Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020

Синтаксис, пунктуация
Тире между подлежащим и сказуемым

Вариант 1

1. Объясните постановку или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым: определите, какими частями речи выражены главные член предложений, составьте схему каждого предложения.

1. Глагол — слова, обозначающие действие.

2. Снегирь — маленькая красногрудая птичка.

3. Я ученик пятого класса.

4. Снегопад — радость для ребят.

5. Мой дом — моя крепость.

6. Он художник.

7. Она смелая.

Ответ:

1. Глагол — слова, обозначающие действие.

Подлежащее (глагол) и сказуемое (слова) выражены существительными в И. падеже

2. Снегирь — маленькая красногрудая птичка.

Подлежащее (снегирь) и сказуемое (птичка) выражены существительными в И. падеже

3. Я ученик пятого класса.

Не ставится тире, так как подлежащее выражено личным местоимением.

4. Снегопад — радость для ребят.

Подлежащее (снегопад) и сказуемое (радость) выражены существительными в И. падеже

5. Мой дом — моя крепость.

Подлежащее (дом) и сказуемое (крепость) выражены существительными в И. падеже

6. Он художник.

Не ставится тире, так как подлежащее выражено личным местоимением.

7. Она смелая.

Не ставится тире, так как подлежащее выражено личным местоимением.

2. Поставьте, где это необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

1. Грач перелётная птица.

2. Собаки и кошки домашние животные.

3. Собаки прекрасно поддаются дрессировке.

4. Хлеб всему голова.

5. Осень сказочное время года.

6. Моя мама учитель.

7. Мои родители учились в одном классе.

8. Мой брат стал художником.

9. Мой брат неплохой художник.

10. Лес наше богатство.

Ответ:

1. Грач — перелётная птица.

2. Собаки и кошки домашние животные.

3. Собаки прекрасно поддаются дрессировке.

4. Хлеб — всему голова.

5. Осень — сказочное время года.

6. Моя мама — учитель.

7. Мои родители учились в одном классе.

8. Мой брат стал художником.

9. Мой брат — неплохой художник.

10. Лес — наше богатство.

Вариант 2

1. Объясните постановку или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым: определите, какими частями речи выражены главные члены предложений, составьте схему каждого предложения.

1. Чужая сторона — дремучий бор.

2. Город наш — огромная стройка.

3. Священная обязанность людей — защита Родины.

4. Пироги очень люблю.

5. Петербург — второй по численности город России.

6. Хлеб — всему голова.

7. Дом светлый, уютный.

Ответ:

1. Чужая сторона — дремучий бор.

Тире между подлежащим (сторона) и сказуемым (бор), выраженными существительными

2. Город наш — огромная стройка.

Тире между подлежащим (город) и сказуемым (стройка), выражены существительными

3. Священная обязанность людей — защита Родины

Тире между подлежащим(обязанность) и сказуемым(защита), выраженными существительным.

4. Пироги очень люблю.

5. Петербург — второй по численности город России.

Тире между подлежащим(Петербург) и сказуемым(город), выраженными существительным.

6. Хлеб — всему голова.

Тире между подлежащим(хлеб) и сказуемым(голова), выраженными существительным.

7. Дом светлый, уютный.

2. Поставьте, где это необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

1. Пироги главное украшение праздничного стола.

2. Снегурочка внучка Деда Мороза.

3. Петербург находится на северо-западе нашей страны.

4. Коля настоящий друг.

5. Он архитектор.

6. Обь река сильная, могучая.

7. Маша говорунья и хохотушка.

8. Она весёлая и храбрая.

9. Дождь помеха для долгой прогулки.

10. Собака очень добрая и ласковая.

Ответ:

1. Пироги — главное украшение праздничного стола.

2. Снегурочка — внучка Деда Мороза.

3. Петербург находится на северо-западе нашей страны.

4. Коля — настоящий друг.

5. Он архитектор.

6. Обь — река сильная, могучая.

7. Маша — говорунья и хохотушка.

8. Она весёлая и храбрая.

9. Дождь — помеха для долгой прогулки.

10. Собака очень добрая и ласковая.