Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
Итоговый тест
Вариант 1
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
(будь) добрА
стОляр
на дОску
каучУк
цемЕнт
Ответ: столЯр
2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
схв_тил ф_гура
к_лени
в_лосипед
к_лендарь
Ответ: схватил
3. Определите ряд, в котором на месте пропусков в обоих словах в окончаниях пишется буква И. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
в зимн_е утро, выйд_шь в лес
прыгнул с ветк_, осенн_ми днями
в вид_ трубы, уход_шь в отпуск
деревья в ине_, над дальн_м лесом
обраща_т внимание, в этой жизн_
Ответ: с ветки, осенними
4. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Некоторое время Том (не)двигался (с)места.
Развязали Жилину руки, надели колодку и (по)вели (в) сарай.
Лодки (вы)тащили (на)берег.
Дятел сел на дерево и громко (за)барабанил и (за)стучал.
Змея подняла голову и (по)глядела (на)меня.
Ответ: не двигался, с места
5. Укажите номера двух строчек, в которых на месте пропусков во всех словах пишется мягкий знак.
1) надо решит_ся, с плеч_, терпиш_
2) дрож_, болел_щик, зон_тик
3) надо искупат____ _ся, воз_ми, картеч_
4) кувыркает_ся, камен_щик, берёш_
5) решил не драт_ся, в_юнок, стекол_щик
Ответ: 3, 5
6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья в воде плавали коряги.
2) По выражению их глаз по интонациям мальчик чувствовал что бойцы любят и жалеют его.
3) Но вот подул с юга тёплый ветерок и будто разгладил лица людей.
4) Дорога шла под гору и машина покатилась быстрей.
5) Гусята подрастали и радовали родительские сердца.
Ответ: 1, 4
7. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые при обращении.
Едем мы (1) бабушка (2) на реку Смородину. Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:
— Видал (3) ли (4) ты (5) чего?
— Нет (6) братцы (7) мимо меня и муха не пролетела.
Ответ: 1, 2, 6, 7
8. Найдите предложение, соответствующее схеме: А: «П?». (А — слова автора, П — прямая речь.) Поменяйте местами слова автора и прямую речь в найденном предложении. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Запишите получившееся предложение, расставьте знаки препинания, составьте его схему.
1) О чём же ты плачешь? спросил Кай Герду.
2) Милый мой Кай, наконец-то я тебя нашла! воскликнула Герда.
3) Герда спросила Куда же полетела Снежная королева?
Ответ:
«О чём же ты плачешь?» спросил Кай Герду.
«Милый мой Кай, наконец-то я тебя нашла!» — воскликнула Герда.
Герда спросила: «Куда же полетела Снежная королева?»
«Куда же полетела Снежная королева?» — спросила Герда.
Прочитайте текст и выполните задания 9 — 11.
(1) Большой глобус — слишком громоздкое приспособление, чтобы брать его с собой в дальнее странствие.
(2) В древности глобусам предпочитали плоские карты: на камнях, папирусе, пергаменте и на бумаге. (3) Часто на старинных картах рисовали очертания морей, суши, гор, лесов.
(4) Во времена развития мореплавания были распространены особые морские карты. (5) В этих картах применялся масштаб — точное соотношение размеров реальных объектов и их изображений на карте.
(Из детской энциклопедии)
9. Укажите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.
Ответ: 3
10. Найдите слово, которое соответствует лексическому значению: «Модель земного шара или другого небесного тела с его картографическим изображением». Выпишите это слово.
Ответ: глобус
11. Выпишите из предложений 1, 2 синонимы.
Ответ: большой, громоздкий
Вариант 2
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
докумЕнт
досУг
по алфАвиту
инструмЕнт
партЕр
Ответ: алфавИту
2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в_гон
трен_р
л_ловый
в_сели (на верёвке)
м_ршрут
Ответ: висели
3. Определите ряд, в котором на месте пропусков в обоих словах в окончаниях пишется буква е. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пахуч_ми цветами, выро_шь яму
в зелен_ лугов, в зимн_м саду
стро_шь дом, в густой хво_
в син_м небе, двин_шь стол
шёл по алле_, черт_шь карандашом
Ответ: синем, двинешь
4. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(Над)головами пассажиров (про)летел свёрнутый канат.
Ноги его (под)косились, кровь жарко прилила (к)лицу. (под)ногами шелестит листва, иногда тонко (про)свистит рябчик.
Собака (не)обратила (на)меня никакого внимания. Большой полосатый мяч (по)катился (по)дороге.
Ответ: не обратила, на меня
5. Укажите номера двух строчек, в которых на месте пропусков во всех словах пишется мягкий знак.
1) воз_ня, решил вернут_ся, с плеч_
2) солов_иный, тиш_, надо занимат_ся
3) мощ_, стал поднимат_ся, бол_ше
4) руч_ка, подбирает_ся, печ_
5) реч_ной, сургуч_, в_юга
Ответ: 2, 3
6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) А уже дальше пошли дачи сады огороды.
2) Снежные хлопья всё росли и обратились в больших белых куриц.
3) Под акациями стояли железные кровати полосатые матрацы и кухонные табуретки.
4) Гаврик толкнул ногой калитку и друзья полезли в сухой палисадник.
5) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали на скатерть.
Ответ: 3, 4
7. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые при обращении.
Говорит чудо-юдо шестиголовое: «Что (1) ты (2) мой конь (3) споткнулся? Отчего ты (4) чёрный ворон (5) встрепенулся? Или (6) вы (7) чуете, что Иван — крестьянский сын здесь?»
Ответ: 2, 3, 4, 5
8. Найдите предложение, соответствующее схеме: «П?» — а. (П — прямая речь, а — слова автора.) Поменяйте местами слова автора и прямую речь в найденном предложении. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Запишите получившееся предложение, расставьте знаки препинания, составьте его схему.
1) Снежная королева спросила Кая Всё ещё мёрзнешь?
2) Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками! крикнул Кай Герде в самое ухо.
3) Кто ты и как сюда попала? спросила старушка.
Ответ:
Снежная королева спросила Кая: «Всё ещё мёрзнешь?» «Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками!» — крикнул Кай Герде в самое ухо.
«Кто ты и как сюда попала?» — спросила старушка.
Старушка спросила: «Кто ты и как сюда попала?»
Прочитайте текст и выполните задания 9 — 11.
(1) Среди минералов особое место занимают драгоценные минералы — самоцветы. (2) К ним относятся аметист, аквамарин, алмаз, рубин и другие.
(3) У драгоценного камня три главных качества: красота, долговечность и редкость. (4) Многие особо ценные самоцветы имеют собственную историю и имена.
(5) Люди издавна приписывали драгоценным камням таинственные свойства и даже создали особый календарь самоцветов.
(Из детской энциклопедии)
9. Укажите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.
Ответ: 3
10. Найдите слово, которое соответствует лексическому значению: «Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, находящие применение в качестве ювелирного и поделочного сырья». Выпишите это слово.
Ответ: самоцветы
11. Выпишите из предложений 3 — 5 синонимы.
Ответ: драгоценные, ценные