Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

355. Запишите, объясните правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

Умеет трудит..ся, он трудит..ся с душой, нельзя ленит..ся, просыпает..ся на рассвете, катат..ся с горы, собирает..ся поехать в Москву, общает..ся с друзьями, не надо ссорит..ся, не боит..ся ошибит..ся, надо научит..ся не раздражаться, он учит..ся в МГУ, ему интересно учит..ся.

Разберите по составу выделенные слова.

Ответ:

Умеет трудиться, он трудится с душой, нельзя лениться, просыпается на рассвете, кататься с горы, собирается поехать в Москву, общается с друзьями, не надо ссориться, не боится ошибиться, надо научиться не раздражаться, он учится в МГУ, ему интересно учиться.

356. Запишите пословицы, объясните правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

1) Когда человеку много даром даёт..ся, он всегда зазнаёт..ся. 2) С ним водиться, что в крапиву садит..ся. 3) Ещё (не) поел, а уже боит..ся, как бы (не) проголодат..ся. 4) Сумел ошибиться, сумей и исправит..ся. 5) В одиночку бит..ся (не) годиться. 6) Скоро сказка сказывает..ся, да не скоро дело делает..ся. 7) Кто привык трудит..ся, тому без дела (не) сидит..ся. 8) Кто пахать ленит..ся, у того и хлеб (не) родит..ся. 9) Кто (не) стыдит..ся сказать, тот и сделать (не) постыдит..ся. 10) Грамоте учит..ся всегда пригодит..ся.

Произведите синтаксический разбор предложения 6.

Разберите по составу выделенные слова.

Ответ:

1) Когда человеку много даром даётся, он всегда зазнаётся. 2) С ним водиться, что в крапиву садиться. 3) Ещё не поел, а уже боится, как бы не проголодаться. 4) Сумел ошибиться, сумей и исправиться. 5) В одиночку биться не годиться. 6) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 7) Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. 8) Кто пахать ленится, у того и хлеб не родится. 9) Кто не стыдится сказать, тот и сделать не постыдится. 10) Грамоте учиться всегда пригодится.

357. Прочитайте и запишите афоризмы, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

1) Б..р..гись всего, что (не) од..бряет..ся твоею совестью. (Л. Толстой) 2) Надеят..ся всегда луч..ше, чем отч..иват..ся. (И. Гёте) 3) Кто слишком ч..сто оглядывает..ся назад, ле..ко может споткнут..ся и упасть. (Ремарк) 4) Нужно отк..зат..ся от слов и занимат..ся добрыми делами. (Гуань-цзы) 5) Раскаиват..ся — хорошо, но (не) делать зла — ещё луч..ше. (Г. Флобер) 6) Надо другу ради друга (не) страшит..ся испытаний, откликат..ся сер..цем сер..цу и м..стить любовью путь. (Ш. Руставели)

Найдите в предложениях 1 — 4 однокоренные слова, выделите в них корень. Продолжите этот ряд однокоренных слов своими примерами.

Разберите по составу выделенные слова.

Ответ:

1) Берегись всего, что не одобряется твоею совестью. (Л. Толстой) 2) Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться. (И. Гёте) 3) Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть. (Ремарк) 4) Нужно отказаться от слов и заниматься добрыми делами. (Гуань-цзы) 5) Раскаиваться — хорошо, но не делать зла — ещё лучше. (Г. Флобер) 6) Надо другу ради друга не страшиться испытаний, откликаться сердцем сердцу и мостить любовью путь. (Ш. Руставели)

358. Запишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Выделите глагольные орфограммы, объясните их правописание. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) За окном в..терок в..селит..ся: то по..прыгает то прит..ит..ся. (В. Орлов) 2) Не надо больше ссорит..ся а то и мяч.. (не) ловит..ся и книжка (не) читает..ся и дождик начинает..ся. (Э. Мошковская) 3) Беж..т струит..ся маленький серебряный ручей. (С. Есенин) 4) И сонно сонно светит..ся сквозь ельник серпа з..л..новатое п..тно. (И. Бунин) 5) По з..ркальной воде по кудрям л..зняка от зари алый свет разл..вает..ся. (И. Никитин)

Начертите схему предложения 5.

Ответ:

1) За окном ветерок веселится: то подпрыгает, то притаится. (В. Орлов) 2) Не надо больше ссориться, а то и мяч не ловится, и книжка не читается, и дождик начинается. (Э. Мошковская) 3) Бежит, струится маленький серебряный ручей. (С. Есенин) 4) И сонно, сонно светится сквозь ельник серпа зеленоватое пятно. (И. Бунин) 5) По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И. Никитин)

359. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.

* * *

Руслан на мя..кий мох ложит..ся

Пред умирающим огнём;

Он ищет позабыт..ся сном,

Вздыхает, медленно вертит..ся...

Напрасно! Витязь наконец:

«(Не) спит..ся что-то, мой отец!

Что делать, болен я душ..ю,

И сон не в сон, как тошно ж..ть.

Позволь мне сер..це осв..жить

Твоей б..седою св..тою».

Запишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; объясните правописание слов.

Выпишите один глагол, одно имя прилагательное, одно имя существительное; разберите их по составу.

Найдите обращение, выделите его знаком О.

Начертите схему предложения с прямой речью.

Ответ:

А. С. Пушкин «Руслин и Людмила»

* * *

Руслан на мягкий мох ложится

Пред умирающим огнём;

Он ищет позабыться сном,

Вздыхает, медленно вертится...

Напрасно! Витязь наконец:

«Не спится что-то, мой отец!

Что делать, болен я душою,

И сон не в сон, как тошно жить.

Позволь мне сердце освежить

Твоей беседою святою».

360. Прочитайте и запишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Укажите грамматические признаки глаголов. Расставьте недостающие знаки препинания.

Гр..зовые тучи задёрнули с..неву неба и цв..ты одуван..чика начинают складывать л..пестки. Закрывают..ся в..дяные лилии.

Вечереет. Начинают г..товит..ся ко сну и другие р..стения. У некоторых р..стений закрывают..ся и листья. Утром они об..зательно пр..снут..ся ра..кроют..ся навстречу лучам солнца.

Все р..стения ч..тко отзывают..ся на смену дня и ночи света и тьмы. Словно «ж..вые» барометры, пре..сказывают они зат..жные дожди и великую суш.. . (По В. Борисову)

Произведите синтаксический разбор выделенного предложения. Начертите его схему.

Ответ:

Грозовые тучи задёрнули синеву неба и цветы одуванчика начинают складывать лепестки. Закрываются водяные лилии.

Вечереет. Начинают готовиться ко сну и другие растения. У некоторых растений закрываются и листья. Утром они обязательно проснутся, раскроются навстречу лучам солнца.

Все растения чутко отзываются на смену дня и ночи, света и тьмы. Словно «живые» барометры, предсказывают они затяжные дожди и великую сушь. (По В. Борисову)

361. Выпишите из текстов загадок в два столбика: 1) словосочетания глагол + существительное (обозначьте главное слово); 2) подлежащее + сказуемое. Объясните правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

1) Золотое корытце по льду катит..ся. (Месяц) 2) Красная девица в зеркало глядит..ся. (Заря) 3) Запела, завизжала, в дерево вгрызат..ся стала. (Пила) 4) До чего же скучно, братцы, на чужой спине катат..ся. Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (Ранец) 5) На печи он целый день, одолела парня лень. Лучше к щуке обратит..ся: всё исполнит..ся, случит..ся. (Емеля)

Ответ:

1) Золотое корытце по льду катится. (Месяц) 2) Красная девица в зеркало глядится. (Заря) 3) Запела, завизжала, в дерево вгрызаться стала. (Пила) 4) До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься. Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (Ранец) 5) На печи он целый день, одолела парня лень. Лучше к щуке обратиться: всё исполнится, случится. (Емеля)

*362. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.

1) Восстанавливать согласие с кем-либо; 2) постоянной работой прививать какой-нибудь навык; 3) просить прощения; 4) проявлять заботу; 5) совершенствоваться; 6) давать согласие на что-либо; 7) восстанавливать силы, вновь становиться деятельным; 8) обучаясь, упражняться в чём- либо.

Образуйте от записанных глаголов глаголы в форме 3-го лица ед. ч. н. в., составив с ними словосочетания, запишите их во второй столбик. Выделите глагольную орфограмму, объясните её правописание.

Ответ:

1) мириться; 2) упражняться; 3) извиняться, 4) заботиться, 5) развиваться, 6) соглашаться, 7) возрождаться, 8) тренироваться.

*363. Запишите к данным словам антонимы (учитывайте форму записанных слов).

1) ... — грустить, печалиться;

2) ... — засыпает;

3) ... — хмуриться;

4) ... — лениться;

5) ... — плачет;

6) ... — ссорится;

7) ... — спорить;

8) ... — командует;

9) ... — встаёт.

Выделите глагольную орфограмму, объясните её правописание.

Ответ:

1) веселиться, радоваться — грустить, печалиться;

2) просыпается — засыпает;

3) улыбаться — хмуриться;

4) трудиться — лениться;

5) улыбается — плачет;

6) дружит — ссорится;

7) договариваться — спорить;

8) слушает — командует;

9) укладывается — встаёт.

*364. Запишите пословицы, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объясните правописание глаголов.

1) Любишь катат..ся, люби и саночки возить. 2) Счастье без труда (не)даёт..ся. 3) Из одного зерна проса каши (не)получит..ся. 4) Без грамматики (не)учат..ся и математике. 5) Была бы охота — будет ладит..ся и работа. 6) Плохо медлить, но нельзя и торопиться.

Ответ:

1) Любишь кататься, люби и саночки возить. 2) Счастье без труда не даётся. 3) Из одного зерна проса каши не получится. 4) Без грамматики не учатся и математике. 5) Была бы охота — будет ладиться и работа. 6) Плохо медлить, но нельзя и торопиться.

365. (Задание по теории языка.) Допишите предложения текста.

Если глагол отвечает на вопросы ... (...) или ... (...), то этот глагол стоит в ... и в нём перед -СЯ буква Ь ... (например: ..., ...).

Если глагол отвечает на вопросы ..., ..., то это глагол ... и в нём перед -СЯ буква Ь ... (например: ..., ...).

Ответ