Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020

Вспоминаем, повторяем, изучаем
Звуки и буквы. Произношение и правописание

Вариант 1

1. Отметьте ряд, в котором слова имеют в своём составе только мягкие согласные звуки:

1) уголёк, мелешь

2) люк, соль

3) гол, змея 

4) чаща, делить

Ответ: 4

2. Дополните предложения словами из скобок, в которых звуков больше, чем букв. Нужный ответ подчеркните.

Перед сном Миша и Женя (читают, пишут, шьют, плачут).

Я восхищаюсь великолепной окраской (юрка, соловья, чижа, снегиря).

Сегодня на рыбалке мне попался (окунь, линь, ёрш, карп).

Воздух наполнился звуками (гитары, фортепьяно, альта, баяна).

Сегодняшний день был необычайно интересным и (счастливым, серым, грустным, ярким).

Ответ:

Перед сном Миша и Женя (читают, пишут, шьют, плачут).

Я восхищаюсь великолепной окраской (юрка, соловья, чижа, снегиря).

Сегодня на рыбалке мне попался (окунь, линь, ёрш, карп).

Воздух наполнился звуками (гитары, фортепьяно, альта, баяна).

Сегодняшний день был необычайно интересным и (счастливым, серым, грустным, ярким).

3. Затранскрибируйте слова и определите в них количество букв, звуков и слогов.

Гнездо [...] ...

шея [...] ...

сметана [...] ...

звучание [...] ...

кирпич [...] ...

метель [...] ...

Ответ:

Гнездо [гн´издо́]; гне-здо (2 слога); 6 букв, 6 звуков

шея [шэ́й´а]; ше-я (2 слога); 3 буквы, 4 звука

сметана [см´ита́на]; сме-та-на (3 слога); 7 букв, 7 звуков

звучание [звуч´а́н´ий´э]; зву-ча-ни-е (4 слога); 8 букв, 9 звуков

кирпич [к´ирп´и́ч´]; кир-пич (2 слога); 6 букв, 6 звуков

метель [м´ит´э́л´]; ме-тель (2 слога); 6 букв, 5 звуков.

4. Объясните, почему в словарях иностранных слов слова часто даются в транскрипции.

Ответ:

Потому что часто иностранные слова читаются совсем не так, как пишутся.

Вариант 2

1. Отметьте ряд, в котором все слова имеют в своём составе только звонкие согласные звуки:

1) уголок, медведи

2) укол, Оля

3) яма, лыжи 

4) степь, свет

Ответ: 3

2. Дополните предложения словами, в которых букв больше, чем звуков. Нужный ответ подчеркните.

Маша натянула (майку, гольфы, юбку, платье) и отправилась на прогулку.

Всем членам семьи понравилась эта (игра, статья, книга, степь).

В моей любимой книге рассказывается о (рыбах, семьях, змеях, солнце).

Ира взяла коньки, но по дороге на каток заглянула на (ярмарку, фестиваль, бокс, базар).

Сегодняшний день был холодным и (снежным, вьюжным, грустным, ярким).

Ответ:

Маша натянула (майку, гольфы, юбку, платье) и отправилась на прогулку.

Всем членам семьи понравилась эта (игра, статья, книга, степь).

В моей любимой книге рассказывается о (рыбах, семьях, змеях, солнце).

Ира взяла коньки, но по дороге на каток заглянула на (ярмарку, фестиваль, бокс, базар).

Сегодняшний день был холодным и (снежным, вьюжным, грустным, ярким).

3. Затранскрибируйте слова и определите в них количество букв, звуков и слогов.

слово [...] ...

люди [...] ...

вывод [...] ...

язык [...] ...

уголь [...] ...

тетрадь [...] ...

Ответ:

слово [сло́ва]; сло-во (2 слога); 5 букв, 5 звуков

люди [л´у́д´и]; лю-ди (2 слога); 4 буквы, 4 звука

вывод [вы́ват]; вы-вод (2 слога); 5 букв, 5 звуков

язык [й´изы́к]; я-зык (2 слога); 4 буквы, 5 звуков

уголь [у́гал´]; у-голь (2 слога); 5 букв, 4 звука

тетрадь [т´итра́т´]; те-традь (2 слога); 7 букв, 6 звуков.

4. Объясните, почему в словарях иностранных слов слова часто даются в транскрипции.

Ответ:

Потому что часто иностранные слова читаются совсем не так, как пишутся.