Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019

Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика

Вариант 1

1. Укажите номера строк, в которых оба слова являются однокоренными.

1) песок, песка 

2) облака, облачность

3) позвал, позвали

4) звал, назвал

5) облачный, облачные

Ответ: 2, 4

2. Прочитайте предложение. Выпишите слово с нулевым окончанием.

В полдень облака стремительно рвались вверх и на глазах исчезали где-то за границами неба.

Ответ: полдень

3. Определите ряд, в котором в обоих словах в корне пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

флаг разе_вается, ребёнок разв_вается

посп_ши на прогулку, сп_ши с доски

под_ил корову, под_ёт ужин

сл_зай с дерева, сл_зать сметану

т_мнота в доме, зат_мнить шторами

Ответ: темнота, затемнить

4. Определите ряд, в котором в обоих словах есть суффиксы. Выпишите эти слова, обозначив суффиксы.

корень, деревенька

скамья, площадь

юбочка, футболист

прутья, синий

зелёный, полоса

Ответ: юбочка, футболист

5. Выпишите слово, в котором есть приставка под-.

подать

поделить

подчеркнуть

подавить

подарить

Ответ: подчеркнуть

6. Прочитайте предложение. Среди выделенных слов найдите такие, в которых есть приставки. Выпишите эти слова, раскройте скобки.

Палатку надо (на)тягивать так, чтобы она гудела, как барабан, потом её надо (о)копать, чтобы (во)время дождя вода текла (в)канавы (по)бокам палатки и (не)(под)мочила пол.

Ответ: натягивать, окопать, подмочила

7. Прочитайте предложение. Выпишите слово, в котором в морфеме отсутствует гласная е или о, т.е. чередуется с нулём звука. Докажите. Как называются такие гласные? Запишите ответ.

Целую ночь болото дышало запахом мокрого мха, коры, чёрных коряг.

Ответ: мха — мох, беглые гласные

Вариант 2

1. Укажите номера строк, в которых оба слова являются однокоренными.

1) колесо, колесом

2) красный, красные

3) шёл, пришёл

4) ушёл, ушли

5) красненький, покраснел

Ответ: 3, 5

2. Прочитайте предложение. Выпишите слово с нулевым окончанием.

Серая рябь пошла по реке, бесшумные молнии стремительно и сильно били в луга.

Ответ: рябь

3. Определите ряд, в котором в обоих словах в корне пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под_ю руку, д_ю козу

д_ёшь ответ, зад_вать урок

разе_вается на ветру, растение разв_вается

сп_шу на встречу с другом, сп_шу с учебника

пол_зай наверх, сл_жи сливки

Ответ: даёшь, задавать

4. Определите ряд, в котором в обоих словах есть суффиксы. Выпишите эти слова, обозначив суффиксы, заборчик, весёлый темноватый, банщик

солнце, дорожный

задача, бараний

конфета, собачий

Ответ: темноватый, банщик

5. Выпишите слово, в котором есть приставка над-,

надавить

надумать

надышать

надписать

надомный

Ответ: надписать

6. Прочитайте предложение. Среди выделенных слов найдите такие, в которых есть приставки. Выпишите эти слова, раскройте скобки.

(По)берегам уже (за)цвела желтоватыми кистями таволга, цветы её пахли мимозой, (до)нести их (до)дому, особенно в ветреную погоду, (не)было возможности, но я всё-таки (с)резал ветку.

Ответ: зацвела, донести, срезал

7. Прочитайте предложение. Выпишите слово, в котором в морфеме отсутствует гласная е или о, т. е. чередуется с нулём звука. Докажите. Как называются такие гласные? Запишите ответ.

Какой-то звон слышался в лесах — звучание вечера, догоревшего дня.

Ответ: дня — день, беглые гласные