Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020

Морфемика
Морфемный разбор слова

Вариант 1

1. Прочитайте отрывок из стихотворения С. А. Есенина. Укажите у выделенных слов число и падеж и подчеркните основу. Подберите однокоренные слова к слову борода и выделите в них корень.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Ответ:

Золотою лягушкой луна(п)

Распласталась(ск) на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина(п)

У отца пролилась(ск) в бороде.

Золотою лягушкой (ед. ч., Т. п.)

2. Разберите по составу слова.

Рыбак, рыбка, рыбина, рыбалка, рыбный, рыбёшка.

Ответ:

Рыбак (рыб — корень, ак — суффикс, нулевое окончание, рыбак — основа слова), рыбка (рыб — корень, к — суффикс, а — окончание, рыбк — основа слова), рыбина (рыб — корень, ин — суффикс, а — окончание, рыбин — основа слова), рыбалка (рыб — корень, а, л, к — суффиксы, а — окончание, рыбалк — основа слова), рыбный (рыб — корень, н — суффикс, ый — окончание, рыбн — основа слова), рыбёшка (рыб — корень, ёшк — суффикс, а — окончание, рыбёшк — основа слова).

3. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Выпишите слова, обозначающие род занятия людей, и разберите их по составу. Обозначьте существительные 2-го склонения.

И спросила Нина тихо:

— Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьёт?

Ну, конечно, не пилот!

Лётчик водит самолёты —

Это очень хорошо!

Повар делает компоты —

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны.

Ответ:

Портнихой (портн — корень, их — суффикс, ой — окончание, портних — основа слова), пилот (пилот — корень, нулевое окончание, пилот — основа слова), лётчик (лёт — корень, чик — суффикс, нулевое окончание, лётчик — основа слова), повар (по — приставка, вар — корень, нулевое окончание, повар — основа слова), доктор (доктор — корень, нулевое окончание, доктор — основа слова), учительница (уч — корень, и, тель, ниц — суффиксы, а — окончание, учительниц — основа слова).

Существительные 2-го склонения: пилот, лётчик, самолёты, повар, компоты, доктор.

4. Выделите в словах суффикс, с помощью которого образованы названия лиц по месту жительства. Составьте предложение с названием жителей своего города. Выделите в нём грамматическую основу.

В городе Москве живут москвичи, в городе Калуге — калужане, в Братске — братчане, в Барнауле — барнаульцы, в Киеве — киевляне.

Ответ:

Москвичи (суффикс — ич), калужане (суффикс — ан), братчане (суффикс — ан), киевляне (суффикс — ян).

Вариант 2

1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок». Укажите у выделенных слов число и падеж и подчеркните основу. Подберите однокоренные слова к слову листок и выделите в них корень.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот наконец докатился до Чёрного моря.

Ответ:

Родимой (ед. ч., Р. п.), бурей (ед. ч., И. п.), зноя (ед. ч., Р. п.).

Однокоренные слова к слову листок: безлиственный (корень лист), густолиственный (корень густ, лист), двулистный (корень дв, лист), листва (корень лист), листочек (корень лист), разнолистый (корень разн, лист), узколистный (корень укз, лист), широколиственный (корень шир, лист).

2. Разберите по составу слова.

Трубач, трубка, трубить, трубочист, трубный, трубочка.

Ответ:

Трубач (труб — корень, ач — суффикс, нулевое окончание, трубач — основа слова), трубка (труб — корень, к — суффикс, а — окончание, трубк — основа слова), трубить (труб — корень, и — суффикс, ть — окончание, труби — основа слова), трубочист (труб, чист — корни, о — соединит. гласная, нулевое окончание, трубочист — основа слова), трубный (труб — корень, н — суффикс, ый — окончание, трубн — основа слова), трубочка (труб — корень, оч, к — суффиксы, а — окончание, трубочк — основа слова).

3. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Орлова «Кому что снится?». Выпишите слова, обозначающие род занятия людей, и разберите их по составу. Обозначьте существительные 2-го склонения.

Юнгам снятся паруса,

А пилотам — небеса.

Снится лыжнику зима,

А строителю — дома.

Трактористу поле снится,

В поле — рыжая пшеница.

Солнце жаркое печёт,

Как река, зерно течёт...

Где-то замерла граница,

Над границей сон кружит.

Пограничнику не спится —

Он границу сторожит.

Ответ:

Юнгам (юнг — корень, ам — окончание, юнг — основа слова), пилотам (пилот — корень, ам — окончание, пилот — основа слова), лыжнику (лыж — корень, ник — суффикс, у — окончание, лыжник — основа слова), строителю (строи — корень, тел — суффикс, ю — окончание, строител — основа слова), трактористу (трактор — корень, ист — суффикс, у — окончание, тракторист — основа слова), пограничнику (по — приставка, гранич — корень, ник — суффикс, у — окончание, пограничник — основа слова).

Сущ. 2-го склонения: парус, пилот, лыжник, строитель, дом, тракторист, поле, солнце, зерно, сон, пограничнику.

4. Выделите в словах суффикс, с помощью которого образованы названия лиц по месту жительства. Составьте предложение с названием жителей своего города. Выделите в нём грамматическую основу.

В Варшаве живут варшавяне, в городе Анапе — анапчане, в Тамбове — тамбовчане, в Дублине — дублинцы, в Костроме костромичи.

Ответ:

Варшавяне (суффикс — ян), анапчане (суффикс — ан), тамбовчане (суффикс — ан), дублинцы (суффикс — инц), костромичи (суффикс — ич).