Русский язык 5 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019

Сложные союзные и бессоюзные предложения

  Если предложения в составе сложного соединяются без союза, они называются бессоюзными, на их границе могут быть следующие пунктуационные знаки: , (запятая),; (точка с запятой), : (двоеточие), - (тире).

Вот сидим мы верхом на крыше, в соседнем саду дымит трубой самовар. Выскочила из мельничного окна обсыпанная мукой кошка; спросонок промахнулась и свалилась прямо на спину задремавшему Шарику; Шарик взвизгнул и подпрыгнул. Чашки не живые: ног у них нет.

Кудластая собачонка зарычала - испуганные воробьи с шумом взлетели на дерево.

(По А. Гайдару)

  Если простые предложения, входящие в состав сложного, соединяются союзами, они называются союзными.

А на крыльце сидит хромой старик с балалайкою, и возле него толпятся ребятишки. Я поехала с вещами, а ты приберёшь квартиру. Только в конце лета я получил отпуск, и на последний тёплый месяц мы сняли под Москвой дачу.

(По А. Г айдару)

Задание № 78

Выделите грамматическую основу предложений, выпишите в правый столбик номера бессоюзных сложных предложений, а в левый — номера союзных сложных предложений.

(1) Ольга сидела в плетёном кресле; на коленях у неё лежал рыжий котёнок и теребил лапами букет васильков. (2) Грузовик свернул в дачный посёлок, и шофёр с помощником взялись сгружать вещи.

(3) В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, а над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг.

(4) Ольга вернулась к машине, к ней подскочила соседка.

(5) 3амшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись какие-то тонкие верёвочные провода. (6) Ольга пробралась через орешник, смахнула с лица паутину. (7) Женя решила: пусть голуби будут чайками. (8) Я иду, вижу - старуха девчонку колотит.

(По А. Г айдару)

Сложные союзные предложения

Сложные бессоюзные предложения

  Ответ:

  Сложные союзные предложения: 2, 3, 5

  Сложные бессоюзные предложения: 1, 4, 7, 8

Задание № 79

Найдите верные утверждения.

1. Предложения, в которых нет второстепенных членов, называются простыми.

2. Предложения, в которых одна грамматическая основа, называются простыми.

3. Предложения, в которых две и более грамматической основы, называются сложными.

4. Союзы соединяют бессоюзные предложения.

5. Союзными предложениями называют такие сложные предложения, части которого соединяются союзами.

6. Бессоюзными предложениями называют такие предложения, на границе которых нет союзов, а есть только знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.

  Простые предложения могут соединяться между собой в составе сложного с помощью сочинительных и подчинительных союзов.

  В сложносочинённом предложении простые предложения соединяют чаще всего следующие сочинительные союзы: И, А, НО._________

Задание № 80

Запомнить чаще всего употребляемые сочинительные союзы помогает слово пианино, в котором они спрятались.

Из двух предложений составьте сложносочиненное, используя сочинительные союзы И, А, НО.

1. Коза поскакала к калитке

босоногая девчонка побежала прямо через колючки.

2. Вчера ты съел четыре порции мороженого

с младшей сестрой не поделился.

3. Три раза я давал ей откусить по два раза

она пошла на меня жаловаться.

4. Упрямая пружина брякнулась о железную крышу

даже ленивая собака обернулась.

5. Прыгал и колотился о стену подвязанный к верёвке бронзовый колокольчик

мальчуган зажал его в руке.

6. Бечёвка лопнула

он схватил трубку телефона.

7. Парашютист перевернулся

над ним раскрылся голубой купол.

  1. …

  2. …

  3. …

  4. …

  5. …

  6. …

  7. …

В сложноподчинённом предложении придаточная часть присоединяется к главной с помощью слов: который, что, когда, если, где, чтобы, потому что, хотя, как, так как, кто.

  Сложноподчинённое предложение состоит из главной и придаточной части. Придаточная часть начинается с подчинительного союза.

К придаточной части всегда можно задать вопрос от главного предложения: «Тут Тимур увидел, что молочница с коромыслом и вёдрами выходит из калитки за водой» (А. Гайдар). Главное предложение: «Тут Тимур увидел», от него можно задать вопрос к придаточной части: «увидел» что? (кого?), «что молочница с коромыслом и вёдрами выходит из калитки за водой».

  Придаточная часть начинается с подчинительного союза.

  Помните, что простые предложения в составе любого вида сложного предложения разделяются запятыми.

Задание № 81

Найдите главную и придаточную часть в приведенных ниже предложениях. Границу главной части обозначьте квадратными скобками, а придаточной части - круглыми скобками. Подчинительный союз обведите в овал.

1. А ей показалось, что это её корабль-сарай спокойно плыл по волнам.

2. Женя поняла, где сосредоточились неприятельские суда. Она с силой управляла скрипучим колесом, когда властно выкрикивала слова команды.

3. Женя вздрогнула от звонка, потому что считала телефон просто игрушкой.

4. Перед Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на которой была вышита красная звезда.

5. Неподалеку от Тимура сидела Женя и настороженно прислушивалась ко всему, так как ей было интересно.

Задание № 82

Соедините между собой части сложноподчиненного предложения из левого и правого столбиков, используя подчинительные союзы, приведённые ниже в разделе «Слова для справки», так, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Поставьте недостающие знаки препинания.

Главное предложение

Придаточное предложение

1. У запасливого Чука была плоская металлическая коробочка

он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обёртки и ещё всякие очень нужные вещи.

2. Чук шёл доставать из укромного места свою драгоценную коробочку

вошёл почтальон и передал Чуку телеграмму для мамы.

3. Чук спрятал телеграмму в свою коробочку и пошёл к Геку

услышал его крик.

4. Гек яростно тыкал пикой в жёлтую картонку из-под маминых ботинок

вообразил перед собой тушу медведя.

5. А в картонке у Чука хранилась сигнальная жестяная дудка, три цветных значка и деньги - сорок шесть копеек

он запасливо приберёг в дальнюю дорогу.

  Слова для справки: в которой, когда, потому что, так как, которые.

  1. …

  2. …

  3. …

  4. …

  5. …

  Сочинительные союзы выполняют две синтаксические функции:

  1. Соединяют простые предложения в составе сложносочинённого;

  2. Соединяют однородные члены предложения.

Задание № 83

Найдите верные утверждения.

1. Сочинительные союзы могут соединять как части сложносочинённого предложения, так и сложноподчинённого.

2. Сочинительные союзы соединяют части сложноподчинённого предложения.

3. У сочинительных союзов две функции: они соединяют однородные члены предложения и части предложения в сложносочинённом предложении.

4. Подчинительные союзы могут соединять как части сложносочинённого предложения, так и части сложноподчинённого предложения.

5. Подчинительные союзы могут быть только в сложноподчинённом предложении.

6. Подчинительные союзы всегда присоединяют придаточное предложение к главному в составе сложноподчинённого предложения.

Умейте отличать простое предложение с однородными членами от сложносочинённого: в простом предложении действие производит одно лицо: «Он растолкал маму и попросил напиться» («он растолкал», и он же «попросил напиться»).

В сложносочинённом предложении действия совершают разные лица: «Тогда они позвали ямщика, и ямщик забрал вещи» («они позвал», и «ямщик забрал»).

Если сочинительный союз И соединяет части сложносочиненного предложения, то мы ставим запятую перед союзом И.

(1) Вспыхнул свет, и Гек увидел чужое купе.

(2) Тогда они позвали ямщика, и ямщик забрал вещи и понёс их в буфет вокзала.

И в первом, и во втором предложении сочинительный союз И соединяет два предложения в составе сложносочиненного, поэтому мы ставим запятую перед союзом И.

Если сочинительный союз И соединяет однородные члены, то мы НЕ СТАВИМ запятую перед союзом И!

(1) Чук вырвал у Гека пику, переломил её о колено И швырнул на пол. (2) Но Гек налетел на Чука, выхватил у него из рук металлическую коробку, одним махом взлетел на подоконник И выкинул коробку через открытую форточку.

В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («вырвал», «переломил» И «швырнул»), и перед ним запятую мы не ставим.

Во втором предложении союз И тоже соединяет однородные сказуемые: «налетел», «выхватил», «взлетел» И «выкинул».

Задание № 84

Выпишите номера только тех предложения, в которых сочинительный союз соединяет однородные члены, обозначив графически грамматические основы предложений.

(1) Громко завопил оскорблённый Чук и выскочил за дверь. (2) Вслед за Чуком понесся Гек, и тут вошла мама. (3) Она разделась, села на диван и показала им твёрдые зелёные билеты. (4) А про телеграмму мать ничего не знала и ничего не спросила.

(5) Назавтра они уехали. (6) Поезд уходил очень поздно, и мальчики при отъезде ничего интересного не увидели.

Ответ: 1, 3, 4

Задание № 85

Выпишите номера только тех предложения, в которых сочинительный союз соединяет предложения в составе сложносочиненного, обозначив графически грамматические основы предложений.

(1) Лампочка на потолке была потушена, но всё вокруг Гека было озарено голубым светом.

(2) Он растолкал маму и попросил напиться. (3) Пить ему она по одной причине не дала, а велела съесть дольку апельсина.

(4) Гек потолкал Чука, но Чук сердито фыркнул и не просыпался.

(5) Тогда Гек надел валенки, приоткрыл дверь и вышел в коридор.

(6) Гек посидел на одной скамейке, потом на другой. (7) Но тут прошёл проводник с фонарём и пристыдил Гека.

(8) Проводник ушёл, а Гек поспешно направился к себе в купе. (9) Он с трудом приоткрыл дверь и кинулся на мягкую постель. (10) Но тут на Гека глянуло сердитое усатое лицо какого-то дядьки, и Гек завопил что было мочи. (11) Гек увидел чужое купе и заорал ещё громче.

(12) Усатый дядька надел брюки, военную гимнастерку и отвёл Гека на место.

Ответ: 1, 4, 8, 10

Задание № 86

Найдите верные утверждения.

1. Мы всегда ставим запятую перед сочинительным союзом И в предложении.

2. Мы никогда не ставим запятую перед сочинительным союзом И в предложении.

3. Всегда ставится запятая перед союзом И, если этот союз соединяет однородные члены.

4. Не ставится запятая перед сочинительным одиночным союзом И, если этот союз соединяет однородные члены.

5. Не ставим запятую перед сочинительным союзом И, если этот союз соединяет предложения в составе сложносочиненного.

6. Ставим запятую перед сочинительным союзом И, если этот союз соединяет предложения в составе сложносочиненного предложения.

Задание № 87

1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы всё запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Сквозь морозные окна светило солнце, (1) поезд подкатил к маленькой станции и стоял совсем недолго. Только-только мать успела ссадить Чука с Геком и принять от военного вещи.

Чемоданы были свалены на снег. Деревянная платформа вскоре опустел а, (2) а отец встречать так и не вышел. Тогда они позвали ямщика, (3) и ямщик забрал вещи и понёс их в буфет вокзала.

Ответ: 2, 3

2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Пока Чук с Геком пили чай, (1) мать торговалась с ямщиком.

Вскоре ямщик подвёз широкие сани, (2) и они уложили багаж.

Все дорожки были занесены глубоким снегом, (3) а кругом стояла тишина.

Ответ: 2, 3

3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Ямщик пошёл задавать лошадям корм, (1) а мать молча раздевала перепуганных ребятишек.

Распахнулась дверь, (2) и с фонарём в руках в избу вошёл сторож с большой лохматой собакой.

- Вы зачем приехали? - спросил сторож. - Вам же приезжать было не велено. Я сам на станцию возил от Серёгина телеграмму, (3) а в телеграмме всё было ясно написано. Серёгин написал задержаться, (4) и надо было задержаться. А вы самовольничаете.

Ответ: 1, 2, 3, 4

4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

- Какую телеграмму? - переспросила мать, (1) и она растерянно глянула на Мука и Гека. - Мы никакой телеграммы не получали.

Но под её взглядом Чук и Гек, (2) испуганно тараща друг на друга глаза, (3) поспешно попятились глубже на печку.

- Дети, вы без меня никакой телеграммы не получали?

На печке захрустели сухие щепки, (4) но ответа на вопрос не последовало.

- Вы без меня получили телеграмму и мне её не отдали?

Ответ: 1, 4

5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложен ия.

Прошло ещё несколько секунд, (1) и с печки раздался ровный и дружный рёв. Чук затянул басовито и однотонно, (2) а Гек выводил потоньше и с переливами.

Сторож сказал, (3) что разведывательная партия вернётся дней через десять.

Утром сторож захватил с собой мешок, (4) стал на лыжи и ушёл в лес.

Ответ: 1, 2

6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Три дня сторож из леса не возвращался, (1) и тревога нависла над маленьким, (2) занесённым снегом домиком.

Наконец в избу влетела собака, (3) а за нею вошёл окутанный паром сторож.

На следующее утро сторож открыл комнату, (4) где жил их отец. Он жарко натопил печь и перенёс сюда все их вещи. Комната была большая, (5) но всё в ней было расставлено без толку.

Ответ: 1, 3, 5

7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку, (1) и они были рады предстоящим хлопотам.

Наступил канун Нового года, (2) и уже с утра Мука и Гека нельзя было загнать домой. Сторож сказал им, (3) что вся партия вернётся только к обеду.

Ответ: 1, 2

8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Чук и Гек кое-как оделись, (1) и они вышли на крыльцо. Сторож сказал:

- Вот они сейчас покажутся на скате вон той горы, (2) и тогда через полчаса все будут дома.

Так оно и вышло. Сначала из-за перевала вылетела собачья упряжка с гружёными санями, (3) а за нею следом пронеслись быстроходные лыжники. Они промелькнули по голому скату и исчезли в лесу, (4) но ровно через полчаса послышался лай собак.

Ответ: 1, 2, 3, 4

9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Днём чистились, (1) брились и мылись. А вечером была для всех ёлка, (2) и все дружно встречали Новый год.

Когда был накрыт стол, (3) потушили лампу и зажгли свечи. У одного человека был баян, (4) и он заиграл весёлый танец. Тогда все повскакал и, (5) и всем захотелось танцевать. А отец танцевать не умел. Он просто шагал по полу, (6) а в шкафу звенела вся посуда.

Ответ: 2, 4, 5, 6

10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Он посадил себе Чука с Геком на колени, (1) и они громко хлопали всем в ладоши.

Потом он пошёл и включил радиоприёмник. Что-то стукнуло, (2) зашипело, (3) и откуда-то издалека донесся мелодичный звон. Это в далекой- далекой Москве на Спасской башне звонили золотые кремлёвские часы.

Звон разносился над тайгой, (4) и тогда все люди поздравили друг друга с Новым годом.

Ответ: 1, 3, 4

Творческое задание: в разделе «Сложносочинённое предложение» практические задания составлены на основе рассказа Аркадия Гайдара «Чук и Гек».

Прочтите ещё раз внимательно приведенные тексты и напишите сочинение- рассуждение, ответив на вопрос: «Почему Гека и Чука не встретил папа и им пришлось ждать две недели его приезда?»