Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части речи. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Правописание окончаний глаголов, существительных, прилагательных. Правописание мягкого знака после шипящих
Вариант 1
1. Определите ряд, в котором все слова являются глаголами. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
р_шать, св_репый
ло_кий, см_тритель
вв_рху, покр_снеть_
заб_жать, з_бег
п_двинуть, посм_треть
Ответ: подвинуть, посмотреть
2. Прочитайте предложения. Выпишите слова, которые не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются. К какой части речи относятся эти слова? Запишите свой ответ.
Русалочка любила слушать рассказы о людях, живущих наверху, на земле. Удивляло русалочку то, что леса там зелёные, а рыбы, которые живут в ветвях, звонко поют.
Ответ: наверху, там, звонко. Наречия
3. Определите ряд, в котором в обоих глаголах пишется -ТСЯ. Выпишите эти слова.
надо остат_ся, что-то чудит_ся
приказано строи_ся, не надо смеят_ся
стал осматриват_ся, климат меняет_ся
голова кружит_ся, ребёнок двигает_ся
реки выливают_ся, кормит_ся нечем
Ответ: кружится, двигается
4. Определите предложение, в котором выделенное слово имеет следующие морфологические признаки: глагол настоящего времени, единственного числа, 3 лица, 1 спряжения. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
На дне речки колыш_тся зелёные длинные травы.
Васютка почувствовал, как стын_т взмокшая от пота одежда.
Вот езд_т честной купец по чужим сторонам заморским.
В лесах далёкого севера дубов не увид_шь.
С отцом мы ед_м по крепкой просёлочной дороге.
Ответ: стынет
5. Определите предложение, в котором среди выделенных слов есть существительное 1 склонения с окончанием -И. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву, определите падеж.
Вся команда разведчиков обсуждала вопрос о Ваниной стрижк_
В прекрасной золотой клетк_ сидел большой белый попугай.
Вокруг танцевальной площадк_ красовались нарядные палатки.
В его тетрад_ было записано много непонятных мне слов.
Мы шли в лесу по нашей излюбленной тропинк_
Ответ: площадки, родит, падеж
6. Определите предложение, в котором в окончании выделенного прилагательного пропущена буква И. Выпишите это прилагательное вместе с существительным, от которого оно зависит, вставив пропущенную букву.
В летн_ю пору мы ходили ночами на речку ловить раков.
На соседн_м дереве сидел в засаде ястреб.
Я наблюдал появление солнца в морозное зимн_е утро.
Алёша поспешно надел свою бекешу на беличь_м меху и побежал к забору.
Лес утопал в дремуч_x сугробах.
Ответ: в дремучих сугробах
7. Определите ряд, в котором во всех словах после шипящих пропущен ь. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
кумач_, нет жилищ_, стрижёш_
брош_, споёш_, кулич_
лепиш_, нет туч_, усач_
полноч_, нет краж_, выльеш_
фальш_, хочеш_, брош_
Ответ: фальшь, хочешь, брошь
Вариант 2
1. Определите ряд, в котором все слова являются глаголами. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
ст_нать, л_сочек_
з_ленеет, вп_рёд
поч_нить, сгущ_ется
гр_мит, гр_мучий
з_лёный, з_лёнка
Ответ: починить, сгущается
2. Прочитайте предложения. Выпишите слова, которые не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются. К какой части речи относятся эти слова? Запишите свой ответ.
Лодку бросало и вертело во все стороны, оловянный солдатик дрожал, но держался стойко. Течение быстро несло лодку, и оловянный солдатик увидел впереди свет, услышал такой страшный шум, что мог струсить любой храбрец.
Ответ: стойко, быстро, впереди. Наречия
3. Определите ряд, в котором в обоих глаголах пишется -ТСЯ. Выпишите эти слова.
поспешил одет_ся, пытался вырват_ся
растения скрещивают_ся, ветка ломает_ся
звуки сливают_ся, начали переговариват_ся
деньги расходуют_ся, надо остат_ся
сильно сгибает_ся, пошёл учит_ся
Ответ: скрещиваются, ломается
4. Определите предложение, в котором выделенное слово имеет следующие морфологические признаки: глагол настоящего времени, единственного числа, 2 лица, 1 спряжения. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Тонкие упругие стебли ивы прям_тся в земле.
Оскудел батюшко Енисей, раньше жили, как Бог прикаж_т, и рыба тучами ходила.
В тихий зимний день мы выход_м на лыжах в лес.
Ед_шь в санях по зимней дороге в холодную ветреную ночь.
Всю зиму глухари корм_тся хвоей.
Ответ: едешь
5. Определите предложение, в котором среди выделенных слов есть существительное 1 склонения с окончанием -Е. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву, определите падеж.
На столе, вынесенном из людской кухн_, стояли миска жареной рыбы, картошка, огурцы и пшеничный калач.
От лесной сторожк_ к реке пролегала большая дорога.
На фон_ звёздного неба рисовались чёрные ветви деревьев.
Жёлтенький зверёк сидел на ветк_ яблони и громко свистел.
Он обошёл вокруг избушк_, зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак.
Ответ: на ветке, предл. падеж
6. Определите предложение, в котором в окончании выделенного прилагательного пропущена буква И. Выпишите это прилагательное вместе с существительным, от которого оно зависит, вставив пропущенную букву.
Однажды в летн_ю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом.
Зверёк пробежал по траве до ближн_й яблони.
Из сеней довольно крутая лестница вела в верхн_ю часть дома.
Зимн_ми вечерами мы с братом любили рассматривать книжку с картинками.
Крупная осенн_я муха, пролетая сквозь пыльный воздух, вдруг как бы вспыхнула, освещённая лампой.
Ответ: зимними вечерами
7. Определите ряд, в котором во всех словах после шипящих пропущен Ь. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
реч_, хвощ_, прочитаеш_
промокнеш_, розыгрыш_, с плеч_
мощ_, пропишеш_, рож_
у пастбищ_, суш_, гониш_
утёныш_, нет зрелищ_, чертиш_
Ответ: мощь, пропишешь, рожь