Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020

Синтаксис, пунктуация
Предложения с прямой речью

Вариант 1

1. Начертите схему предложения с прямой речью, когда слова автора стоят перед прямой речью. Составьте предложение по этой схеме.

Ответ:

А: «П».

А: «П!?...»

Учитель сказал: «Вспомните правила».

Учитель спросил: «Помните правила?».

2. Спишите, расставляя знаки препинания в предложениях с прямой речью. Не забудьте, где необходимо, заменить маленькую букву на большую. Подчеркните предложения с обращениями.

1) Не знаете, кто это там так здорово плавает спросил я мальчика. 2) Бабушка, это удивительно вскричал я. 3) Он быстро взглянул на меня и усмехнулся просто мне надоело плавать. 4) Вы меня разыгрываете воскликнул я 5) Василий Павлович, я достаточно хорошо воспитан сказал Геннадий 6) Может быть, вы видите ночью, как днём воскликнул я. 7) А где твои родители, Генаша спрашивал адмирал. 8) Володя Телескопов читал «Сборник гималайских сказок», хохотал и покрикивал вот даёт!

(По В. Аксёнову)

Ответ:

1) «Не знаете, кто это там так здорово плавает?» — спросил я мальчика. 2) «Бабушка, это удивительно!» — вскричал я. 3) Он быстро взглянул на меня и усмехнулся: «Просто мне надоело плавать». 4) «Вы меня разыгрываете!» — воскликнул я. 5) «Василий Павлович, я достаточно хорошо воспитан», — сказал Геннадий 6) «Может быть, вы видите ночью, как днём!» — воскликнул я. 7) «А где твои родители, Генаша?» — спрашивал адмирал. 8) Володя Телескопов читал «Сборник гималайских сказок», хохотал и покрикивал: «Вот даёт!»

3. Переделайте предложения в предложения с прямой речью и запишите.

1) Девочка сказала, что видела настоящего Деда Мороза. 2) Тётя Оля рассказала, что в Польше на новогоднем столе должно быть двенадцать разных блюд. 3) Мы попросили, чтобы нам открыли дверь.

Ответ:

1) Девочка сказала: «Я видела настоящего Деда Мороза». 2) «В Польше на новогоднем столе должно быть двенадцать разных блюд», — рассказала тётя Оля. 3) «Откройте нам дверь», — попросили мы.

Вариант 2

1. Начертите схему предложения с прямой речью, когда слова автора стоят после прямой речи. Составьте предложение по данной схеме.

Ответ:

«П», — а.

«П!?...» — а.

«Пишем диктант», — предупредил учитель.

«Помните правила?» — спросил учитель.

2. Спишите, расставляя знаки препинания в предложениях с прямой речью. Не забудьте, где необходимо, заменить маленькую букву на большую. Подчеркните предложения с обращением.

1) Здравствуй, Морянка! вежливо поприветствовал её Заячья Губа. 2) За храбрость? Какую храбрость? опешили эльфы. 3) Вот как-то раз всех переполошил Всезнайка Братцы, бегите сюда, к нам плывёт чёрная гора с фонтаном! 4) Вот бы и нам такие раздобыть! подумал Всезнайка и незаметно куда-то исчез. 5) Мурзилка широко открыл глаза и принялся крутить головой и растерянно повторять слон? А разве в море бывают слоны? 6) Стойте, стойте закричал опять Мурзилка.

Ответ:

1) «Здравствуй, Морянка!» — вежливо поприветствовал её Заячья Губа. 2) «За храбрость? Какую храбрость?» — опешили эльфы. 3) Вот как-то раз всех переполошил Всезнайка: «Братцы, бегите сюда, к нам плывёт чёрная гора с фонтаном!» 4) «Вот бы и нам такие раздобыть!» — подумал Всезнайка и незаметно куда-то исчез. 5) Мурзилка широко открыл глаза и принялся крутить головой и растерянно повторять: «Слон? А разве в море бывают слоны?» 6) «Стойте, стойте!» — закричал опять Мурзилка.

3. Переделайте предложения в предложения с прямой речью и запишите.

Дедушка предложил нам взять с собой яблок. Мы сказали дедушке спасибо. Лиля предложила мне летом поехать на Белое море. Людмила Валерьевна сообщила, что в понедельник мы идём в Музей каллиграфии. Лиза рассказала, что дома у неё живёт какаду.

Ответ:

«Возьмите с собой яблок», — предложил нам дедушка. «Спасибо!» — сказали мы дедушке. «Поехали летом на Белое море», — предложила мне Лиля. Людмила Валерьевна сообщила: «В понедельник мы идём в Музей каллиграфии». «У меня дома живёт какаду», — рассказала Лиза.