Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019

Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол. Культура речи. Буквы Е - И в корнях с чередованием. Правописание гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Безударные личные окончания

Вариант 1

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. пОнял

облегчИт

нАчались 

углубИт

звонИшь

Ответ: началИсь

2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква Е. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

уп_реться, бл_стать

выж_гать, ст_лить

отт_рать, выд_рнуть

проб_рёшься, нат_реть

заст_лать, зам_рает

Ответ: проберёшься, натереть

3. Прочитайте предложения. Среди выделенных слов найдите такое, правописание которого соответствует правилу «В корнях с чередованием е — и пишется буква И, если после корня стоит суффикс -а-.» Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Там, за деревьями, ему всё время м_рещились какие-то тени.

Было тихо, дым весь пал в лощину и всё заст_лил.

Охотники зам_рли в ожидании, что вот-вот выбежит заяц из частого ельника.

Необыкновенно красивое море привлекало ещё и своим б_рюзовым цветом.

Глухарь проб_рался сквозь чащу и шумел как медведь.

Ответ: пробирался

4. Определите ряд, в котором в обоих глаголах прошедшего времени перед суффиксом -Л- пропущена буква И. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ве_л, увид_л

обшар_л, окле_л

зала_л, нянч_л

хмур_л, наде_лся

услыш_л, опеш_л

Ответ: обшарил, оклеил

5. Определите ряд, в котором в обоих глаголах в окончании пропущена буква И. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

стел_шь, заточ_т

терп_шь, слабе_т

высп_шься, скорч_шься

возникн_шь, исчезн_шь

засе_т, обуч_шь

Ответ: выспишься, скорчишься

6. Прочитайте предложения. Найдите среди выделенных слов глаголы настоящего времени, множественного числа. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Моя Лада люб_т набирать гороху и жевать, а горох с обеих сторон сыпл_тся.

Тут, в лесу, человеку хорошо дума_тся, хорошо дыш_тся.

Широкие тени ход_т по равнине, как облака по небу.

Штормовой ветер гон_т на море крупную зыбь.

У осинки все листочки трепещ_т, будто боится она чего-то.

Ответ: ходят — 2 спр., трепещут — 1 спр.

7. Прочитайте текст. Выпишите глагол настоящего времени, поставьте его в неопределённую форму. Какая орфограмма в этом слове?

Новый приступ страха охватил матроса. Вот-вот разорвётся сердце, и он пойдёт ко дну. Он хотел крикнуть, но не мог. Казалось, кто-то сковал его зубы.

(По В. Катаеву)

Ответ: мог — мочь

Вариант 2

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в

постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

положИть 

создАл

повторИт 

упростИт

понялА

Ответ: сОздал

2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква Е. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

наст_лить, заж_гать

подп_реть, переб_рать

отп_рает, раст_реть

бл_снуть, заб_рёшь

отм_рать, отд_рёт

Ответ: блеснуть, заберёшь

3. Прочитайте предложения. Среди выделенных слов найдите такое, правописание которого соответствует правилу: «В корнях с чередованием е-и пишется буква И, если после корня стоит суффикс -а-» Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Услышав этот странный звук, мальчики остановились и словно зад_ревенели от страха.

Василий первым сделал шаг к прим_рению.

Для птенцов надо очень много пищи соб_рать.

Против ветра, солнца, как пушинки, летели пчёлы, не разб_рёшь даже — пух или пчела.

Во мгле ревели сиренами и тускло бл_стели мокрыми палубами пароходы.

Ответ: собирать

4. Определите ряд, в котором в обоих глаголах перед суффиксом -Л- пропущена буква Е. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

раста_л, выклянч_л

та_л, леле_л

ненавид_л, обид_л

расквас_л, подмет_л

завис_л, посе_л

Ответ: ненавидел, обидел

5. Определите ряд, в котором в обоих глаголах в окончании пропущена буква Е. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бре_шься, увид_шь

выпиш_шь, кол_т

вяж_шь, слыш_шь

робе_шь, скорч_шь

кле_т, смоч_т

Ответ: выпишешь, колет

6. Прочитайте предложения. Найдите среди выделенных слов глаголы настоящего времени, множественного числа. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Ветер поднима_т пыль на дорожках тёмного сада, и с деревьев сыпл_тся листья.

Оттого лес называ_тся тёмным, что солнце смотр_т в него, как в оконце.

Вот прилетели тетерева и стали клевать горькие почки, а внизу вид_т они клюкву красную на белом снегу.

Принесёт дед с базара кусок войлока, выреж_т из него подошву, и опять валенки идут.

По седой зелени мокрого луга пиш_т узоры мой быстрый Ромка.

Ответ: сыплются — 1 спр., видят — 2 спр.

7. Прочитайте текст. Выпишите глагол прошедшего времени, единственного числа, поставьте его в неопределённую форму и запишите. Какая орфограмма в этом слове?

Дедушка вместе с Гавриком вытащили матроса из шаланды. Надо отвести его в хибарку. Кое-как они доплелись до хибарки.

Дедушка закладывает окошечко куском фанеры и плотно прикрывает дверь. Потом он неторопливо зажёг маленькую керосиновую лампочку. Теперь надо немного подождать.

(По В. Катаеву)

Ответ: зажёг — зажечь