Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Звуки и буквы. Произношение и правописание
Вариант 1
1. Отметьте ряд, в котором слова имеют в своём составе только мягкие согласные звуки:
1) уголёк, мелешь
2) люк, соль
3) гол, змея
4) чаща, делить
Ответ: 4
2. Дополните предложения словами из скобок, в которых звуков больше, чем букв. Нужный ответ подчеркните.
Перед сном Миша и Женя (читают, пишут, шьют, плачут).
Я восхищаюсь великолепной окраской (юрка, соловья, чижа, снегиря).
Сегодня на рыбалке мне попался (окунь, линь, ёрш, карп).
Воздух наполнился звуками (гитары, фортепьяно, альта, баяна).
Сегодняшний день был необычайно интересным и (счастливым, серым, грустным, ярким).
Ответ:
Перед сном Миша и Женя (читают, пишут, шьют, плачут).
Я восхищаюсь великолепной окраской (юрка, соловья, чижа, снегиря).
Сегодня на рыбалке мне попался (окунь, линь, ёрш, карп).
Воздух наполнился звуками (гитары, фортепьяно, альта, баяна).
Сегодняшний день был необычайно интересным и (счастливым, серым, грустным, ярким).
3. Затранскрибируйте слова и определите в них количество букв, звуков и слогов.
Гнездо [...] ...
шея [...] ...
сметана [...] ...
звучание [...] ...
кирпич [...] ...
метель [...] ...
Ответ:
Гнездо [гн´издо́]; гне-здо (2 слога); 6 букв, 6 звуков
шея [шэ́й´а]; ше-я (2 слога); 3 буквы, 4 звука
сметана [см´ита́на]; сме-та-на (3 слога); 7 букв, 7 звуков
звучание [звуч´а́н´ий´э]; зву-ча-ни-е (4 слога); 8 букв, 9 звуков
кирпич [к´ирп´и́ч´]; кир-пич (2 слога); 6 букв, 6 звуков
метель [м´ит´э́л´]; ме-тель (2 слога); 6 букв, 5 звуков.
4. Объясните, почему в словарях иностранных слов слова часто даются в транскрипции.
Ответ:
Потому что часто иностранные слова читаются совсем не так, как пишутся.
Вариант 2
1. Отметьте ряд, в котором все слова имеют в своём составе только звонкие согласные звуки:
1) уголок, медведи
2) укол, Оля
3) яма, лыжи
4) степь, свет
Ответ: 3
2. Дополните предложения словами, в которых букв больше, чем звуков. Нужный ответ подчеркните.
Маша натянула (майку, гольфы, юбку, платье) и отправилась на прогулку.
Всем членам семьи понравилась эта (игра, статья, книга, степь).
В моей любимой книге рассказывается о (рыбах, семьях, змеях, солнце).
Ира взяла коньки, но по дороге на каток заглянула на (ярмарку, фестиваль, бокс, базар).
Сегодняшний день был холодным и (снежным, вьюжным, грустным, ярким).
Ответ:
Маша натянула (майку, гольфы, юбку, платье) и отправилась на прогулку.
Всем членам семьи понравилась эта (игра, статья, книга, степь).
В моей любимой книге рассказывается о (рыбах, семьях, змеях, солнце).
Ира взяла коньки, но по дороге на каток заглянула на (ярмарку, фестиваль, бокс, базар).
Сегодняшний день был холодным и (снежным, вьюжным, грустным, ярким).
3. Затранскрибируйте слова и определите в них количество букв, звуков и слогов.
слово [...] ...
люди [...] ...
вывод [...] ...
язык [...] ...
уголь [...] ...
тетрадь [...] ...
Ответ:
слово [сло́ва]; сло-во (2 слога); 5 букв, 5 звуков
люди [л´у́д´и]; лю-ди (2 слога); 4 буквы, 4 звука
вывод [вы́ват]; вы-вод (2 слога); 5 букв, 5 звуков
язык [й´изы́к]; я-зык (2 слога); 4 буквы, 5 звуков
уголь [у́гал´]; у-голь (2 слога); 5 букв, 4 звука
тетрадь [т´итра́т´]; те-традь (2 слога); 7 букв, 6 звуков.
4. Объясните, почему в словарях иностранных слов слова часто даются в транскрипции.
Ответ:
Потому что часто иностранные слова читаются совсем не так, как пишутся.