Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019
Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол. Культура речи. Буквы Е - И в корнях с чередованием. Правописание гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Безударные личные окончания
Вариант 1
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. пОнял
облегчИт
нАчались
углубИт
звонИшь
Ответ: началИсь
2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква Е. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
уп_реться, бл_стать
выж_гать, ст_лить
отт_рать, выд_рнуть
проб_рёшься, нат_реть
заст_лать, зам_рает
Ответ: проберёшься, натереть
3. Прочитайте предложения. Среди выделенных слов найдите такое, правописание которого соответствует правилу «В корнях с чередованием е — и пишется буква И, если после корня стоит суффикс -а-.» Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Там, за деревьями, ему всё время м_рещились какие-то тени.
Было тихо, дым весь пал в лощину и всё заст_лил.
Охотники зам_рли в ожидании, что вот-вот выбежит заяц из частого ельника.
Необыкновенно красивое море привлекало ещё и своим б_рюзовым цветом.
Глухарь проб_рался сквозь чащу и шумел как медведь.
Ответ: пробирался
4. Определите ряд, в котором в обоих глаголах прошедшего времени перед суффиксом -Л- пропущена буква И. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ве_л, увид_л
обшар_л, окле_л
зала_л, нянч_л
хмур_л, наде_лся
услыш_л, опеш_л
Ответ: обшарил, оклеил
5. Определите ряд, в котором в обоих глаголах в окончании пропущена буква И. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
стел_шь, заточ_т
терп_шь, слабе_т
высп_шься, скорч_шься
возникн_шь, исчезн_шь
засе_т, обуч_шь
Ответ: выспишься, скорчишься
6. Прочитайте предложения. Найдите среди выделенных слов глаголы настоящего времени, множественного числа. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.
Моя Лада люб_т набирать гороху и жевать, а горох с обеих сторон сыпл_тся.
Тут, в лесу, человеку хорошо дума_тся, хорошо дыш_тся.
Широкие тени ход_т по равнине, как облака по небу.
Штормовой ветер гон_т на море крупную зыбь.
У осинки все листочки трепещ_т, будто боится она чего-то.
Ответ: ходят — 2 спр., трепещут — 1 спр.
7. Прочитайте текст. Выпишите глагол настоящего времени, поставьте его в неопределённую форму. Какая орфограмма в этом слове?
Новый приступ страха охватил матроса. Вот-вот разорвётся сердце, и он пойдёт ко дну. Он хотел крикнуть, но не мог. Казалось, кто-то сковал его зубы.
(По В. Катаеву)
Ответ: мог — мочь
Вариант 2
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в
постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
положИть
создАл
повторИт
упростИт
понялА
Ответ: сОздал
2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква Е. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
наст_лить, заж_гать
подп_реть, переб_рать
отп_рает, раст_реть
бл_снуть, заб_рёшь
отм_рать, отд_рёт
Ответ: блеснуть, заберёшь
3. Прочитайте предложения. Среди выделенных слов найдите такое, правописание которого соответствует правилу: «В корнях с чередованием е-и пишется буква И, если после корня стоит суффикс -а-» Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Услышав этот странный звук, мальчики остановились и словно зад_ревенели от страха.
Василий первым сделал шаг к прим_рению.
Для птенцов надо очень много пищи соб_рать.
Против ветра, солнца, как пушинки, летели пчёлы, не разб_рёшь даже — пух или пчела.
Во мгле ревели сиренами и тускло бл_стели мокрыми палубами пароходы.
Ответ: собирать
4. Определите ряд, в котором в обоих глаголах перед суффиксом -Л- пропущена буква Е. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
раста_л, выклянч_л
та_л, леле_л
ненавид_л, обид_л
расквас_л, подмет_л
завис_л, посе_л
Ответ: ненавидел, обидел
5. Определите ряд, в котором в обоих глаголах в окончании пропущена буква Е. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бре_шься, увид_шь
выпиш_шь, кол_т
вяж_шь, слыш_шь
робе_шь, скорч_шь
кле_т, смоч_т
Ответ: выпишешь, колет
6. Прочитайте предложения. Найдите среди выделенных слов глаголы настоящего времени, множественного числа. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.
Ветер поднима_т пыль на дорожках тёмного сада, и с деревьев сыпл_тся листья.
Оттого лес называ_тся тёмным, что солнце смотр_т в него, как в оконце.
Вот прилетели тетерева и стали клевать горькие почки, а внизу вид_т они клюкву красную на белом снегу.
Принесёт дед с базара кусок войлока, выреж_т из него подошву, и опять валенки идут.
По седой зелени мокрого луга пиш_т узоры мой быстрый Ромка.
Ответ: сыплются — 1 спр., видят — 2 спр.
7. Прочитайте текст. Выпишите глагол прошедшего времени, единственного числа, поставьте его в неопределённую форму и запишите. Какая орфограмма в этом слове?
Дедушка вместе с Гавриком вытащили матроса из шаланды. Надо отвести его в хибарку. Кое-как они доплелись до хибарки.
Дедушка закладывает окошечко куском фанеры и плотно прикрывает дверь. Потом он неторопливо зажёг маленькую керосиновую лампочку. Теперь надо немного подождать.
(По В. Катаеву)
Ответ: зажёг — зажечь