Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол как часть речи. НЕ с глаголами

329. Прочитайте выразительно. Назовите автора и стихотворение, из которого взят данный отрывок.

* * *

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Как А. Пушкин описывает вьюгу? Какая часть речи является идейно-художественным центром текста?

Сделайте вывод: в чём состоит изобразительная сила глагола?

Запишите поэтические строки А. Пушкина. Подчеркните глаголы как члены предложения.

Выделите в глаголах приставки.

Подумайте, случайно ли частое повторение приставки за-?

Ответ:

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

330. Прочитайте и запишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Расставьте недостающие знаки препинания. Глаголы подчеркните как члены предложения. Укажите время глаголов.

Поля опустели. Взрыхлённые мокрые пашни ч..рнели там где летом шумела высокая рож.. . Всё к..залось серым и скуч..ным на з..мле.

Неожиданно из (за) тучи выгл..нуло со..нце. И вдруг, поднимаясь выше и выше, запел жаворонок.

Он пел про то как хор..шо в его р..дных п..лях. Пел про то как люди сеяли хлеб а в хлебах ж..ли выв..дили детей и прятались от врагов разные птиц.. и звери. Пел про то как он снова прилетит в р..дные поля и звонкой песней ра..скажет всем что нач..лась в..сна. (По В. Бианки)

Найдите в тексте глаголы, укажите, в каком они употреблены времени; подчеркните глаголы как члены предложения.

Ответ:

Поля опустели. Взрыхлённые мокрые пашни чернели там, где летом шумела высокая рожь. Всё казалось серым и скучным на земле.

Неожиданно из-за тучи выглянуло солнце. И вдруг, поднимаясь выше и выше, запел жаворонок.

Он пел про то, как хорошо в его родных полях. Пел про то, как люди сеяли хлеб, а в хлебах жили, выводили детей и прятались от врагов разные птицы и звери. Пел про то, как он снова прилетит в родные поля и звонкой песней расскажет всем, что началась весна. (По В. Бианки)

331. Запишите, раскройте скобки, объясните правописание НЕ с глаголами.

(Не) был в музее, никогда (не) льстит, (не) жил в деревне, (не) чувствует холода, (не) знает страха, (не) теряй терпения, (не) мог подвести, (не) навидел ложь, (не) чувствует вины, (не) достаёт терпения, (не) достаёт до верхней полки, (не) участвовал в соревновании, враги (не) истовствовали, искренне (не) доумевал.

Укажите грамматические признаки глагола недоумевал.

Ответ:

Не был в музее, никогда не льстит, не жил в деревне, не чувствует холода, не знает страха, не теряй терпения, не мог подвести, ненавидел ложь, не чувствует вины, недостаёт терпения, не достаёт до верхней полки, не участвовал в соревновании, враги неистовствовали, искренне недоумевал.

332. Запишите пословицы, раскройте скобки, объясните правописание слов с НЕ.

1) Языком (не) торопись, а делом (не) ленись. 2) Если сам себя (не) будешь уважать, никто тебя уважать (не) будет. 3) Кто за малое (не) поблагодарит, тот и за большое спасибо (не) скажет. (Адыгейская) 4) (Не) презирай совета старших. 5) (Не) спеши поговорить, а спеши дело сделать. (Узбекская) 6) Кому (не) достаёт разумения, у того язык за зубами (не) держится. 7) Лживый (не) навидит праведника. 8) Чистого и огонь (не) обожжёт, а грязного и вода (не) отмоет. (Чеченская)

Найдите слова с неизменяемыми приставками, приставки выделите, устно объясните их правописание.

Выделите орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», подберите проверочные слова.

Как вы понимаете значение слова праведник (предложение 7)? Какой словарь вам поможет в случае затруднения?

Как вы понимаете значение пословицы: Кому недостаёт разумения, у того язык за зубами не держится?

Составьте и запишите два предложения, в которых глагол недостаёт будет писаться: 1) слитно, 2) раздельно.

Ответ:

1) Языком не торопись, а делом не ленись. 2) Если сам себя не будешь уважать, никто тебя уважать не будет. 3) Кто за малое не поблагодарит, тот и за большое спасибо не скажет. (Адыгейская) 4) Не презирай совета старших. 5) Не спеши поговорить, а спеши дело сделать. (Узбекская) 6) Кому недостаёт разумения, у того язык за зубами не держится. 7) Лживый ненавидит праведника. 8) Чистого и огонь не обожжёт, а грязного и вода не отмоет. (Чеченская)

333. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взяты данные предложения.

1) В этом, конечно, ничего особенно замечательного (не) было. 2) Никогда раньше она [Аня] (не) обращала на это внимания. 3) Мышь посмотрела на неё с любопытством но ничего (не) сказала. 4) — Я совсем забыла что вы (не) любите кошек. 5) Наша семья всегда (не) навидела кошек! воскликнула мышь. 6) Аня ласково принялась её звать Мышь милая! Вернитесь и мы (не) будем больше говорить о кошках, раз вы (не) любите их.

Запишите, раскройте скобки, объясните правописание НЕ с глаголами. Расставьте недостающие знаки препинания.

Укажите грамматические признаки выделенных слов.

Начертите схемы предложений с прямой речью.

Выделите обращение знаком О.

Ответ:

Льюис Кэролл «Аня в стране чудес»

1) В этом, конечно, ничего особенно замечательного не было. 2) Никогда раньше она не обращала на это внимания. 3) Мышь посмотрела на неё с любопытством, но ничего не сказала. 4) — Я совсем забыла, что вы не любите кошек. 5) — Наша семья всегда ненавидела кошек! — воскликнула мышь. 6) Аня ласково принялась её звать: «Мышь, милая! Вернитесь, и мы не будем больше говорить о кошках, раз вы не любите их.

334. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взяты данные предложения.

1) Между тем ож..дания дв..рецкого (не) сбылись. 2) Герасим терпеть (не) мог п..яниц. 3) Крепко (не) полюбилось ему снач..ла его новое ж..льё. 4) Перес..лённый в город, он скуч..л и (не) доумевал. 5) Герасим был нрава строгого и с..рьёзного, любил во всём п..рядок; даже п..тухи при нём (не) смели драться. 6) Барыне что-то (не) зд..ровилось. 7) Герасима уже (не) было на дворе.

Запишите, вставьте пропущенные орфограммы, объясните правописание глаголов.

Укажите грамматические признаки выделенных слов.

Ответ:

И. С. Тургенев «муму»

1) Между тем ожидания дворецкого не сбылись. 2) Герасим терпеть не мог пьяниц. 3) Крепко не полюбилось ему сначала его новое жильё. 4) Переселённый в город, он скучал и недоумевал. 5) Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок; даже петухи при нём не смели драться. 6) Барыне что-то нездровилось. 7) Герасима уже не было на дворе.

335. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.

* * *

...Тут уж царь (не) ут..рпел

Снар..дить он флот в..лел.

А тк..чиха с пов..рихой

С сватьей бабой Бабарихой

(Не) х..тят царя пустить

Ч..дный остров н..вестить.

Но Салтан им (не) внимает.

Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Объясните правописание НЕ с глаголами.

Укажите морфологические признаки слов; велел, остров (навестить), чудный (остров).

Найдите глаголы в неопределённой форме, разберите их по составу.

Ответ:

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

...Тут уж царь не утерпел,

Снарядить он флот велел.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят царя пустить

Чудный остров навестить.

Но Салтан им не внимает.


336. Рассмотрите таблицу. Затем прочитайте данный ниже текст, выпишите из него глаголы речи, занесите их в соответствующую колонку таблицы.

Глаголы

в форме прошедшего времени

в форме настоящего времени

в форме будущего простого времени

в форме будущего сложного времени





Над горизонтом встаёт радуга. То тут, то там ещё падают одинокие дождевые капли. И вместе с ними цветные карандаши роняют слово — другое.

— Глядите! — говорит красный. — Радуга — это я!

— И я! — добавляет оранжевый.

— И я! — улыбается жёлтый.

— И я! — ликует зелёный.

— И я! — восклицает голубой.

— И я! — веселится синий.

— И я! — смеётся фиолетовый.

(М. Стоян. Разговор красок)

Образуйте от глаголов речи, записанных вами в таблицу, формы прошедшего времени, будущего простого и будущего сложного времён и запишите их в соответствующие колонки таблицы.

Ответ

337. Прочитайте предложения. Назовите автора и произведение, из которого они взяты.

Рассмотрите таблицу и заполните её примерами из предложений, данных ниже.

Правописание НЕ с глаголами

слитное

раздельное



1) Уже и сумерки; а песни всё (не) утихали. 2) — Ты боишься, верно, чтобы нас кто (не) увидел. 3) — Галю, Галю! ты спишь или (не) хочешь ко мне выйти? 4) — (Не) бойся: никого нет. 5) — О, (не) дрожи, моя красная калиночка! 6) — О, ты мне (не) надоел, — молвила она. 7) — Ни один дуб у нас (не) достанет до неба. 8) — На Христов праздник ни одного злого духа (не) бывает на земле. 9) — Теперь-то (не) засну, если (не) расскажешь. 10) О, вы (не) знаете украинской ночи! 10) Кто бы из парубков (не) захотел быть головою! 11) — Как вам (не) надоест повесничать? 12) — Если бы я знал, кто швырнул, — (не) годовал он [голова], подымая камень, — я бы выучил его, как кидаться! 13) — А (не) лжёшь ли ты, пан писарь? 14) — Никому (не) расскажу про диво, случившееся в эту ночь.

Дополните вторую колонку таблицы своими примерами (три —четыре примера).

Ответ:

Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

1) Уже и сумерки; а песни всё не утихали. 2) — Ты боишься, верно, чтобы нас кто не увидел. 3) — Галю, Галю! ты спишь, или не хочешь ко мне выйти? 4) — Не бойся: никого нет. 5) — О, не дрожи, моя красная калиночка! 6) — О, ты мне не надоел, — молвила она. 7) — Ни один дуб у нас не достанет до неба. 8) — На Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле. 9) — Теперь-то не засну, если не расскажешь. 10) О, вы не знаете украинской ночи! 10) Кто бы из парубков не захотел быть головою! 11) — Как вам не надоест повесничать? 12) — Если бы я знал, кто швырнул, — негодовал он, подымая камень, — я бы выучил его, как кидаться! 13) — А не лжёшь ли ты, пан писарь? 14) — Никому не расскажу про диво, случившееся в эту ночь.

*338. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.

1) Говорить неправду; 2) испытывать чувство зависти к кому-нибудь; 3) сохранять, удерживать в памяти; 4) хвалить кого-нибудь из корыстного желания расположить к себе; 5) потворствовать (не препятствовать, снисходительно относиться к чему-нибудь отрицательному); 6) воспринимать слухом; 7) заниматься злословием; 8) испытывать боязнь; 9) перестать помнить; 10) спрятать, чтобы кто-нибудь не обнаружил; 11) уйти, оставить; 12) причинить своими действиями неприятность.

Образуйте от данных глаголов следующие формы: 1) с 1-го по 10-й — глаголы настоящего времени 3-го лица ед. ч.; 2) с 11-го по 12-й — глаголы будущего времени 3-го лица ед. ч. Запишите получившиеся глаголы с НЕ во второй столбик, объясните правописание НЕ с глаголами.

Составьте и запишите с глаголами из второго столбика связный текст на тему «Настоящий друг».

Ответ:

1) лгать, 2) завидовать, 3) помнить, 4) льстить, 5) потакать, 6) слушать, 7) злословить, 8) бояться, 9) забыть, 10) скрыть, 11) бросить, 12) подвести.

*339. Запишите к данным словам и сочетаниям слов глаголы, которые пишутся с НЕ слитно. Укажите причину слитного написания данных глаголов.

1) ... — возмущаться;

2) ... — бушевать;

3) ... — принуждать;

4) ... — быть в недоумении;

5) ... — питать ненависть к чему-либо.

Запишите несколько глаголов, которые пишутся с НЕ раздельно; составьте с ними словосочетания, обозначьте главное и зависимое слова.

Ответ:

1) негодовать, 2) неистовствовать, 3) неволить, 4) недоумевать, 5) ненавидеть.

*340. Допишите пословицы. Выделите орфограмму «Правописание НЕ с глаголами».

1) Под лежачий камень и вода ... . 2) От добра добра ... . 3) Враньё ... в добро. 4) Кто доброе творит, тому зло ... . 5) Дыма без огня ... . 6) Чего себе ..., того и другому ... . 7) ... над тем, что дорого другому. 8) Лентяю всё ... да ... .

Ответ:

Течь, искать, ввести, вредить, бывать, хотеть, желать, шутить, неможется, нездоровится.

341. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Глагол — это часть речи, которая обозначает ... и отвечает на вопросы ..., ..., ..., ..., ..., ... (например: ..., ...).

2) Глаголы изменяются ... (например: ..., ..., ...).

3) В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... и ... (например: ..., ...; ..., ...).

4) В предложении глагол обычно бывает ... и согласуется с ... (например: ...).

Ответ

342. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.

НЕ пишется с глаголами ... (например: ..., ..., ...). Исключение составляют те глаголы, которые ... (..., ..., ..., ..., ...).

Ответ