Русский язык 5 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019
Прямая речь
Задание № 88
Прочитайте стихотворение и определите, о каком пунктуационном правиле в нём идет речь?
В начале речь прямая
В кавычках, затем запятая.
Ставим тире после кавычек,
С маленькой буквы слова автора, как обычно.
Изобразите в виде схемы вариант расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, о котором говорится в этом стихотворении.
Какой ещё вариант расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью вам известен? Изобразите его схематически.
Задание № 89
Из следующих предложений «пропала» прямая речь. Придумайте её сами. Допишите предложения, добавив в них прямую речь.
1. Бабушка предупредила ...
2. ... сообщил классный руководитель.
3. Мама поинтересовалась ...
4. ... уточнил брат.
5. Маша попросила дедушку ...
6. ... удивилась тётя.
Задание № 90
Дополните прямую речь словами автора. Следите за тем, чтобы глаголы «говорения» не повторялись. В этом вам поможет список слов-сигналов, помогающих вводить прямую речь в предложение: произнёс, сказал, попросил, согласился, предложил, объяснил, подумал, пробормотал про себя, проворчал, передразнил, завопил, подхватил, буркнул себе под нос, поклялся, вставил, добавил, предупредил, воскликнул, приветствовал, возмутился, сострил, заорал, завыл.
1. Елена Николаевна, пожалуйста, простите. Я больше не буду выкрикивать с места ...
2. Катя, помоги, пожалуйста, раздать тетради для контрольных работ ...
3. Ура, мы завтра едем на экскурсию ...
4. Здравствуйте, садитесь пожалуйста. Начнём наш урок ...
5. Почему меня никогда не вызывают к доске решать лёгкие примеры ...
6. Завтра мы пишем контрольный диктант ...
Задание № 91
Перед вами высказывания выдающихся людей. Запишите их как прямую речь, добавив от себя слова автора. Составляя предложения, расположите прямую речь перед словами автора.
1. Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливое слово (испанский писатель Мигель Сервантес).
2. Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела (английский писатель Артур Конан Дойль).
3. Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению (английский мыслитель Френсис Бэкон).
4. Длинная речь так же не подвигает дело, как длинное платье не помогает при ходьбе (французский дипломат Талейран).
5. Разговор - это здание, которое строят совместными усилиями (французский писатель Андре Моруа).
Задание № 92
Расставьте знаки препинания в следующих предложениях с прямой речью. Добавьте в каждое из них обращение. Запишите получившиеся предложения так, чтобы в первом из них обращение стояло в начале прямой речи, во втором - в середине, в третьем - в конце.
1. Дима крикнул Урок уже начался
2. Кто разбил чашку печально спросила мама
3. Подруга удивилась Неужели тебе не понравился этот фильм
Запомните! Вежливое слово пожалуйста выделяется с двух сторон запятыми
Задание № 93
Расставьте знаки препинания в следующих предложениях с прямой речью. Добавьте в каждое из них вежливое слово «пожалуйста». Запишите получившиеся предложения так, чтобы в первом из них вежливое слово «пожалуйста» стояло в начале прямой речи, во втором - в середине, в третьем - в конце. Не забывайте про знаки препинания при обращении.
1. Заканчивайте повторять правило пятиклассники произнёс учитель.
2. Петя дай почитать эту книгу попросил я товарища.
3. Марина Ивановна обратилась к пятикласснице Сотри Оля с доски.
Задание № 94
Расставьте знаки препинания. Подчеркните глаголы, вводящие прямую речь. Составьте схемы предложений. Запишите предложения ещё раз так, чтобы прямая речь и слова автора поменялись местами. Не забывайте про знаки препинания. Составьте схемы получивших предложений.
1. Коля почему ты вчера отсутствовал в школе строго спросила Ольга Ивановна.
2. Мама посоветовала сыну Федя ложись пожалуйста пораньше спать.
3. Дети летом мы поедем отдыхать на Чёрное море сказал папа.
4. Я попросил одноклассника Помоги пожалуйста мне Петя решить эту задачку.
5. Пожалуйста садись Катя делать уроки обратилась к внучке бабушка.
Задание № 95
Расставьте знаки препинания. Подчеркните глаголы «говорения», при помощи которых прямая речь связывается со словами автора. Составьте схемы предложений.
Поэт Владимир Маяковский путешествовал по Америке. Американские читатели сказали ему Какой вы Владимир Владимирович высокий Я просто самый маленький в мире небоскрёб ответил он.
Задание № 96
Выполните тест.
Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1. (1) Почему ты такая грустная (2) Оля (3) поинтересовалась сестра.
1) 1 - кавычки, 2 - запятая, 3 - вопросительный знак, тире;
2) 1 - нет знака, 2 - нет знака, 3 - кавычки, запятая;
3) 1 - кавычки, 2 - запятая, 3 - вопросительный знак, кавычки, тире.
Ответ: 3
2. Бабушка спросила (1) Ты (2) Серёжа (3) сделал уроки (4).
1) 1 - тире, 2 - запятая, 3 - нет знака, 4 - точка, кавычки;
2) 1 - двоеточие, 2 - нет знака, 3 - запятая, 4 - вопросительный знак, кавычки;
3) 1 - двоеточие, кавычки, 2 - запятая, 3 - запятая, 4 - вопросительный знак, кавычки.
Ответ: 3
3. (1) Купи (2) дочка (3) в магазине хлеб (4) попросила мама.
1) 1 - кавычки, 2 - запятая, 3 - запятая, 4 - кавычки, запятая, тире;
2) 1 - нет знака, 2 - запятая, 3 - нет знака, 4 - двоеточие, тире, кавычки;
3) 1 - кавычки, 2 - запятая, 3 - запятая, 4 - тире, двоеточие.
Ответ: 1
4. Учительница объявила классу (1) Дети (2) в пятницу у нас состоится экскурсия в планетарий (3)
1) 1 - двоеточие, кавычки, 2 - запятая, 3 - кавычки, точка;
2) 1 - тире, кавычки, 2 - запятая, 3 - точка, кавычки;
3) 1 - двоеточие, кавычки, 2 - запятая, 3 - точка.
Ответ: 1
5. Внук удивился (1) Неужели ты завтра уезжаешь (2) бабушка (3)
1) 1 - двоеточие, 2 - запятая, 3 - вопросительный знак;
2) 1 - кавычки, тире, 2 - запятая, 3 - вопросительный знак, кавычки:
3) 1 - двоеточие, кавычки, 2 - запятая, 3 - вопросительный знак, кавычки.
Ответ: 3