Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020
Фонетика. Орфоэпия
Лексика
Вариант 1
1. О каком месяце говорится в отрывке из стихотворения А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»? Составьте и запишите предложения со словом месяц в разных значениях. Выполните фонетический разбор этого слова.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлён, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Ответ:
О месяце, который мы видим в небе.
Ученик не ходил в школу целый месяц. Месяц повис в небе. Малышу всего один месяц.
Ме́сяц — [м´эс´иц]
В слове 2 слога
м — [м´] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный
с — [с´] — согласный, парный глухой, парный мягкий
я — [и] — гласный, безударный
ц — [ц] — согласный, непарный глухой, непарный твердый
В слове 5 букв, 5 звуков
2. Выпишите из предложений слово со значением «металлическая пластина с рыболовным крючком».
Крымов продел леску сквозь кольца и привязал к ней любимую свою блесну — серебряную, с красным пером. Опять ударила щука, и тотчас возле берега испуганно сверкнула плотвичка.
(По Ю. Казакову)
Ответ:
Металлическая пластина с рыболовным крючком — это блесна.
3. Подчеркните в стихотворении омонимы.
В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, —
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
(Б. Гольдберг)
Ответ:
В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, —
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
Коса — суши полоса
Коса — заплетенные у девушки волосы
Коса — сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия.
4. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и подчеркните в пословицах антонимы.
1) Бог дал р_дню, а чёрт вражду. 2) Умная ложь лучше глупой правды. 3) Сытый г_лодного, а богатый бедного (не)знает. 4) Ученье — свет, а неученье — тьма. 5) А(п,пп)етит от б_льного б_жит, а к зд_ровому катит_ся.
Ответ:
1) Бог дал родню, а чёрт вражду. 2) Умная ложь лучше глупой правды. 3) Сытый голодного, а богатый бедного не знает. 4) Ученье — свет, а неученье — тьма. 5) Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Вариант 2
1. О какой земле говорится в отрывке из стихотворения И. С. Тургенева «Весенний вечер»? Составьте и запишите предложения со словом земля в разных значениях. Выполните фонетический разбор этого слова.
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землёй;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой.
Ответ:
Скоро я поеду на родную землю. Планета Земля — третья по счету от солнца. Капитан корабля увидел в подзорную трубу землю.
Земля́ — [з´имл´а]
З — [з´] — согласный, парный звонкий, парный мягкий
е — [и] — гласный, безударный
м — [м] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твердый
л — [л´] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
я — [а] — гласный, ударный.
В слове 5 букв, 5 звуков.
2. Выпишите из предложений слово со значением «мельничный круг для размола зерна». Подчеркните в предложениях обстоятельства.
И жёрнов замолол. Полетели из-под него и караваи хлеба, и калитки, и пироги — столько всего, что на столе не умещается. Никогда в доме бедняка не было такой вкусной еды.
(По карельской сказке «Почему вода в море солёная?»)
Ответ:
Мельничный круг для размола зерна — это жернов.
3. Подчеркните в стихотворении омонимы.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички!
(Я. Козловский)
Ответ:
Норки — нора, норки — норка(животное), лисичка — лиса, лисички — грибы.
4. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните в пословицах антонимы.
1) Меньше г_вори, а больше делай. 2) Умный любит учиться, а дурак учить. 3) Грязное к чистому (не)пристанет. 4) Нет худа без д_бра. 5) На смелого с_бака тол_ко лает, а трусливого кусает.
Ответ:
1) Меньше говори, а больше делай. 2) Умный любит учиться, а дурак учить. 3) Грязное к чистому не пристанет. 4) Нет худа без добра. 5) На смелого собака только лает, а трусливого кусает.