Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время

390. Запишите пословицы. Выделите глагольные орфограммы. Определите вид и время глаголов.

1) Тор..пливость делу (не) пом..гает. 2) Пересохший пласт ур..жая (не) даст. 3) Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится. 4) Лес сеч.. — (не) жалеть плеч.. . 5) Ж..лезо без употр..бления покрывает..ся ржавчиной. 6) Чтобы овл..деть высоким м..стерством, надо много трудит..ся. 7) Кто за всё б..рётся, тому ничего (не) даёт..ся. 8) Завтра в баню соб..рает..ся, так уж сегодня (не) умывает..ся. (Азербайджанская) 9) Кто наб..рает много дел, ни одного (не) выполнит. (Болгарская)

У каких глаголов нельзя определить время? Почему?

Произведите синтаксический разбор предложения 1.

Ответ:

1) Торопливость делу не помогает. 2) Пересохший пласт урожая не даст. 3) Лентяю всё неможется да нездоровится. 4) Лес сечь — не жалеть плеч. 5) Железо без употребления покрывается ржавчиной. 6) Чтобы овладеть высоким мастерством, надо много трудиться. 7) Кто за всё берётся, тому ничего не даётся. 8) Завтра в баню собирается, так уж сегодня не умывается. (Азербайджанская) 9) Кто набирает много дел, ни одного не выполнит. (Болгарская)

391. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните правописание глаголов, определите их вид и время.

1) Прежде чем леч.. спать, я каждый веч..р сов..ршаю маленькую пр..гулку призн..вался в одном из своих писем И. С. Тургенев. 2) К..морка зап..ралась на ключ.. . (И. Тургенев) 3) Лес надо б..реч.. . (К. Паустовский) 4) Туча небо кроет со..нце (не) бл..стит ветер в пол.. воет дождик м..росит. (А. Плещеев) 5) Р..стительная ж..знь в середине окт..бря ещё не совсем зам..рает. (С. Покровский) 6) Плоскогорье прост..ралось на несколько к..лометров и уп..ралось в стену гор. (К. Булычёв) 7) Нивы зрелые, что камыш.. густой, тихо движут..ся. (И. Никитин)

У каких глаголов нельзя определить время? Почему?

Укажите грамматические признаки выделенных слов.

Начертите схему предложения с прямой речью.

Ответ:

1) «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку», — признавался в одном из своих писем И. С. Тургенев. 2) Каморка запиралась на ключ. (И. Тургенев) 3) Лес надо беречь. (К. Паустовский) 4) Туча небо кроет, солнце не блестит, ветер в поле воет, дождик моросит. (А. Плещеев) 5) Растительная жизнь в середине октября ещё не совсем замирает. (С. Покровский) 6) Плоскогорье простиралось на несколько километров и упиралось в стену гор. (К. Булычёв) 7) Нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся. (И. Никитин)

392. Прочитайте выразительно. Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Укажите вид и время глаголов.

Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне обл..ка.

Белый пар по лугам расст..лает..ся.

По з..ркальной воде, по кудрям л..зняка

От зари алый свет разл..вает..ся.

Дремлет ч..ткий камыш.. . Тиш.. — безлюдье вокруг.

Ч..ть приметна тр..пинка р..сист..я.

Куст з..денешь плеч..м, — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет р..са с..ребристая.

Пот..нул ветерок, — воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

       (И. Никитин)

Ответ:

Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, — воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

393. Запишите словосочетания, объясните правописание гласной перед -Л- в глаголах.

Посе..л рожь, зате..л игру, ненавид..л ложь, замет..л ошибку, обид..л друга, нач..л писать, разве..л сомнения, леле..л надежду, зан..ли оборону, прин..ли решение, увид..л звезду, отправ..л сообщение.

Ответ:

Посеял рожь, затеял игру, ненавидел ложь, заметил ошибку, обидел друга, начал писать, развеял сомнения, лелеял надежду, заняли оборону, приняли решение, увидел звезду, отправил сообщение.

394. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы; объясните выбор гласной перед -Л- в глаголах.

1) Прочёл новую книгу — встрет..лся с другом. (Пословица) 2) Пусть никакие толки (не) отвратят тебя от тех, кто тебе довер..лся. (Фалес) 3) Узнай х..рактер друга, чтобы ты (не) возненавид..л его. (Горации) 4) Заг..в..ри, чтоб я тебя увид..л. (Сократ) 5) Услыш..л ветер словеч..ко, да и унёс д..леч..ко. (Пословица) 6) Осенний день пове..л над з..млёй. (А. Апухтин) 7) Кто дом построил и сад посадил — ж..знь не напрасно прож..л. (Пословица)

Укажите грамматические признаки выделенных слов.

Ответ:

1) Прочёл новую книгу — встретился с другом. (Пословица) 2) Пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился. (Фалес) 3) Узнай характер друга, чтобы ты не возненавидел его. (Горации) 4) Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ) 5) Услышал ветер словечко, да и унёс далечко. (Пословица) 6) Осенний день повеял над землёй. (А. Апухтин) 7) Кто дом построил и сад посадил — жизнь не напрасно прожил. (Пословица)

395. Прочитайте поэтические строки из стихотворения Л. Мезинова. Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните правописание глаголов, определите их вид и время.

* * *

М..двежонок сонный выш..л

И з..стыл на задних лапах.

И увид..л и услыш..л

И учу..л утра зап..х.

Ответ:

Медвежонок сонный вышел

И застыл на задних лапах.

И увидел, и услышал,

И учуял утра запах.

396. Рассмотрите таблицу. Заполните её примерами из данного ниже текста.

Глаголы

в форме прошедшего времени

в форме настоящего времени

в форме будущего времени










После дождя

Дождик прошёл по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку — она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся.

Дождь прошуршал по зелёному лугу.

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке.

Дождь по пшеничному полю пронёсся, —

Потяжелев, удлинились колосья

И поклонились земным поклоном

Мимо летящим шумным вагонам.

      (А. Яшин)

Дополните записи в каждой колонке таблицы своими примерами (по два — три примера).

Ответ

*397. Образуйте от глаголов в неопределённой форме: 1) формы прошедшего времени; 2) настоящего времени; 3) будущего времени. Поставьте ударение.

строить — ...

лечить — ...

учить — ...

положить — ...

победить — ...

увлекаться — ...

облегчить — ...

убедить — ...

Какие трудности возникают при выполнении данного задания? Как их решить?

Ответ

398. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы: ... (например: ..., ...).

2) Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы: ... (например: ..., ...).

3) Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы: ... (например: ..., ...).

Ответ:

1) Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? (например: играл, бегал).

2) Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы: что делает? что делают? (например: спешит, занимаются)

3) Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы: что сделает? Что будет делать? (например: приготовит, будет вызывать).

399. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по ... и ... (например: ..., ... ...).

2) Глаголы в прошедшем времени изменяются по ... и ... (например: ...; ...).

Ответ:

1) Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (например: хожу-ходим, вынесешь-вынесут).

2) Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и родам (в ед ч.) (например: ходил, ходила, ходило, ходили).

400. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

Будущее время имеет две формы: ... и ... (например: ..., ...). Будущее простое время образуется от ... (например: ...); будущее сложное время образуется от … … (например: ...).

Ответ:

Будущее время имеет две формы: простую и сложную (например: сделаю, будем учиться). Будущее простое время образуется от глаголов совершенного вида (например: научимся); будущее сложное время образуется от глаголов несовершенного вида (например: буду делать).

401. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.

-Л- пишется та же гласная В прошедшем времени у глаголов перед суффиксом, что и в ... (например: ..., ..., ...).

Ответ