Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020

Синтаксис, пунктуация
Предложения с обращениями

Вариант 1

1. Продолжите предложение.

Когда нам нужно обратиться к незнакомому человеку, мы вместо обращения используем вежливые слова: ...

Например: ...

Ответ:

Когда нам нужно обратиться к незнакомому человеку, мы вместо обращения используем вежливые слова: извините, пожалуйста, будьте добры.

2. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Молодец Иван Иванович!

2. Фёдор Тимофеевич приходите к нам.

Ответ:

1. Молодец, Иван Иванович!

2. Фёдор Тимофеевич, приходите к нам.

3. Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан? (А. Пушкин)

4. Ты письмо моё, милый, не комкай... (А. Ахматова)

5. Что, мошенник, по какой дороге ты едешь!

6. Мошенник должен быть наказан!

7. Что, царевич, ты не весел? (А. Пушкин)

8. Что тебе надобно, старче? (А. Пушкин)

9. Бог с тобою, золотая рыбка! (А. Пушкин)

10. Чем вы, гости, торг ведёте? (А. Пушкин)

3. Составьте предложения по схемам:

О, ... .

О! ... .

... , О, ... .

... , О.

Ответ:

Аня, пойдем вместе на улицу.

Мама! Давай вместе поиграем.

Я, мама, убрала свою комнату.

Как же ты сейчас далеко, Оля.

Вариант 2

1. Продолжите предложение.

Обращения выделяются ... . Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится … .

Например: ...

Ответ:

Обращения выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

2. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Слушай Цветик научи меня сочинять стихи. (Н. Носов)

2. Пудик выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком. (По Н. Носову)

3. Колокольчики мои цветики степные... (А. Фет)

4. Скорее беги Лёшка!

5. Лёшка жил по соседству.

6. Расскажите мне эту историю.

7. Куда вы дорогие мои пойдёте?

8. Садись с нами Павлик арбуз есть.

6. Дениска подвинься.

7. В класс вошёл мой друг Дениска.

8. Каштанка идём! (А. Чехов)

9. Море ты слышишь море твоим матросом хочу я стать. (М. Пляцковский)

10. Здравствуй красавица Волга. (Н. Некрасов)

Ответ:

1. Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. (Н. Носов)

2. Пудик выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком. (По Н. Носову)

3. Колокольчики мои, цветики степные... (А. Фет)

4. Скорее беги, Лёшка!

5. Лёшка жил по соседству.

6. Расскажите мне эту историю.

7. Куда вы, дорогие мои, пойдёте?

8. Садись с нами, Павлик, арбуз есть.

6. Дениска, подвинься.

7. В класс вошёл мой друг Дениска.

8. Каштанка, идём! (А. Чехов)

9. Море, ты слышишь, море, твоим матросом хочу я стать. (М. Пляцковский)

10. Здравствуй, красавица Волга. (Н. Некрасов)

3. Составьте предложения по схемам:

О, ... .

О! ... .

..., О, ... .

..., О.

Ответ:

Иван, подойди поближе.

Мама! Ты так быстро вернулась.

Знаешь, папа, я сегодня не доделал уроки.

Не забывай меня, моя дорогая.