные ветви берёз, серые гусеницы зацв..тающих осин, то, напротив, чу..ству..ш.. себя поб..дителем всего в себе мелкого и по себе понимает.., почему возр..ждался Антей, прикасаясь к земле. (По И. Полуянову)

Выпишите остальные слова с пропусками, объясните их правописание.

Ответ:

От ночных келейных мыслей чувствуешь себя деревом с гнилой сердцевиной. А когда явится утренняя бодрость, открываешь окно, слышишь бормотанье тетеревов, клики скворцов, видишь напряжённые соком шоколадные ветви берёз, серые гусеницы зацветающих осин, то, напротив, чувствуешь себя победителем всего в себе мелкого и по себе понимаешь, почему возрождался Антей, прикасаясь к земле. (По И. Полуянову)

*423. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.

1) Открыть глаза, когда кончилось состояние сна; 2) говорить шёпотом; 3) бегом пройти мимо чего-нибудь; 4) заниматься каким-нибудь трудом; 5) видеться, поддерживать знакомство; 6) изображать графические знаки на бумаге; 7) передавать кому-нибудь знания, навыки; 8) изображать предметы на бумаге карандашом, красками.

Образуйте от записанных глаголов глаголы в форме 2-го лица ед. ч. и запишите их во второй столбик, выделите глагольную орфограмму.

Ответ:

Просыпаться, шептать, пробегать, трудиться, встречаться, писать, учить, рисовать.

*424. Объясните значение устойчивых выражений глаголом в ~ форме 2-го лица ед. ч. и запишите.

1) ... — на мякине не проведёшь;

2) ... — возьмёшь себя в руки;

3) ... — лезешь на стену;

4) ... — подаёшь руку;

5) ... — диву даёшься;

6) ... — валишься с ног.

Ответ:

Не перехитришь, успокоится; раздражаешься; помогаешь; удивляешься, изнемогаешь.

425. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.

У глаголов в форме 2-го лица ед. ч. после буквы Ш мягкий знак ... (например: ..., ...).

Ответ