Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола

402. Запишите, выделите окончания глаголов, объясните в них выбор гласной буквы.

Стро..т дом, бор..тся за победу, сдерж..т слово, (они) се..т рожь, накле..т марки, (они) кле..т обои, разбуд..т утром, скоро буд..т утро, вид..т ошибку, слыш..т звон, (они) стел..т скатерть, открыва..т дверь, мел..т кофе, уход..т из дома.

Ответ:

Строят дом, борется за победу, сдержит слово, они сеют рожь, наклеит марки, они клеят обои, разбудит утром, скоро будет утро, видит ошибку, слышит звон, они стелят скатерть, открывает дверь, мелют кофе, уходит из дома

403. Запишите пословицы, выделите глагольные орфограммы, объясните их правописание. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Чего сер..це (не) заметит того и глаз (не) увид..т. 2) Что от сер..ца идёт того сер..це (не) забуд..т. 3) На трусливого все собаки ла..т. 4) На час отстан..шь — в день (не) догон..шь. 5)Сер..це хрустальная чаша, разобьёшь — (не) скле..шь. (Японская пословица) 6) Журавль лета..т высоко да вид..т далеко. 7) Легко идти пешком, когда держ..шь лошадь за уздечку. (Французская пословица) 8) Богатством ума (не) куп..шь. 9) Ремесло пить-есть (не) просит а само кормит. 10) Грибы ищ..т — по лесу рыщ..т. 11) Рано встан..шь, раньше работу конч..шь. (Туркменская пословица) 12) Разговором сыт (не) буд..шь, если хлеба (не) добудешь. 13) Когда се..т да жнут — (не) глядят, что мозоли жгут.

Произведите морфологический разбор выделенных слов.

Как вы понимаете смысл пословицы: Богатством ума не купишь?

Ответ:

1) Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит. 2) Что от сердца идёт, того сердце не забудет. 3) На трусливого все собаки лают. 4) На час отстанешь — в день не догонишь. 5) Сердце хрустальная чаша, разобьёшь — не склеишь. (Японская пословица) 6) Журавль летает высоко, да видит далеко. 7) Легко идти пешком, когда держишь лошадь за уздечку. (Французская пословица) 8) Богатством ума не купишь. 9) Ремесло пить-есть не просит, а само кормит. 10) Грибы ищут — по лесу рыщут. 11) Рано встанешь, раньше работу кончишь. (Туркменская пословица) 12) Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь. 13) Когда сеют да жнут — не глядят, что мозоли жгут.

404. Запишите предложения, выделите глагольные орфограммы, объясните их правописание. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Лучше юности нет ничего и (не) буд..т. Юность лучшие помыслы буд..т. (А Межиров) 2) Чего трудом ты (не) добудешь, того потомки (не) получ..т; того, что в ж..зни сам пoстигн..шь, тому и мудрость (не) науч..т. (Б. Пачев) 3) Уж вечер стел..тся, уже земля в р..се, уж скоро звёз..ная в неб.. застын..т в..юга... (М. Цветаева) 4) Жадно вес..ло он дыш..т свеж..м воздухом полей сизый пар кипит и пыш..т из пылающих ноздрей. (Н. Языков) 5) Север дыш..т ветром ночи и полынь колыш..т. (И. Бунин) 6) Дремл..т на стене моей ивы кружевная тень. (Н. Рубцов) 7) Ве..т ветры плач..т ели вьются зимние метели. (П. Ершов)

Разберите по составу выделенные слова.

Произведите синтаксический разбор предложения 5.

Начертите схему предложения 7.

Ответ:

1) Лучше юности нет ничего и не будет. Юность лучшие помыслы будит. (А Межиров) 2) Чего трудом ты не добудешь, того потомки не получат; того, что в жизни сам пoстигнешь, тому и мудрость не научит. (Б. Пачев) 3) Уж вечер стелется, уже земля в росе, уж скоро звёздная в небе застынет вьюга... (М. Цветаева) 4) Жадно, весело он дышит свежим воздухом полей: сизый пар кипит и пышет из пылающих ноздрей. (Н. Языков) 5) Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И. Бунин) 6) Дремлет на стене моей ивы кружевная тень. (Н. Рубцов) 7) Веют ветры, плачут ели, вьются зимние метели. (П. Ершов)

405. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.

* * *

Вот открыл царевич.. очи;

Отр..сая грёзы ночи

И д..вясь, перед собой

Вид..т город он больш..й,

Стены с ч..стыми зубцами,

И за бел..ми ст..нами

Блещ..т маковки ц..рквей.

Он ск..рей царицу буд..т;

Та как ахн..т! «То ли буд..т? —

Г..в..рит он. — Вижу я:

Леб..дь теш..тся моя».

Запишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов.

Ответ:

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

* * *

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей.

Он скорей царицу будит;

Та как ахнет! «То ли будет? —

Говорит он. — Вижу я:

Лебедь тешится моя».

406. Выпишите из текстов загадок глаголы с безударным личным окончанием, объясните выбор гласной буквы в окончаниях.

1) В дверь, в окно стуч..ть (не) буд..т, а войдёт и всех разбуд..т. (Солнце) 2) Кол..кол колыш..тся, а звона (не) слыш..тся. (Колокольчик) 3) Дыш..т, р..стёт, а х..дить (не) мож..т. (Растение) 4) Свищ..т, гон..т, вслед ему все кланя..тся. (Ветер) 5) В лес идёт — х..лсты стел..т, а из лесу идёт— перестила..т. (Лыжня) 6) Сам (не) вид..т и (не) слыш..т, ход..т, брод..т, рыщ..т, свищ..т. Кто навстречу поп..дёт..ся — обнима..т и д..рёт..ся. (Ветер) 7) Овсом его (не) корм..т, кнутом его (не) гон..т, а как паш..т — пять плугов тащ..т. (Трактор)

Ответ:

1) В дверь, в окно стучать не будет, а войдёт и всех разбудит. (Солнце) 2) Колокол колышется, а звона не слышится. (Колокольчик) 3) Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение) 4) Свищет, гонит, вслед ему все кланяются. (Ветер) 5) В лес идёт — холсты стелет, а из лесу идёт— перестилает. (Лыжня) 6) Сам не видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадётся — обнимает и дерётся. (Ветер) 7) Овсом его не кормят, кнутом его не гонят, а как пашет — пять плугов тащит. (Трактор)

407. Выпишите из предложений глаголы с безударными личными окончаниями в две колонки: 1) I спряжения, 2) II спряжения. Выделите окончания, объясните выбор гласной буквы.

1) Многословием масла (не) выжм..шь. 2) (Не) мычит, (не) тел..тся. 3) Ночь мел..т, день мел..т, а толку нет. 4) Выпустил словечко — (не) догон..шь и на крылечке. 5) Соловья баснями (не) корм..т. 6) Язык и по..т, и корм..т, и спину пор..т. 7) Разговорами сыт (не) буд..шь, если хлеба (не) буд..т. 8) Льстивые речи душу калеч..т. 9) За грехи языка губы терп..т. 10) Лепеч..т как сорока. 11) Слова (не) ворот..шь. 12) В зубах (не) удержал — в губах (не) удерж..шь. 13) На чужой роток (не) накин..шь платок. 14) Пустые речи унос..т ветры. (Пословицы)

Ответ:

1) Многословием масла не выжмешь. 2) Не мычит, не телится. 3) Ночь мелет, день мелет, а толку нет. 4) Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке. 5) Соловья баснями не кормят. 6) Язык и поит, и кормит, и спину порет. 7) Разговорами сыт не будешь, если хлеба не будет. 8) Льстивые речи душу калечат. 9) За грехи языка губы терпят. 10) Лепечет как сорока. 11) Слова не воротишь. 12) В зубах не удержал — в губах не удержишь. 13) На чужой роток не накинешь платок. 14) Пустые речи уносят ветры. (Пословицы)

*408. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.

1) Заставить проснуться; 2) изготовлять, скрепляя при помощи клея; 3) существовать, иметься; 4) укладывая, раскладывать по поверхности; 5) громко смеяться; 6) безропотно переносить страдания; 7) схватившись друг с другом, стараться осилить; 8) взяв в руки, не давать выпасть; 9) срезать бритвой волосы до корня; 10) выражать одобрение кому-либо.

Образуйте от записанных глаголов форму настоящего времени 3-го лица ед. ч. и форму настоящего времени 3-го лица мн. ч. Запишите их во второй и третий столбики. Выделите окончания, объясните выбор гласной буквы в окончаниях.

Ответ:

1) разбудить, 2) клеить, 3) быть, 4) стелить, 5) хохотать, 6) терпеть, 7) бороться, 8) держать, 9) бриться, Ю) хвалить.

*409. Дополните каждый ряд синонимов глаголом 3-го лица ед. ч. настоящего или будущего времени.

1) ..., злится, досадует, ругается, гневается;

2) ..., размышляет, мыслит, раздумывает; задумывается, помышляет;

3) ..., прекословит, возражает, спорит, противоречит;

4) ..., поборет, осилит, одолеет, преодолеет, превозможет, выдюжит;

5) ..., тащит, волочит, влачит;

6) ..., почитает, поклоняется, преклоняется, величает;

7) ..., изумляет, поражает, озадачивает, потрясает, ошеломляет;

8) ..., обожает, боготворит;

9) ..., глядит, взирает, созерцает, глазеет;

10) ..., утратит, посеет.

Выделите у записанных глаголов окончания, объясните выбор безударной гласной в окончаниях.

Ответ:

1) сердится, 2) думает, 3) перечит, 4) справится, 5) тянет, 6) уважает, 7) удивляет, 8) любит, 9) смотрит, 10) потеряет.

*410. Запишите к данным словам глаголы-антонимы.

1) ... — разрушает;

2) ... — ругает;

3) ... — губит;

4) ... — тушит;

5) ... — ужинает;

6) ... — разъединяет;

7) ... — ропщет;

8) ... — любит.

Выделите окончания глаголов, объясните в них выбор гласной буквы.

Ответ:

1) строит — разрушает;

2) хвалит — ругает;

3) возводит — губит;

4) зажигает — тушит;

5) обедает — ужинает;

6) соединяет — разъединяет;

7) молчит — ропщет;

8) ненавидит — любит.

*411. Допишите пословицы по смыслу глаголами с безударными личными окончаниями. Выделите окончания глаголов,

объясните в них выбор гласной буквы.

1) Старый конь борозды .... 2) Хорошее утро с пения птиц ... . 3) Без труда ... и рыбку из пруда. 4) Декабрь старый год ..., новому году новым счастьем дорожку ... . 5) В худом котле вода ... . 6) На трусливого все собаки ... . 7) О далёком ..., а что лежит под носом — ... . 8) С ложью правда ... . 9) Лгуну ... даже и тогда, когда он говорит правду.

Ответ:

1) Не испортит; 2) начинатся; 3) не вытянешь; 4) кончает, стелет; 5) не держится; 6) лают; 7) мечтаешь, не видишь; 8) не дружит; 9) не верят.

412. (Задание по теории языка.) Допишите предложения текста.

Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

1) ... (например: ... — ...);

2) ... .

Ко II спряжению относятся:

а) все глаголы на ... (кроме ..., ...);

б) 7 глаголов на ...: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...;

в) 4 глагола на ...: ..., ..., ..., ... .

Все остальные глаголы (на ..., ..., ..., ..., ... и другие) относятся ... .

Например: ..., ..., ..., ..., ... .

Ответ