Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019
Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол. НЕ с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание мягкого знака после шипящих. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Виды глагола
Вариант 1
1. Определите глагол, с которым частица не пишется раздельно. Выпишите это слово, раскрыв скобки.
(не)был
(не)домогать
(не)взлюбить
(не)волить
(не)здоровиться
Ответ: не был
2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Выпишите эти слова, раскройте скобки.
Герда ужасно (ис)пугалась и принялась плакать, но никто (не)слышал её криков.
Волны гремели и (не)истовствовали, а (над)ними в ужасе метались чайки.
Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы (не)дать воде (за)мёрзнуть совсем.
Собака (не)заметила, что крупа сыпалась (за)нею по всей дороге.
Когда Герда согрелась, поела и (по)пила, лапландка (на) писала пару слов на сушёной треске.
Ответ: не заметила, за нею
3. Определите ряд, в котором у обоих глаголов нельзя определить время, число, лицо. Выпишите эти слова.
дышишь, замирает
послушай, обучить
крутить, хлопнул
зазеленели, лечишь
плескать, нести
Ответ: плескать, нести
4. Определите ряд, в котором после Ч в обоих словах на месте пропусков пишется Ь. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
шипуч_, ключ_
теч_, узкоплеч_
истолоч_, привлеч_
тягуч_, с круч_
жеч_, сыч_
Ответ: истолочь, привлечь
5. Определите ряд, в котором в обоих словах на месте пропусков пишется Ь. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
свеж_, хвощ_
брош_, нет афиш_
добывает_, возле чащ_
острич_, пишеш_
овощ_, отсеч_
Ответ: остричь, пишешь
6. Найдите среди выделенных глаголов такие, в которых на месте пропуска не пишется Ь. Выпишите эти слова.
На реке надо всегда прислушиват_ся ко всем звукам.
В этот вечер ему не хотелось остават_ся одному.
Ещё в поезде лейтенант Петров высчитал, что у отца ему придёт_ся пробыть не больше суток.
Вдоль полотна железной дороги тянет_ся решётчатая ограда.
Добрат_ся до самой красивой бухты было трудно.
Ответ: придётся, тянется
7. Прочитайте текст и выпишите глаголы совершенного вида.
Рябчики выпорхнули и расселись по ёлкам и берёзкам, маленькие — с воробья, а уже отлично летают. Мать их близко сидит на берёзе, очень сдержанно и глухо напоминает о себе, и когда издаёт звук, хвостик у неё покачивается.
(По М. Пришвину)
Ответ: выпорхнули, расселись
Вариант 2
1. Определите глагол, с которым частица НЕ пишется раздельно. Выпишите это слово, раскрыв скобки.
(не)доумевать
(не)навидеть
(не)истовствовать
(не)сдобровать
(не)стал
Ответ: не стал
2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Выпишите эти слова, раскройте скобки.
Солнце так славно грело, и ласточка спросила, (не)хочет ли девочка отправиться вместе (с)ней.
Весь день Петьке (не)здоровилось, и он (не)смог пойти на пустырь, где обычно играл в футбол с друзьями.
Звёздная ночь (про)ходила (над)землёй, роняя холодные искры.
(За)цветёт рябина, и кончится весна, а когда рябина (по) краснеет, кончится лето.
Заметив, что пароход (не)остановился, матрос немного успокоился и (при)шёл в себя.
Ответ: не хочет, с ней
3. Определите ряд, в котором у обоих глаголов нельзя определить время, число, лицо. Выпишите эти слова.
сеять, вяжет
скрыть, перевалился
отдалять, редеть
вязнешь, прослушал
борешься, вычеркни
Ответ: отдалять, редеть
4. Определите ряд, в котором после Ч в обоих словах на месте пропусков пишется мягкий знак. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
трюкач_, мелоч_
привлеч_, отсеч_
нет передач_, прилеч_
прибереч_, сородич_
тянуч_, береч_
Ответ: отсечь, привлечь
5. Определите ряд, в котором в обоих словах на месте пропусков после шипящей пишется мягкий знак. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
суш_, гусёныш_
достич_, сбываеш_
развлеч_, нет галош_
карандаш_, хитрющ_
похож_, прижеч_
Ответ: достичь, сбываешь
6. Найдите среди выделенных глаголов такие, в которых на месте пропуска не пишется Ь. Выпишите эти слова.
В голубоватом тумане чудит_ся город.
В августе дед пошёл охотит_ся на северный берег озера.
Городок начинал ему даже нравит_ся, особенно когда пришла зима и завалила его.
Эти дворики круто обрывают_ся к береговым скалам.
Неужели я опять буду умыват_ся с дороги нашей колодезной водой из кувшина?
Ответ: чудится, обрываются
7. Прочитайте текст и выпишите глаголы несовершенного вида.
К обеду поднялся сильный ветер, и стволы деревьев стучали друг о друга. Вечером началась довольно сильная гроза. Моя собака Лада от страха забралась ко мне под кровать. Она вовсе обезумела, и это продолжалось у неё всю ночь, хотя гроза уже прошла.
(По М. Пришвину)
Ответ: стучали, продолжалось