Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Неопределённая форма глагола. Ь после шипящих в неопределённой форме глагола

343. Запишите, объясните наличие или отсутствие Ь после шипящих.

Пресеч.. грубую реч.., увлеч..ся живописью, дуб могуч.., бескорыстная помощ.., постич.. законы физики, выглянуло из-за туч.., сбереч.. силы, нечаянно обжеч..ся, печ.. пироги, кирпичная печ.., превозмоч.. усталость, футбольный мяч.., искусный скрипач.., шиповник колюч.., толоч.. зерно.

Какова роль Ь в подчёркнутых словах?

Найдите слово с непроизносимой согласной в корне, выделите корень, подчеркните непроизносимую согласную, подберите проверочное слово.

Выделите в словах неизменяемые приставки.

Укажите грамматические признаки выделенных слов.

Объясните значение слова искусный (искусный скрипач).

Ответ:

Пресеч грубую речь, увлечься живописью, дуб могуч, бескорыстная помощь, постичь законы физики, выглянуло из-за туч, сберечь силы, нечаянно обжечься, печь пироги, кирпичная печь, превозмочь усталость, футбольный мяч, искусный скрипач, шиповник колюч, толочь зерно.

344. Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, объясните наличие или отсутствие Ь после шипящих.

1) Лес сеч.. — (не) жалеть плеч.. . 2) Быть в огне, да (не) обжеч..ся. 3) Влезши в сеч.., (не) клонись прилеч.. . 4) Опоздавший помоч.. до еды охоч.. . (Туркменская пословица) 5) Не о том, кума, реч.., а надо взять да береч.. . 6) Двум медведям в одной берлоге (не) улеч..ся. 7) Лучше побереч..ся, чем обжеч..ся. 8) Начинай с малого, чтобы высокого достич.. . 9) Остёр меч.., да некого сеч.. . 10) Хотеть — значит моч.. . 11) Чтобы постич.. науку, нужно терпение. 12) Кто сумел превозмоч.. чувство обиды, тот победитель.

Выделите окончания в глаголах в неопределённой форме.

Ответ:

1) Лес сечь — не жалеть плеч. 2) Быть в огне, да не обжечься. 3) Влезши в сечь, не клонись прилечь. 4) Опоздавший помочь до еды охоч. (Туркменская пословица) 5) Не о том, кума, речь, а надо взять да беречь. 6) Двум медведям в одной берлоге не улечься. 7) Лучше поберечься, чем обжечься. 8) Начинай с малого, чтобы высокого достичь. 9) Остёр меч, да некого сечь. 10) Хотеть — значит мочь. 11) Чтобы постичь науку, нужно терпение. 12) Кто сумел превозмочь чувство обиды, тот победитель.

345. Запишите высказывания, вставьте пропущенные буквы, объясните наличие или отсутствие Ь после шипящих.

1) Надо береч.. наш б..гатый и прекрасный русский язык. (Н. Лесков) 2) Чтобы реч.. вышла прекрасной, разве разум оратора не должен постич.. истину того, о чём он собирается г..в..рить? (Платон) 3) Всего опасней словом пренебреч.. отца. (Эсхил) 4) Только те, кто (не) боится б..льших неудач.., смогут достич.. больш..го успеха. (Р. Кеннеди) 5) Умейте же береч.. <...> наш дар бе..смертный — реч.. . (И. Бунин)

Разберите по составу выделенные слова, укажите их части речи.

Ответ:

1) Надо беречь наш богатый и прекрасный русский язык. (Н. Лесков) 2) Чтобы речь вышла прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чём он собирается говорить? (Платон) 3) Всего опасней словом пренебречь отца. (Эсхил) 4) Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха. (Р. Кеннеди) 5) Умейте же беречь <...> наш дар бессмертный — речь. (И. Бунин)

346. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взяты данные строки.

1) Волшебства роскош.. ей постыла. 2) И я ... решался в грусти безотрадной Наину ч..рами привлеч.. и в гордом сер..це девы хладной любовь волшебствами зажеч.. . 3) Ещё при мне мой верный меч.., ещё глава (не) пала с плеч.. . 4) Меньшую доч.. он выд..вал за княза храброго Руслана. 5) Но злобный Карла перенёс меня в сей край уед..ненный, где вечно должен был стереч.. тобой сегодня взятый меч.. .

Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните наличие или отсутствие Ь после шипящих.

Ответ:

1) Волшебства роскошь ей постыла. 2) И я ... решался в грусти безотрадной Наину чарами привлечь и в гордом сердце девы хладной любовь волшебствами зажечь. 3) Ещё при мне мой верный меч, ещё глава не пала с плеч. 4) Меньшую дочь он выдавал за княза храброго Руслана. 5) Но злобный Карла перенёс меня в сей край уединенный, где вечно должен был стеречь тобой сегодня взятый меч.

347. Выпишите из предложений глаголы в неопределённой форме, выделите в них окончания.

1) Не беречь поросли — не видать дерева. 1) Любишь кататься, люби и саночки возить. 3) Бороться и искать, найти и не сдаваться. 4) Кто не умеет беречь гроша, тот не сбережёт и миллионы. 5) Если верблюда не заставишь лечь, его не навьючишь. (Татарская) 6) Когда человек видит цель, у него вырастают крылья. 7) Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится. (Пословицы)

Ответ

348. Выпишите из предложений в две колонки: 1) глаголы с шипящей согласной на конце; 2) имена существительные с шипящей согласной на конце. Объясните наличие или отсутствие Ь после шипящих.

1) Не позволяй душе ленит..ся!

Чтоб воду в ступе не толоч..,

Душа обязана трудит..ся

И день и ноч.., и день и ноч..!

   (Н. Заболоцкий)

2) Я веду сегодня реч..

Вот о чём, ребята:

Надо Родину береч..

По-солдатски — свято.

   (Вл. Степанов)

Дополните записи в каждой колонке своими примерами (три — четыре примера).

Ответ:

1) Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

   (Н. Заболоцкий)

2) Я веду сегодня речь

Вот о чём, ребята:

Надо Родину беречь

По-солдатски — свято.

   (Вл. Степанов)

349. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Н. Сергеева-Ценского «Наш язык». К чему призывает поэт?

* * *

...это гений наш народный

Св..ркал под гнётом наших туч..:

Язык пр..вдивый и св..бодный,

И вел..чав он, и могуч.. .

К нам переш..л он по наследью,

Для нас д..роже он всего,

Мы зам..нять чуж..ю медью

(Не) смеем зол..то его.

Как стража др..гоценной ч..ши,

Должны мы дар веков береч..

И новым блеском ж..зни нашей

Обог..тить родную реч..!

Выпишите слова с шипящей согласной на конце, объясните в них наличие или отсутствие Ь.

Выпишите остальные слова со скобками и пропусками букв, объясните их правописание.

Ответ:

* * *

...это гений наш народный

Сверкал под гнётом наших туч:

Язык правдивый и свободный,

И величав он, и могуч.

К нам перешел он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужую медью

Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков беречь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь!

*350. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.

1) Лечь ненадолго; 2) выслеживая, дождаться появления кого-либо; 3) целиком отдаться какому-либо занятию; 4) каменное сооружение для отопления помещения; 5) бьющий из- под земли источник, родник; 6) отнестись без внимания к чему-либо; 7) дикие птицы, на которых охотятся; 8) оказать помощь; 9) музыкант, играющий на скрипке; 10) получить ожог от чего-нибудь; 11) холодное оружие с обоюдоострым длинным клинком; 12) приготовить пищу сухим нагреванием на жару; 13) хлопчатобумажная ярко-красная ткань; 14) упряжью соединить лошадь с повозкой для тяги; 15) способность говорить, говорение; 16) потерять силы, ослабеть.

Объясните наличие или отсутствие Ь после шипящих в записанных словах, указывайте части речи.

Ответ:

1) прилечь, 2) подстеречь, 3) увлечься, 4) печь, 5) ключ, 6) пренебречь, 7) дичь, 8) помочь, 9) скрипач, 10) обжечься, 11) меч, 12) испечь, 13) кумач, 14) запрячь, 15) речь, 16) изнемочь.

*351. Дополните каждый ряд синонимов словом с основой на шипящую.

1) ..., вынуть, вывести, добыть;

2) ..., душистый, ароматный;

3) ..., родник, источник;

4) ..., поддержка, опора, содействие, выручка, подмога;

5) ..., доктор; медик, лекарь;

6) ..., изучить, постигнуть, освоить, овладеть;

7) ..., устать, утомиться, умаяться, обессилеть.

Объясните в словах наличие или отсутствие Ь после шипящей, указывайте части речи.

Ответ:

1) извлечь, 2) пахуч, 3) ключ, 4) помощь, 5) врач, 6) постичь, 7) изнемочь.

*352. Запишите к данным словам антонимы — слова с шипящей согласной на конце.

1) ... — день;

2) ... — смех;

3) ... — падчерица;

4) ... — встать;

5) ... — потушить;

6) ... — нищий;

7) ... — растратить.

Объясните наличие или отсутствие Ь после шипящей согласной буквы, указывайте части речи.

Ответ:

1) ночь — день;

2) плач — смех;

3) дочь — падчерица;

4) лечь — встать;

5) зажечь — потушить;

6) богач — нищий;

7) сберечь — растратить.

*353. Допишите пословицы словом с основой на шипящую

согласную букву. Объясните наличие или отсутствие Ь после шипящих.

1) Стремись ... совершенства в труде. 2) Воду в ступе ... — вода и будет. 3) Не удерживай слова, когда оно может ... . 4) Хочешь ... голову, языком не мели. 5) Крапивник ..., а терновник ... . 6) Спор решит не ..., а ... .

Ответ:

Достичь, толочь, помочь, сберечь, жгуч, колюч, меч, речь.

354. (Задание по теории языка.) Ответьте на вопросы полными предложениями.

1) На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Приведите примеры.

2) Можно ли у глаголов в неопределённой форме определить время, число, лицо?

3) Какие окончания имеют глаголы в неопределённой форме? Приведите примеры трёх разных видов окончаний в глаголах в неопределённой форме.

4) В чём особенности правописания глаголов в неопределённой форме с основой на шипящую? Приведите примеры.

Ответ:

1) Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?». Неопределенную форму имеют следующие глаголы: читать, стеречь, писать, нести, испечь, лезть, нести, ползти, хотеть, строить и т. д.

2) Неопределённая форма глагола не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, она только называет действие.

3) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания -ть, -ти или нулевое.

4) В неопределённой форме глаголов пишется ь после конечного ч основы: печь, мочь, стричься.