Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020
Синтаксис, пунктуация
Предложение с однородными членами
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения как члены предложения.
Затем х_зяин п_тушил лампу и вышел. Каштанка разл_глась на м_трасике и закрыла гл_за. Вдруг (не)ожида(н,нн)о ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча его сына Федюшку уютное местечко под верстаком... Вспомнила она, что в дли(н,нн)ые зимние в_чера, когда столяр строгал или читал вслух г_зету, Федюшка обыкнове(н,нн)о играл с нею.
(По А. П. Чехову)
Ответ:
Затем хозяин потушил(ск.) лампу и вышел(ск.). Каштанка разлеглась(ск.) на матрасике и закрыла(ск.) глаза. Вдруг неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча(допол.), его сына Федюшку(дополн.), уютное местечко(дополн.) под верстаком... Вспомнила она, что в длинные(опред.) зимние(опред.) вечера, когда столяр строгал(ск.) или читал(ск.) вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею.
2. Найдите обобщающие слова при однородных членах. Поставьте после них двоеточие, расставьте остальные знаки препинания.
1) Справа слева впереди забелели берёзовые стволы. 2) В реке мы ловили рыбу ершей карасей плотву. 3) В этот момент я вспомнил всех Ивана, Женьку, Дарину. 4) Тучи ползли по небу медленно скучно. 5) В тайге водятся хищные животные медведи рыси волки.
Ответ:
1) Справа, слева, впереди забелели берёзовые стволы. 2) В реке мы ловили рыбу(об. сл.): ершей, карасей, плотву. 3) В этот момент я вспомнил всех(об. сл.): Ивана, Женьку, Дарину. 4) Тучи ползли по небу медленно, скучно. 5) В тайге водятся хищные животные(об. сл.): медведи, рыси, волки.
3. Найдите предложения, в которых однородными являются главные члены предложения, подчеркните их как члены предложения.
1) Собака вышла из-под верстака, сладко потянулась и побежала за хозяином. 2) Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на неё шёл полк солдат. 3) Уши и лапы её озябли. 4) Каштанка увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку. 5) Она с умилением и с любопытством глядела на незнакомца. 6) В комнате были кресла, диван, лампы и ковры.
(По А. П. Чехову)
Ответ:
1) Собака вышла(ск.) из-под верстака, сладко потянулась(ск.) и побежала за хозяином. 2) Каштанка оглянулась(ск.) и увидела(ск.), что по улице прямо на неё шёл полк солдат. 3) Уши(подл.) и лапы(подл.) её озябли. 4) Каштанка увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку. 5) Она с умилением и с любопытством глядела на незнакомца. 6) В комнате были кресла, диван, лампы и ковры.
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения как члены предложения.
Охотники случайно обнаружили заросшую кустами и л_анами п_щеру. В ней на коло(н,нн)ах и стенах замерцали лица и фигуры. В_ликолепные древн_индийские росписи зах_тели найти многие но звери и мес_ные воинстве(н,нн)ые пл_мена делали затею очень опас_ной. К счастью, о п_щерах узнал арх_тектор и арх_олог Джеймс Фергюссон. Он исследовал их и выступил с докладом о пр_красных скульптурах и ун_кальных фресках Аджанты.
(По Д. Торубарову)
Ответ:
Охотники случайно обнаружили заросшую кустами(доп.) и лианами(доп.) пещеру. В ней на колоннах(обст.) и стенах(обст.) замерцали лица(доп.) и фигуры(доп.). Великолепные(опред.) древнеиндийские(определ.) росписи захотели найти многие, но звери(подл.) и местные(подл.) воинственные племена делали затею очень опасной. К счастью, о пещерах узнал архитектор(подл.) и археолог(подл.) Джеймс Фергюссон. Он исследовал(ск.) их и выступил(ск.) с докладом о прекрасных(опред.) скульптурах, и уникальных(опред.) фресках Аджанты.
2. Поставьте двоеточие там, где это необходимо (знаки препинания не расставлены).
1) Не гордись а учись. 2) Я был во многих городах в Москве, в Туле, в Калуге. 3) В нашем лесу растут разные деревья дуб ясень осина клён. 4) Учение и труд к славе ведут. 5) Бледносерое небо светлело холодело синело.
(И. С. Тургенев)
Ответ:
1) Не гордись, а учись. 2) Я был во многих городах: в Москве, в Туле, в Калуге. 3) В нашем лесу растут разные деревья: дуб, ясень, осина, клён. 4) Учение и труд к славе ведут. 5) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело.
3. Найдите предложения, в которых однородными являются второстепенные члены, подчеркните их как члены предложения.
1) Лёха был не обижен силой, но не лез в драку. 2) На всероссийской выставке авиамоделей он получил диплом с золотыми буквами и печатью. 3) Жорик пообещал накостылять виновному и тут же выполнил своё обещание. 4) С нового учебного года у Лёхи и Женьки началась «кабинетная система». 5) На верхних полках лежали цветные таблицы и муляжи, а внизу стояло ведро с тряпками и валялся веник. 6) На картинке из учебника был изображён портрет адмирала с орденами и с подзорной трубой.
(По Т. Крюковой)
Ответ:
1) Лёха был не обижен силой, но не лез в драку. 2) На всероссийской выставке авиамоделей он получил диплом с золотыми буквами(доп.) и печатью(доп.). 3) Жорик пообещал накостылять виновному и тут же выполнил своё обещание. 4) С нового(опр.) учебного(опр.) года у Лёхи(доп.) и Женьки(доп.) началась «кабинетная система». 5) На верхних полках лежали цветные таблицы(доп.) и муляжи(доп.), а внизу стояло ведро с тряпками и валялся веник. 6) На картинке из учебника был изображён портрет адмирала с орденами(доп.) и с подзорной трубой(доп.).