Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020
Синтаксис, пунктуация
Словосочетание. Предложение
Вариант 1
1. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.
Ответьте на вопрос, замечательный день, трудный диктант, быстро бегать, говорить о литературе.
Ответ:
Ответьте(г) на вопрос(з), замечательный(з) день(г), трудный(з) диктант(г), быстро(з) бегать(г), говорить(г) о литературе(з).
2. Дайте характеристику предложениям по цели выказывания.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей? (...)
Веретёнце, не ленись; (...)
Пряжа тонкая, не рвись... (...)
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас (...)
Что ж явилося очам
Сына царского? (...)
Расскажи про этот бор
Мне, старинушка честной! (...)
(В. А. Жуковский)
Ответ:
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей? (вопросительное)
Веретёнце, не ленись; (побудительное)
Пряжа тонкая, не рвись... (побудительное)
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас (повествовательное)
Что ж явилося очам
Сына царского? (вопросительное)
Расскажи про этот бор
Мне, старинушка честной! (побудительное)
3. Выпишите из упражнения 2 словосочетания с выделенными словами. Обозначьте главное слово, укажите, какой частью речи оно выражено.
Ответ:
Пряжа(г) тонкая(з), явилося(г) очам(з).
4. Установите границы предложений. Подчеркните в них грамматическую основу. Составьте и запишите 2 — 3 предложения, побуждающих Славку помочь кораблику.
На каменной плите лежали многопудовые якоря синие корабли стояли неподвижно над ними привычно носились чайки волны шевелили у камней водоросли и громадные камни время от времени показывались над водой у самого дальнего камня Славка приметил белое пятнышко там бился на мелкой волне игрушечный кораблик яхточка попала в беду.
(По В. Крапивину)
Ответ:
На каменной плите лежали(ск) многопудовые якоря(п). Синие корабли(п) стояли(ск) неподвижно. Над ними привычно носились(ск) чайки(п). Волны(п) шевелили(ск) у камней водоросли, и громадные камни(п) время от времени показывались(ск) над водой. У самого дальнего камня, Славка(п) приметил(ск) белое пятнышко. Там бился(ск) на мелкой волне игрушечный кораблик(п). Яхточка(п) попала(ск) в беду.
Вариант 2
1. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.
Чудесный пейзаж, читай книгу, ответственная работа, громко говорит, думать о будущем.
Ответ:
Чудесный(з) пейзаж(г), читай(г) книгу(з), ответственная(з) работа(г), громко(з) говорит(г), думать(г) о будущем(з).
2. Дайте характеристику предложениям по цели выказывания.
Мой одноклассник! Тебя интересует, отчего происходит крушение поезда? (...) Тебя волнует, виновен ли Денис, почему его отослали в тюрьму? (...) Ты хочешь узнать, откуда и для чего Денис Григорьев отвинчивал гайку? (...) К чему ведёт это отвинчивание? (...) Прочитай рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». (...). Ты найдёшь его в учебнике литературы для 7 класса под редакцией В. Я. Коровиной (...).
(По О. Постригань)
Ответ:
Мой одноклассник! Тебя интересует, отчего происходит крушение поезда? (вопросительное) Тебя волнует, виновен ли Денис, почему его отослали в тюрьму? (вопросительное) Ты хочешь узнать, откуда и для чего Денис Григорьев отвинчивал гайку? (вопросительное) К чему ведёт это отвинчивание? (вопросительное) Прочитай рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». (побудительное). Ты найдёшь его в учебнике литературы для 7 класса под редакцией В. Я. Коровиной (повествовательное).
3. Выпишите из упражнения 2 словосочетания с выделенными словами. Обозначьте главное слово, укажите, какой частью речи оно выражено.
Ответ:
Отвинчивал (г) гайку(з), в учебнике(г) литературы(з)
4. Установите границы предложений. Подчеркните в них грамматическую основу. Продолжите повествование несколькими предложениями. Составьте и запишите 2 — 3 предложения, побуждающих ребят быть внимательнее в пути.
Стёпка сбегал в сарай и принёс оттуда большой мешок из-под муки в этот мешок мы стали собирать вещи для далёких путешествий на другой день наши родители уехали в город а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё вот тогда-то мы и покинули нашу деревню Пески мы пошли по дороге через лес впереди бежала Стёпкина собачка Тузик за ней шли Стёпка и Лёля.
(М. Зощенко)
Ответ:
Стёпка(п) сбегал(ск) в сарай и принёс(ск) оттуда большой мешок из-под муки. В этот мешок мы(п) стали собирать(ск) вещи для далёких путешествий. На другой день наши родители(п) уехали(ск) в город, а Стёпкина мать(п) ушла(ск) на речку полоскать бельё. Вот тогда-то мы(п) и покинули(ск) нашу деревню Пески. Мы(п) пошли(ск) по дороге через лес. Впереди бежала(ск) Стёпкина собачка(п) Тузик, за ней шли(ск) Стёпка(п) и Лёля(п).