Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020

Язык и общение
Общение устное и письменное. Стили речи

Вариант 1

1. Отметьте пословицы, в которых говорится о письменной речи и чтении. Объясните смысл пословицы, которая вам особенно понравилась.

1. Хорошую речь хорошо и слушать.

2. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

3. Устами младенца глаголет истина.

4. Видна птица по перьям, а человек по речам.

5. Какова голова, такова и речь.

6. Бумага терпит, перо пишет.

7. Пишут не пером, а умом.

Ответ: 2, 6, 7

Мне больше всего понравилась пословица "Пишут не пером, а умом". Смысл пословицы в том, что источник мыслей и идей — ум, а перо — это приспособление, с помощью которого эти мысли можно записать.

2. Прочитайте четверостишие. К какому стилю речи относится текст?

До речи родимой дотронусь —

И музыка на сто ладов!

Весеннее слово — влюблённость.

И есть ещё краше — любовь.

       (Л. Болеславский, «Слова»)

Ответ: художественный текст.

3. Прочитайте высказывание С. Бондаренко о языке и ответьте на вопросы.

Язык как хранилище, в котором находится бесценный клад: все звуки речи, все «кубики-морфемы», из которых строятся слова, все интонации, с которыми мы произносим слова, и правила, по которым слова соединяются друг с другом. А когда человек берёт из хранилища всё нужное, чтобы говорить, получается речь.

(С. Бондаренко)

О чём говорится в тексте?

В чём заключается основная мысль текста?

Сколько в тексте абзацев?

К какому стилю речи можно отнести текст?

Какие слова из текста непонятны? В каком словаре можно узнать их значение?

Ответ:

В тексте говорится о языке и речи.

Язык — это слова, звуки, морфемы, словосочетания и т.д. Язык используется людьми для формирования и выражения мысли, эмоций, для общения с другими людьми. Речь — это само общение, выражение мысли и личности.

Один абзац.

4. Расскажите, чем отличается устное общение от письменного.

Ответ:

Устное общение отличается от письменного тем, что при устном мы произносим слова вслух, или слушаем кото-то. При письменном общении мы пишем слова, предложения, тексты или читаем их.

Вариант 2

1. Отметьте пословицы, в которых говорится об устной речи и слушании. Объясните смысл пословицы, которая вам особенно понравилась.

1. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай.

2. Что написано пером, того не вырубишь и топором.

3. Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

4. Не дочитав сказки, не бросай указки.

5. Азбуки не знает, а читать садится.

6. Поменьше говори, побольше услышишь.

7. Говорит день до вечера, а слушать нечего.

Ответ: 1, 6, 7

Азбуки не знает, а читать садится.

Значение: не все сразу; дела делаются постепенно.

2. К какому стилю речи относится данный текст?

Бактерии очень разнообразны по форме. Среди них встречаются шаровидные, палочковидные и спиральные. Многие бактерии имеют один или несколько жгутиков, с помощью которых они передвигаются.

Ответ: научный.

3. Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык» и ответьте на вопросы.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(И.С. Тургенев)

О чём говорится в тексте?

В чём заключается основная мысль текста?

Сколько в тексте абзацев?

К какому стилю речи можно отнести текст?

Какие слова в тексте вам непонятны? В каком словаре можно узнать их значение?

Ответ:

В тексте говорится о «великом русском языке».

«Русский язык — великий, могучий, свободный». Тургенев говорит о русском языке с гордостью. Считает его великим, так же, как и народ, который на нем говорит.

Один абзац.

4. Расскажите, чем отличается письменное общение от устного. Приведите примеры.

Ответ:

Письменная речь является постоянной, в то время как устная речь — переменчивой. Устная речь имеет склонность к повторениям, неполным предложениям, поправкам и паузам. Исключение составляют официальные выступления и другие запланированные формы устной речи, как например, сообщения