Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Виды глагола. Буквы Е - И в корнях с чередованием

366. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

Выдающийся деятель культуры В. В. Стасов прож..л б..льшую бурную и пл..дотворную ж..знь, до конца дней не выпуская из рук б..евого пера. Он оставил б..гатое л..тературное н..следие.

Горький мудро ск..зал о нём Вот ч..ловек, к..торый делал всё, что мог, и всё, что мог, — ..делал... (Г. Хубов)

Запишите, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания. Укажите синтаксическую роль глаголов.

Укажите вид глаголов.

Какие глаголы в данном тексте образуют видовую пару? Какое действие обозначает каждый из данных глаголов?

Ответ:

Выдающийся деятель культуры В. В. Стасов прожил большую, бурную и плодотворную жизнь, до конца дней не выпуская из рук боевого пера. Он оставил богатое литературное наследие.

Горький мудро сказал о нём: «Вот человек, который делал всё, что мог, и всё, что мог, — сделал...» (Г. Хубов)

367. Прочитайте отрывок из повести Д. Гранина «Эта странная жизнь» о замечательном учёном-биологе А. А. Любищеве. Что главное в характере учёного выделяет Д. Гранин?

Про Любищева никогда нельзя было ск..зать: он «стал». Он всегда — «ст..новился». Он всё время искал пересматривал п..вышал требования к себе и к своим ид..алам.

Запишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Подчеркните глаголы как члены предложения; укажите их вид.

Найдите глаголы, которые образуют видовую пару. Какова их роль в тексте Д. Гранина?

Ответ:

Про Любищева никогда нельзя было сказать: «он стал». Он всегда — «становился». Он всё время искал, пересматривал, повышал требования к себе и к своим идеалам.

368. Запишите словосочетания, объясните выбор гласной буквы в корнях слов. Укажите вид глаголов.

Заст..лать кровать, зам..реть от восторга, соб..раются в музей, соб..рут урожай, изб..рать президента, раст..реть краски, соч..тать цвета, ут..реть слёзы, отп..реть дверь, оп..раться на теорию, бл..стеть на солнце.

Ответ:

Застилать кровать, замереть от восторга, собираются в музей, соберут урожай, избирать президента, растереть краски, сочетать цвета, утереть слёзы, отпереть дверь, опираться на теорию, блестеть на солнце.

369. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной буквы в корнях слов.

Морские водор..сли, предл..гать помощь, раст..рять друзей, наб..раться опыта, красивое р..стение, бл..стало реже, робко предпол..жил, выр..щенный урожай, не заж..гал свет, зап..реть на ключ, контрольное изл..жение, зад..рает нос, проб..раться сквозь чащу, зам..реть от неожиданности, отд..рать кору, пост..лить салфетку.

Определите вид выделенных глаголов.

Ответ:

Морские водоросли, предлагать помощь, растерять друзей, набираться опыта, красивое растение, блистало реже, робко предположил, выращенный урожай, не зажигал свет, запереть на ключ, контрольное изложение, задирает нос, пробираться сквозь чащу, замереть от неожиданности, отдирать кору, постелить салфетку.

370. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание корней с чередованием. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) В но..бре мужик с т..легой прощ..ет..ся в сани заб..рает..ся. 2) Слёзы не бусы, обронишь — (не) соберёшь. 3) Сж..гать (не) стоит одеяло, коль под него блоха попала. (Узбекская пословица) 4) Всяк себе д..бра ж..лает, и где ж..стко, подст..лает. 5) Не от каждого человека ума наб..рёшься. 6) Ранняя птичка носок прочищ..ет а поз..няя — глаза прод..рает. 7) Ржавое ж..лезо (не) бл..стит. 8) Щ..ка ум..рает а зубы ог..ляет. (Пословицы)

Обозначьте вид глаголов в предложениях 1 — 3.

Ответ:

1) В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. 2) Слёзы не бусы, обронишь — не соберёшь. 3) Сжигать не стоит одеяло, коль под него блоха попала. (Узбекская пословица) 4) Всяк себе добра желает и, где жестко, подстилает. 5) Не от каждого человека ума наберёшься. 6) Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя — глаза продирает. 7) Ржавое железо не блестит. 8) Щука умирает, а зубы оголяет. (Пословицы)

371. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взяты данные строки.

Запишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием гласных, объясните их правописание.

1) Иные тр..пинки зар..стают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зар..стут. 2) С зам..рающим сер..цем б..жал он к дер..ву, чтобы пощ..пать рукой зарубку с капельками смолы. 3) Он начал с треском прод..рат..ся сквозь сухие к..лючие ветви. 4) Потом он упал с валежин лицом вниз в сырой мох и зам..р. 5) Он плотно закрыл её [птицу] мхом, присыпал горяч..й землёй, золой, углями, сверху пол..жил пылающие головни и подбросил дров. 6) Васютка рукавом ут..рает пот со лба и, набравшись храбрости, р..шительно отправляет..ся в стор..ну тёмного предмета. 7) Сквозь густые прибрежные зар..сли на воду падали о..блески заката. 8) Рыбы было так много, что Васютку вз..ло с..мнение: «Водор..сли, наверное?»

Начертите схему предложения с прямой речью.

Ответ:

В. П. Астафьев «Васюткино озеро»

1) Иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут. 2) С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы. 3) Он начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. 4) Потом он упал с валежин лицом вниз в сырой мох и замер. 5) Он плотно закрыл её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров. 6) Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно отправляется в сторону тёмного предмета. 7) Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката. 8) Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверное?»

372. Рассмотрите таблицу и заполните её примерами из данных ниже предложений — загадок.

Безударные гласные в корне

чередующиеся

проверяемые





1) Вроде птица — не л..тает, ходит, зёрна соб..рает. (Курица) 2) Искры небо прож..гают, а до нас не дол..тают. (Звёзды) 3) И не снег, и не лёд, а сер..бром д..ревья уб..рёт. (Иней) 4) Кто только зимой р..стёт? (Сосулька) 5) Безрукий, безногий ст..рик через реку мост прол..жил. (Мороз) 6) Белый Тихон где проб..гает — всё ковром уст..лает. (Снег) 7) Р..сла з..лёной, маленькой, затем стала аленькой. (Клюква) 8) Ск..жите, как назвать её: все в дырках зубы у неё, но редьку, хрен, морковку она перет..рает ловко. (Тёрка) 9) И сияет, и бл..стит, никому оно не льстит, а любому правду скажет — всё, как есть, ему покажет. (Зеркало) 10) То кустик на дне, то с л..сточками плеть, судьба у р..стений — в в..де з..л..неть. (Водоросли)

Укажите вид глаголов в первой колонке таблицы.

Ответ:

1) Вроде птица — не летает, ходит, зёрна собирает. (Курица) 2) Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (Звёзды) 3) И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней) 4) Кто только зимой растёт? (Сосулька) 5) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз) 6) Белый Тихон где пробегает — всё ковром устилает. (Снег) 7) Росла зелёной, маленькой, затем стала аленькой. (Клюква) 8) Скажите, как назвать её: все в дырках зубы у неё, но редьку, хрен, морковку она перетирает ловко. (Тёрка) 9) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет — всё, как есть, ему покажет. (Зеркало) 10) То кустик на дне, то с ласточками плеть, судьба у растений — в воде зеленеть. (Водоросли)

373. Заполните таблицу примерами слов из данных ниже предложений.

Безударные гласные в корне

чередующиеся гласные

проверяемые гласные

непроверяемые гласные







1) Послушайте! Ведь, если звёзды заж..гают — значит — это кому-нибудь нужно? (В. Маяковский) 2) Тиха, прозрачна ночь была, луна за обл..ком спала. (М. Лермонтов) 3) Скоро лето придёт и опять уб..рёт в..сильками всю траву з..лёную; скоро жим..лость в нашем с..ду зацв..тёт; и опять незабудками зар..стёт мшистый бер..г над речкой студёною. (К. Р.) 4) Звёзды меркнут и гаснут. В огне обл..ка. Белый пар по лугам расстилается. (И. Никитин) 5) Т..кла, изв..валась, бл..стела р..ка меж з..лёных лугов, а стала недвижной и белой, чуть-чуть г..лубее сн..гов. (С. Маршак) 6) Ни в..терка, ни крика птицы, над рощей — красный диск луны, и зам..рает песня жницы среди в..черней т..шины. (А. Блок) 7) Люди пишут, а время ст..рает, всё ст..рает, что может ст..реть, но ск..жи, — если слух ум..рает, разве должен и звук ум..реть? (С. Маршак) 8) Помни: перед тем как в гости соб..раешься идти, о х..зяине подумай и о дальности пути. (Б. Пачев)

Ответ:

1) Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? (В. Маяковский) 2) Тиха, прозрачна ночь была, луна за облаком спала. (М. Лермонтов) 3) Скоро лето придёт и опять уберёт васильками всю траву зелёную; скоро жимолость в нашем саду зацветёт; и опять незабудками зарастёт мшистый берег над речкой студёною. (К. Р.) 4) Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. (И. Никитин) 5) Текла, извивалась, блестела река меж зелёных лугов, а стала недвижной и белой, чуть-чуть голубее снегов. (С. Маршак) 6) Ни ветерка, ни крика птицы, над рощей — красный диск луны, и замирает песня жницы среди вечерней тишины. (А. Блок) 7) Люди пишут, а время стирает, всё стирает, что может стереть, но скажи, — если слух умирает, разве должен и звук умереть? (С. Маршак) 8) Помни: перед тем как в гости собираешься идти, о хозяине подумай и о дальности пути. (Б. Пачев)

374. Прочитайте текст. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.

Выпишите из текста слова с чередующимися безударными гласными в корне, выделите корни, объясните выбор гласной буквы.

В субботу мать вымыла пол и заст..лила его чистыми п..л..сатыми п..ловиками. А ещё она вз..ла мелкого п..сочку, пол..жила его на мокрую тряпку и стала нат..рать медный самовар. Потом она переставила кр..вать вместе с Павлуней на новое место, поближе к окну.

Павлуня пов..рнул гол..ву и зам..р: он увидел синее небо. Под крышей в..села б..льшая пр..зрачная с..сулька.

Дальше, за ог..родом, под г..рой, была р..ка. Она ещё вся зам..тена снегом. И р..стения все в снегу. Снег и на крышах, и на грядках, и на лужке.

«Снегу нав..р..тило, — думает Павлуня, — столько снегу не скоро р..стает».

Дополните записи своими примерами (четыре — пять примеров).

Ответ:

В. И. Белов «Скворцы»

В субботу мать вымыла пол и застелила его чистыми полосатыми половиками. А ещё она взяла мелкого песочку, положила его на мокрую тряпку и стала натирать медный самовар. Потом она переставила кровать вместе с Павлуней на новое место, поближе к окну.

Павлуня повернул голову и замер: он увидел синее небо. Под крышей висела большая прозрачная сосулька.

Дальше, за огородом, под горой, была рука. Она ещё вся заметена снегом. И растения все в снегу. Снег и на крышах, и на грядках, и на лужке.

«Снегу наворотило, — думает Павлуня, — столько снегу не скоро растает».

*375. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.

1) Соединять в одном месте кого-либо; 2) становиться неподвижным, затаив дыхание; 3) то же, что драть; 4) мазать мазью, втирая её; 5) пользоваться чем-нибудь, как опорой, подпоркой; 6) приводить в порядок.

Выделите в записанных словах корни, объясните правописание безударной гласной буквы в корне.

Определите вид записанных глаголов. Затем образуйте от данных слов глаголы другого вида с чередующейся безударной гласной в корне и запишите во второй столбик. Выделите корень в словах, объясните выбор гласной буквы.

Ответ:

Собирать, замирать, сдирать, натирать, опираться, убираться.

*376. Дополните каждый ряд синонимов словом с чередующейся безударной гласной в корне. Объясните выбор безударной гласной в корне.

1) ..., сверкать, искриться, лучиться, сиять, светиться;

2) ..., совмещение, соединение;

3) ..., загораться, вспыхивать;

4) ..., влезать, залезать, лезть, карабкаться;

5) ..., сосредоточивать, концентрировать, стягивать, сгонять;

6) ..., застывать, каменеть, цепенеть, леденеть;

7) ..., замкнуть, посадить под замок.

Ответ:

Блестеть, блистать, сочетание, зажигаться, взбираться, собирать, замирать, запереть.

*377. Запишите к данным словам антонимы.

1) ... — тусклый;

2) ... — запереть;

3) ... — найти;

4) ... — тушить;

5) ... — разбрасывать;

6) ... — расстелить.

Выделите корни в словах с чередованием гласных, объясните выбор гласной буквы.

Подчеркните слово, в котором нет орфограммы «Буквы Е — И в корнях с чередованием». Как объяснить в этом слове правописание безударной гласной в корне?

Ответ:

Блестящий, отпереть, потерять, разжигать, собирать, застелить.

*378. Допишите пословицы (словами с орфограммой «Буквы Е —И в корнях с чередованием»). Объясните выбор гласной буквы в корнях с чередованием.

1) Кто ест последним, тот ... со стола. (Вьетнамская пословица) 2) Не всё то золото, что ... . 3) Всяк себе добра желает, и где жёстко, ... . 4) Пролитую воду всю ... . 5) Кто не умеет рисовать, тот должен ... краски.

Ответ:

Убирать, блестеть, подстилать, собирать, растирать.

379. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) В корнях с чередованием Е — И пишется буква И, если ... (например: ..., ..., ..., ...); буква Е пишется, если ... (например: ..., ..., ..., ...).

2) Корни с чередованием: …

Ответ:

1) В корнях с чередованием Е — И пишется буква И, если после корня следует суффикс -а- (например: убирать, запирать, удирать, вытирать); в остальных случаях пишется буква Е пишется (например: заберу, замер, расстелю, вытер).

2) Корни с чередованием: бер-/бир, дер-/дир, мер-/мир, пер-/пир, тер-/тир, блест-/блист, жег-/жиг, стел-/стил, чет-/чит.