Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика
Вариант 1
1. Укажите номера строк, в которых оба слова являются однокоренными.
1) песок, песка
2) облака, облачность
3) позвал, позвали
4) звал, назвал
5) облачный, облачные
Ответ: 2, 4
2. Прочитайте предложение. Выпишите слово с нулевым окончанием.
В полдень облака стремительно рвались вверх и на глазах исчезали где-то за границами неба.
Ответ: полдень
3. Определите ряд, в котором в обоих словах в корне пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
флаг разе_вается, ребёнок разв_вается
посп_ши на прогулку, сп_ши с доски
под_ил корову, под_ёт ужин
сл_зай с дерева, сл_зать сметану
т_мнота в доме, зат_мнить шторами
Ответ: темнота, затемнить
4. Определите ряд, в котором в обоих словах есть суффиксы. Выпишите эти слова, обозначив суффиксы.
корень, деревенька
скамья, площадь
юбочка, футболист
прутья, синий
зелёный, полоса
Ответ: юбочка, футболист
5. Выпишите слово, в котором есть приставка под-.
подать
поделить
подчеркнуть
подавить
подарить
Ответ: подчеркнуть
6. Прочитайте предложение. Среди выделенных слов найдите такие, в которых есть приставки. Выпишите эти слова, раскройте скобки.
Палатку надо (на)тягивать так, чтобы она гудела, как барабан, потом её надо (о)копать, чтобы (во)время дождя вода текла (в)канавы (по)бокам палатки и (не)(под)мочила пол.
Ответ: натягивать, окопать, подмочила
7. Прочитайте предложение. Выпишите слово, в котором в морфеме отсутствует гласная е или о, т.е. чередуется с нулём звука. Докажите. Как называются такие гласные? Запишите ответ.
Целую ночь болото дышало запахом мокрого мха, коры, чёрных коряг.
Ответ: мха — мох, беглые гласные
Вариант 2
1. Укажите номера строк, в которых оба слова являются однокоренными.
1) колесо, колесом
2) красный, красные
3) шёл, пришёл
4) ушёл, ушли
5) красненький, покраснел
Ответ: 3, 5
2. Прочитайте предложение. Выпишите слово с нулевым окончанием.
Серая рябь пошла по реке, бесшумные молнии стремительно и сильно били в луга.
Ответ: рябь
3. Определите ряд, в котором в обоих словах в корне пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
под_ю руку, д_ю козу
д_ёшь ответ, зад_вать урок
разе_вается на ветру, растение разв_вается
сп_шу на встречу с другом, сп_шу с учебника
пол_зай наверх, сл_жи сливки
Ответ: даёшь, задавать
4. Определите ряд, в котором в обоих словах есть суффиксы. Выпишите эти слова, обозначив суффиксы, заборчик, весёлый темноватый, банщик
солнце, дорожный
задача, бараний
конфета, собачий
Ответ: темноватый, банщик
5. Выпишите слово, в котором есть приставка над-,
надавить
надумать
надышать
надписать
надомный
Ответ: надписать
6. Прочитайте предложение. Среди выделенных слов найдите такие, в которых есть приставки. Выпишите эти слова, раскройте скобки.
(По)берегам уже (за)цвела желтоватыми кистями таволга, цветы её пахли мимозой, (до)нести их (до)дому, особенно в ветреную погоду, (не)было возможности, но я всё-таки (с)резал ветку.
Ответ: зацвела, донести, срезал
7. Прочитайте предложение. Выпишите слово, в котором в морфеме отсутствует гласная е или о, т. е. чередуется с нулём звука. Докажите. Как называются такие гласные? Запишите ответ.
Какой-то звон слышался в лесах — звучание вечера, догоревшего дня.
Ответ: дня — день, беглые гласные