Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020
Синтаксис, пунктуация
Главные и второстепенные члены предложения
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены.
Прилетели гр_чи. Распевают они песни гре_тся на солнышке. Вместе с полой в_дой покажут(?)ся косяки перелётных птиц. От тёплого юга до моря послышат(?)ся их в_сёлые г_лоса.
Над п_лями и л_сами над ш_рокими р_ками и голубыми озёрами л_тят птицы.
Высоко в небе прол_тают прекрас(?)ные лебеди. На реках и озёрах отдыхают и кормят(?)ся дикие утки. Выйди на бер_г реки послушай жаворонка! Чуткое ухо услышит свист крыльев и далёкие птич(?)и г_л_са.
(По И. Соколову-Микитову)
Ответ:
Прилетели(ск. гл) грачи(п. сущ.). Распевают(ск. гл.) они(п. мест.) песни, греются на солнышке. Вместе с полой водой покажутся(ск. гл.) косяки(п. сущ.) перелётных птиц. От тёплого юга до моря послышатся(ск. гл.) их весёлые голоса(п. сущ.).
Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озёрами летят(ск. сущ.) птицы(п. сущ.).
Высоко в небе пролетают(ск. гл.) прекрасные лебеди(п. сущ.). На реках и озёрах отдыхают(ск. гл.) и кормятся(ск. гл.) дикие утки( п. сущ.). Выйди(ск. гл.) на берег реки, послушай(ск. гл.) жаворонка! Чуткое ухо(п. сущ.) услышит(ск. гл.) свист крыльев и далёкие птичьи голоса.
Спишите последнее предложение, подчеркните в нём определения. Укажите, на какой вопрос они отвечают, к какому слову относятся.
Ответ:
Чуткое(какое) ← ухо услышит свист крыльев и далёкие(какие) птичьи(какие) ← голоса.
Подчеркните дополнения, укажите падеж имён существительных.
Ответ:
Прилетели грачи. Распевают они песни, греются на солнышке. Вместе с полой водой покажутся косяки перелётных птиц. От тёплого юга до моря послышатся их весёлые голоса.
Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озёрами летят птицы.
Высоко в небе пролетают прекрасные лебеди. На реках и озёрах отдыхают и кормятся дикие утки. Выйди на берег реки, послушай жаворонка! Чуткое ухо услышит свист крыльев и далёкие птичьи голоса.
Укажите, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое выделенное слово. Подчеркните выделенные слова как члены предложения.
Ответ:
Высоко(з)(обстоят.) в небе(г), на реках(з) и озёрах(з)(обст.) отдыхают(г)
Найдите нераспространённое предложение и распространите его. Запишите получившееся предложение и разберите его по членам.
Ответ:
Утром(обст. вр.) прилетели(ск) гр_чи(п).
Выпишите побудительное предложение.
Ответ:
Выйди на берег реки, послушай жаворонка!
2. Выполните синтаксический разбор предложения.
Увидела она юношу и ласково ему улыбнулась.
Ответ:
Увидела(ск) она(п) юношу(доп) и ласково(обст. обр. д.) ему(м.) улыбнулась(ск). (повест., невоскл, простое, распр., осл. однор. ск.)
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены.
Стояла глубокая ноч(?). Из б_лот поднимался густой туман. Л_сная тиш(?) пугала и наст_раживала, напр_гала зрение. Луна стояла в вышине. Она светила ярко. В полосе света показался силуэт гиган(?)ской ели, а в отдалении появилась колонна чудесных б_рёз. На фоне туч(?) р_совались ветки деревьев. Но вот т_шина леса нарушается. С ветк_ на ветку прыгают ночные птицы. Зверюшки шуршат в кустах. Лес оживает!
Ответ: Стояла(ск. гл.) глубокая ночь(п. сущ.). Из болот поднимался(ск. гл.) густой туман(п. сущ.). Лесная тишина(п. сущ.) пугала( ск. гл.) и настораживала(ск. гл.), напрягала(ск. гл.) зрение. Луна(п. сущ.) стояла(ск. гл.) в вышине. Она(п. м.) светила(ск. гл.) ярко. В полосе света показался(ск. гл.) силуэт(п. сущ.) гигантской ели, а в отдалении появилась(ск. гл.) колонна( п. сущ.) чудесных берёз. На фоне туч рисовались(ск. гл.) ветки(п. сущ.) деревьев. Но вот тишина(п. сущ.) леса нарушается(ск. гл.). С ветки на ветку прыгают(ск. гл.) ночные птицы(п. сущ.). Зверюшки(п. сущ.) шуршат(ск. гл.) в кустах. Лес(п. сущ.) оживает(ск. гл.)!
(По В. Катаеву)
Ответ:
Стояла(ск. гл.) глубокая ночь(п. сущ.). Из болот поднимался(ск. гл.) густой туман(п. сущ.). Лесная тишь(п. сущ.) пугала(ск. гл.) и настораживала, напрягала(ск. гл.) зрение. Луна(п. сущ.) стояла(ск. гл.) в вышине. Она(п. м.) светила(ск. гл.) ярко. В полосе света показался(ск. гл.) силуэт(п. сущ.) гигантской ели, а в отдалении появилась(ск. гл.) колонна(п. сущ.) чудесных берёз. На фоне туч рисовались(ск. гл.) ветки(п. сущ.) деревьев. Но вот тишина(п. сущ.) леса нарушается(ск. гл.). С ветки на ветку прыгают(ск. гл.) ночные птицы(п. сущ.). Зверюшки(п. сущ.) шуршат(ск. гл.) в кустах. Лес(п. сущ.) оживает(ск. гл.)!
Спишите первое и второе предложения. Подчеркните в них определения. Укажите, на какой вопрос отвечают определения, к какому слову относятся.
Ответ:
Стояла глубокая(какая) ← ночь. Из болот поднимался густой(какой) ← туман.
Укажите, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое выделенное слово. Подчеркните выделенные слова как члены предложения.
Ответ:
Стояла → (где)в вышине(обст.), светила → (как)ярко(допол.)
Найдите в выделенных предложениях дополнения, подчеркните их как члены предложения, укажите падеж имён существительных.
Ответ:
На фоне(п. п.) туч(р. п.)(обстоят.) рисовались ветки(в. п.) деревьев(р. п.). (обстоят.)
Найдите нераспространённое предложение и распространите его. Запишите получившееся предложение и разберите его по членам.
Ответ:
Дремучий(опр.) лес(п.) оживает(ск.)!
Выпишите сложное предложение, составьте его схему.
Ответ:
В полосе света показался силуэт гигантской ели, а в отдалении появилась колонна чудесных берёз.
Выпишите восклицательное предложение.
Ответ:
Лес оживает!
2. Выполните синтаксический разбор предложения.
Долго рассказывала она принцу свою историю.
Ответ:
Долго(обст. обр. д.) рассказывала(ск) она(п) принцу свою(опр) историю(доп). (повест., невоскл., простое., распр., не осл.)