Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019

Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части речи. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Правописание окончаний глаголов, существительных, прилагательных. Правописание мягкого знака после шипящих

Вариант 1

1. Определите ряд, в котором все слова являются глаголами. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

р_шать, св_репый

ло_кий, см_тритель

вв_рху, покр_снеть_

заб_жать, з_бег

п_двинуть, посм_треть

Ответ: подвинуть, посмотреть

2. Прочитайте предложения. Выпишите слова, которые не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются. К какой части речи относятся эти слова? Запишите свой ответ.

Русалочка любила слушать рассказы о людях, живущих наверху, на земле. Удивляло русалочку то, что леса там зелёные, а рыбы, которые живут в ветвях, звонко поют.

Ответ: наверху, там, звонко. Наречия

3. Определите ряд, в котором в обоих глаголах пишется -ТСЯ. Выпишите эти слова.

надо остат_ся, что-то чудит_ся

приказано строи_ся, не надо смеят_ся

стал осматриват_ся, климат меняет_ся

голова кружит_ся, ребёнок двигает_ся

реки выливают_ся, кормит_ся нечем

Ответ: кружится, двигается

4. Определите предложение, в котором выделенное слово имеет следующие морфологические признаки: глагол настоящего времени, единственного числа, 3 лица, 1 спряжения. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

На дне речки колыш_тся зелёные длинные травы.

Васютка почувствовал, как стын_т взмокшая от пота одежда.

Вот езд_т честной купец по чужим сторонам заморским.

В лесах далёкого севера дубов не увид_шь.

С отцом мы ед_м по крепкой просёлочной дороге.

Ответ: стынет

5. Определите предложение, в котором среди выделенных слов есть существительное 1 склонения с окончанием -И. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву, определите падеж.

Вся команда разведчиков обсуждала вопрос о Ваниной стрижк_

В прекрасной золотой клетк_ сидел большой белый попугай.

Вокруг танцевальной площадк_ красовались нарядные палатки.

В его тетрад_ было записано много непонятных мне слов.

Мы шли в лесу по нашей излюбленной тропинк_

Ответ: площадки, родит, падеж

6. Определите предложение, в котором в окончании выделенного прилагательного пропущена буква И. Выпишите это прилагательное вместе с существительным, от которого оно зависит, вставив пропущенную букву.

В летн_ю пору мы ходили ночами на речку ловить раков.

На соседн_м дереве сидел в засаде ястреб.

Я наблюдал появление солнца в морозное зимн_е утро.

Алёша поспешно надел свою бекешу на беличь_м меху и побежал к забору.

Лес утопал в дремуч_x сугробах.

Ответ: в дремучих сугробах

7. Определите ряд, в котором во всех словах после шипящих пропущен ь. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

кумач_, нет жилищ_, стрижёш_

брош_, споёш_, кулич_

лепиш_, нет туч_, усач_

полноч_, нет краж_, выльеш_

фальш_, хочеш_, брош_

Ответ: фальшь, хочешь, брошь

Вариант 2

1. Определите ряд, в котором все слова являются глаголами. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

ст_нать, л_сочек_

з_ленеет, вп_рёд

поч_нить, сгущ_ется

гр_мит, гр_мучий

з_лёный, з_лёнка

Ответ: починить, сгущается

2. Прочитайте предложения. Выпишите слова, которые не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются. К какой части речи относятся эти слова? Запишите свой ответ.

Лодку бросало и вертело во все стороны, оловянный солдатик дрожал, но держался стойко. Течение быстро несло лодку, и оловянный солдатик увидел впереди свет, услышал такой страшный шум, что мог струсить любой храбрец.

Ответ: стойко, быстро, впереди. Наречия

3. Определите ряд, в котором в обоих глаголах пишется -ТСЯ. Выпишите эти слова.

поспешил одет_ся, пытался вырват_ся

растения скрещивают_ся, ветка ломает_ся

звуки сливают_ся, начали переговариват_ся

деньги расходуют_ся, надо остат_ся

сильно сгибает_ся, пошёл учит_ся

Ответ: скрещиваются, ломается

4. Определите предложение, в котором выделенное слово имеет следующие морфологические признаки: глагол настоящего времени, единственного числа, 2 лица, 1 спряжения. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Тонкие упругие стебли ивы прям_тся в земле.

Оскудел батюшко Енисей, раньше жили, как Бог прикаж_т, и рыба тучами ходила.

В тихий зимний день мы выход_м на лыжах в лес.

Ед_шь в санях по зимней дороге в холодную ветреную ночь.

Всю зиму глухари корм_тся хвоей.

Ответ: едешь

5. Определите предложение, в котором среди выделенных слов есть существительное 1 склонения с окончанием -Е. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву, определите падеж.

На столе, вынесенном из людской кухн_, стояли миска жареной рыбы, картошка, огурцы и пшеничный калач.

От лесной сторожк_ к реке пролегала большая дорога.

На фон_ звёздного неба рисовались чёрные ветви деревьев.

Жёлтенький зверёк сидел на ветк_ яблони и громко свистел.

Он обошёл вокруг избушк_, зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак.

Ответ: на ветке, предл. падеж

6. Определите предложение, в котором в окончании выделенного прилагательного пропущена буква И. Выпишите это прилагательное вместе с существительным, от которого оно зависит, вставив пропущенную букву.

Однажды в летн_ю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом.

Зверёк пробежал по траве до ближн_й яблони.

Из сеней довольно крутая лестница вела в верхн_ю часть дома.

Зимн_ми вечерами мы с братом любили рассматривать книжку с картинками.

Крупная осенн_я муха, пролетая сквозь пыльный воздух, вдруг как бы вспыхнула, освещённая лампой.

Ответ: зимними вечерами

7. Определите ряд, в котором во всех словах после шипящих пропущен Ь. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

реч_, хвощ_, прочитаеш_

промокнеш_, розыгрыш_, с плеч_

мощ_, пропишеш_, рож_

у пастбищ_, суш_, гониш_

утёныш_, нет зрелищ_, чертиш_

Ответ: мощь, пропишешь, рожь