Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019

Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол. НЕ с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание мягкого знака после шипящих. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Виды глагола

Вариант 1

1. Определите глагол, с которым частица не пишется раздельно. Выпишите это слово, раскрыв скобки.

(не)был

(не)домогать

(не)взлюбить

(не)волить

(не)здоровиться

Ответ: не был

2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Выпишите эти слова, раскройте скобки.

Герда ужасно (ис)пугалась и принялась плакать, но никто (не)слышал её криков.

Волны гремели и (не)истовствовали, а (над)ними в ужасе метались чайки.

Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы (не)дать воде (за)мёрзнуть совсем.

Собака (не)заметила, что крупа сыпалась (за)нею по всей дороге.

Когда Герда согрелась, поела и (по)пила, лапландка (на) писала пару слов на сушёной треске.

Ответ: не заметила, за нею

3. Определите ряд, в котором у обоих глаголов нельзя определить время, число, лицо. Выпишите эти слова.

дышишь, замирает

послушай, обучить

крутить, хлопнул

зазеленели, лечишь

плескать, нести

Ответ: плескать, нести

4. Определите ряд, в котором после Ч в обоих словах на месте пропусков пишется Ь. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

шипуч_, ключ_

теч_, узкоплеч_

истолоч_, привлеч_

тягуч_, с круч_

жеч_, сыч_

Ответ: истолочь, привлечь

5. Определите ряд, в котором в обоих словах на месте пропусков пишется Ь. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

свеж_, хвощ_

брош_, нет афиш_

добывает_, возле чащ_

острич_, пишеш_

овощ_, отсеч_

Ответ: остричь, пишешь

6. Найдите среди выделенных глаголов такие, в которых на месте пропуска не пишется Ь. Выпишите эти слова.

На реке надо всегда прислушиват_ся ко всем звукам.

В этот вечер ему не хотелось остават_ся одному.

Ещё в поезде лейтенант Петров высчитал, что у отца ему придёт_ся пробыть не больше суток.

Вдоль полотна железной дороги тянет_ся решётчатая ограда.

Добрат_ся до самой красивой бухты было трудно.

Ответ: придётся, тянется

7. Прочитайте текст и выпишите глаголы совершенного вида.

Рябчики выпорхнули и расселись по ёлкам и берёзкам, маленькие — с воробья, а уже отлично летают. Мать их близко сидит на берёзе, очень сдержанно и глухо напоминает о себе, и когда издаёт звук, хвостик у неё покачивается.

(По М. Пришвину)

Ответ: выпорхнули, расселись

Вариант 2

1. Определите глагол, с которым частица НЕ пишется раздельно. Выпишите это слово, раскрыв скобки.

(не)доумевать 

(не)навидеть

(не)истовствовать

(не)сдобровать

(не)стал

Ответ: не стал

2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Выпишите эти слова, раскройте скобки.

Солнце так славно грело, и ласточка спросила, (не)хочет ли девочка отправиться вместе (с)ней.

Весь день Петьке (не)здоровилось, и он (не)смог пойти на пустырь, где обычно играл в футбол с друзьями.

Звёздная ночь (про)ходила (над)землёй, роняя холодные искры.

(За)цветёт рябина, и кончится весна, а когда рябина (по) краснеет, кончится лето.

Заметив, что пароход (не)остановился, матрос немного успокоился и (при)шёл в себя.

Ответ: не хочет, с ней

3. Определите ряд, в котором у обоих глаголов нельзя определить время, число, лицо. Выпишите эти слова.

сеять, вяжет 

скрыть, перевалился

отдалять, редеть

вязнешь, прослушал

борешься, вычеркни

Ответ: отдалять, редеть

4. Определите ряд, в котором после Ч в обоих словах на месте пропусков пишется мягкий знак. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

трюкач_, мелоч_

привлеч_, отсеч_

нет передач_, прилеч_

прибереч_, сородич_

тянуч_, береч_

Ответ: отсечь, привлечь

5. Определите ряд, в котором в обоих словах на месте пропусков после шипящей пишется мягкий знак. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

суш_, гусёныш_

достич_, сбываеш_

развлеч_, нет галош_

карандаш_, хитрющ_

похож_, прижеч_

Ответ: достичь, сбываешь

6. Найдите среди выделенных глаголов такие, в которых на месте пропуска не пишется Ь. Выпишите эти слова.

В голубоватом тумане чудит_ся город.

В августе дед пошёл охотит_ся на северный берег озера.

Городок начинал ему даже нравит_ся, особенно когда пришла зима и завалила его.

Эти дворики круто обрывают_ся к береговым скалам.

Неужели я опять буду умыват_ся с дороги нашей колодезной водой из кувшина?

Ответ: чудится, обрываются

7. Прочитайте текст и выпишите глаголы несовершенного вида.

К обеду поднялся сильный ветер, и стволы деревьев стучали друг о друга. Вечером началась довольно сильная гроза. Моя собака Лада от страха забралась ко мне под кровать. Она вовсе обезумела, и это продолжалось у неё всю ночь, хотя гроза уже прошла.

(По М. Пришвину)

Ответ: стучали, продолжалось