Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020
Синтаксис, пунктуация
Простые и сложные предложения
Вариант 1
1. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите, простые это предложения или сложные, объясните с помощью схем знаки препинания.
1. Однажды ночью пришёл первый заморозок, он надышал холодом на стёкла в доме.
2. Посыпал зернистый иней, захрустел под ногами.
3. За окнами едва заметно голубела и разгоралась заря.
4. Мгла всё светлела, делалась всё прозрачнее.
5. Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья.
Ответ:
1. Однажды ночью пришёл(ск) первый заморозок(п), он(п) надышал(ск) холодом на стёкла в доме. (сложное)
2. Посыпал(ск) зернистый иней(п), захрустел(ск) под ногами. (простое)
3. За окнами едва заметно голубела(ск) и разгоралась(ск) заря(п). (простое)
4. Мгла(п) всё светлела(ск), делалась(ск) всё прозрачнее. (простое)
5. Ветра не было, но в саду всё падали(ск) и падали(ск) листья(п). (простое)
2. Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений 6 и 10, составьте их схемы.
1. Вместо окон и дверей папа в одной из стенок выпилил круглую дырочку а вместо крыльца он прибил палочку.
2. Проснулся я утром и увидел ласточку над нашим окном.
3. Вчера мы узнали что скоро пойдёт лёд на реке.
4. В саду зачернели проталины и на улицах разлились огромные лужи.
5. В саду везде уже растаял снег но мы с папой с трудом пробирались к старой яблоне.
6. Радостно чирикают воробьи а на лесных тропинках проваливается под ногами снег.
7. Не презирай совета ничьего но прежде рассмотри его. (И. Крылов)
8. Уже наступала ночь когда мы вышли из леса.
9. Пригрело мартовское солнце и жёсткие вечнозелёные ветки багульника уже показались из сугроба.
10. За грачами прибудут скворцы и покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.
Ответ:
1. Вместо окон и дверей папа(п) в одной из стенок выпилил(ск) круглую дырочку, а вместо крыльца он(п) прибил(ск) палочку.
2. Проснулся(ск) я(п) утром и увидел(ск) ласточку над нашим окном.
3. Вчера мы(п) узнали(ск), что скоро пойдёт(ск) лёд(п) на реке.
4. В саду зачернели(ск) проталины(п), и на улицах разлились(ск) огромные лужи(п).
5. В саду везде уже растаял(ск) снег(п), но мы(п) с папой с трудом пробирались(ск) к старой яблоне.
6. Радостно чирикают(ск) воробьи(п), а на лесных тропинках проваливается(ск) под ногами снег(п).
7. Не презирай(ск) совета ничьего, но прежде рассмотри(ск) его. (И. Крылов)
8. Уже наступала(ск) ночь(п), когда мы(п) вышли(ск) из леса.
9. Пригрело(ск) мартовское солнце(п), и жёсткие вечнозелёные ветки(п) багульника уже показались(ск) из сугроба.
10. За грачами прибудут(ск) скворцы(п), и покажутся(ск) на весенних проталинах первые жаворонки(п).
Радостно(обст.) чирикают(ск) воробьи(п), а на лесных(опред..) тропинках(доп.) проваливается(ск) под ногами(обст.) снег(п).
(Повествов., невоскл., сложное, распростр.)
За грачами(доп) прибудут(ск) скворцы(п), и покажутся(ск) на весенних(опред.) проталинах(доп.) первые(опред.) жаворонки(п).
(Повеств., невоскл., сложное, распростр.)
3. Вставьте пропущенные буквы. Соедините два простых предложения в одно сложное при помощи союза и, а или но. Подчеркните грамматические основы.
В парке уже заж_гались ф_нари. Гору на в_сточном б_регу бухты всё ещё осв_щало со_нце.
Ответ:
В парке уже зажигались(ск) фонари(п), а гору на восточном берегу бухты всё ещё освещало(ск) солнце(п).
Вариант 2
1. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите, простые это предложения или сложные, объясните с помощью схем знаки препинания.
1. Мы идём по лесной тропе и радуемся осеннему лесу.
2. На опушке стоят несколько ёлок, под ними мы сели отдохнуть.
3. На елях хозяйствует белка, птицы, клесты и ещё много неизвестных мне существ.
4. Медленно кружатся в воздухе берёзовые листья, они тихо падают на землю.
5. Шелестит под ногами опавшая листва, и краснеет шляпка позднего подосиновика.
Ответ:
1. Мы(п) идём(ск) по лесной тропе и радуемся(ск) осеннему лесу. (простое)
2. На опушке стоят(ск) несколько ёлок(п), под ними мы(п) сели(ск) отдохнуть. (сложное)
3. На елях хозяйствует(ск) белка(п), птицы(п), клесты(п) и ещё много неизвестных мне существ(п). (простое)
4. Медленно кружатся(ск) в воздухе берёзовые листья(п), они(п) тихо падают(ск) на землю. (сложное)
5. Шелестит(ск) под ногами опавшая листва(п), и краснеет(ск) шляпка(п) позднего подосиновика. (сложное)
2. Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений 3 и 6, составьте их схемы.
1. Розовый клевер прячет в густой траве круглую головку и тут же склонились лиловые колокольчики.
2. Впереди ничего не было видно а по бокам смутно вырисовывались сосны.
3. Когда солнце стало подниматься из-за гор мы вышли в поход.
4. Ночью лампочка на потолке была потушена но луна освещала комнату голубым светом.
5. Скоро акробаты убежали а вместо них стал выступать дрессировщик.
6. Травы высыпали в землю свои семена и под ветром качаются их голые стебли.
7. Гости пошли в дом хотя на улице ещё светило солнце.
8. Гуси отлично плавают но ныряют они очень редко.
9. Дверь открылась и в комнату вошёл Вовка.
10. Всё утро ребята бродили в лесу и только к обеду вышли на дорогу.
Ответ:
1. Розовый клевер(п) прячет(ск) в густой траве круглую головку, и тут же склонились(ск) лиловые колокольчики(п).
2. Впереди ничего(п) не было видно(ск), а по бокам смутно вырисовывались(ск) сосны(п).
3. Когда солнце(п) стало подниматься(ск) из-за гор, мы(п) вышли(ск) в поход.
4. Ночью лампочка(п) на потолке была потушена(ск), но луна(п) освещала(ск) комнату голубым светом.
5. Скоро акробаты(п) убежали(ск), а вместо них стал выступать(ск) дрессировщик(п).
6. Травы(п) высыпали(ск) в землю свои семена, и под ветром качаются(ск) их голые стебли(п).
7. Гости(п) пошли(ск) в дом, хотя на улице ещё светило(ск) солнце(п).
8. Гуси(п) отлично плавают(ск), но ныряют(ск) они очень редко.
9. Дверь(п) открылась(ск), и в комнату вошёл(ск) Вовка(п).
10. Всё утро ребята(п) бродили(ск) в лесу и только к обеду вышли(ск) на дорогу.
Когда солнце(п) стало подниматься(ск) из-за гор(доп.), мы(п) вышли(ск) в поход(обст.).
(Повеств., невоскл., сложное, распростр.)
Травы(п) высыпали(ск) в землю(обст.) свои(опред.) семена(доп.), и под ветром(доп.) качаются(ск) их голые(опред.) стебли(п).
(Повеств., невоскл., сложное, распростр.)
3. Вставьте пропущенные буквы. Соедините два простых предложения в одно сложное при помощи союза и, а или но. Подчеркните грамматические основы.
Пл_вец бр_сался грудью на очер_дную в_лну. Он двигался вперёд уд_вительной скор_стью.
Ответ:
Пловец бросался грудью на очередную волну, и он двигался вперёд с удивительной скоростью.