Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019
Синтаксис и пунктуация
Предложения с обращениями. Простые и сложные предложения. Прямая речь
Вариант 1
1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые при обращении.
А Иван-царевич говорит ей: «Лягушка (1) отдай (2) мою стрелу». Лягушка отвечает: «Не тужи (3) Иван-царевич (4) ложись (5) лучше спать, утро вечера мудренее».
Ответ: 1, 3, 4
2. Расставьте знаки препинания. Запишите номера предложений, в которых союз И связывает простые предложения в составе сложного. Подчеркните в этом предложении грамматические основы.
1) Горячие лучи солнца ещё не покончили с новым льдом и он остался широкой лентой у берегов.
2) Ромка сидел двое суток без дела и одурел от скуки.
3) Корни из года в год обнажаются и берёза скоро вся упадёт.
4) Оранжевая заря задержалась и на ней долго оставались силуэты избушек.
5) Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей.
Ответ: 1, 3, 4
3. Расставьте знаки препинания. Запишите номера двух сложных предложений.
1) Гаврик встал сладко растянул руки закатал штаны и вошёл по щиколотку в воду.
2) Подлетела к царскому крыльцу золочёная карета и выходит оттуда Василиса Прекрасная.
3) Маленькая разбойница вытерла Герде слёзы а потом спрятала свои руки в её тёплую муфточку.
4) У старшего сына стрела упала на боярский двор подняла стрелу боярская дочь.
5) Маленькая разбойница посадила на оленя Герду крепко привязала её подсунула под неё мягкую подушечку.
Ответ: 2, 4
4. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Отец осматривал (1) и пробовал руками топоры (2) лопаты (3) и разные железки.
В тот же миг Снежная королева подхватила его (4) и они взвились на чёрное облако.
Ответ: 2, 4
5. Расставьте знаки препинания. Запишите номера сложных союзных предложений.
1) Огненные настурции вились по оградам по стенам домов и цвели даже на крышах.
2) Разведчики убедились что Ваня действительно знает эту местность.
3) Пришло время вывелись наши утята.
4) Маруся всякий раз всплёскивала ручонками и глаза её загорались огоньком восторга.
5) Лёнька взял шёлковую леску привязал к ней рыбёшку и забросил её в подполье коту.
Ответ: 2, 4
6. Прочитайте предложение. Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Запишите получившееся предложение, расставьте знаки препинания, составьте его схему.
Мать недовольно сказала: «К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь».
Ответ: «К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь», — недовольно сказала мать. «П», — а.
Вариант 2
1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые при обращении.
Едем мы (1) бабушка (2) на реку Смородину, хотим с чудом-юдом сразиться. Ох (3) молодцы (4) за доброе дело взялись! Ведь он всех разорил (5) разграбил.
Ответ: 1, 2, 3, 4
2. Расставьте знаки препинания. Запишите номера предложений, в которых союз И связывает простые предложения в составе сложного. Подчеркните в этих предложениях грамматические основы.
1) Я вернулся полюбоваться разливом реки и опять услышал на ходу странный булькающий звук.
2) Оттаяла возле бора сухая тропинка и рядом с ней зашумел ручей.
3) Шёл дождь и сквозь дождь светило солнышко.
4) Сороки слышали хруст льда под моими ногами и тревожно отзывались в глубине леса.
5) Вдруг блеснула вода и мы с большой радостью узнали в этой воде реку Нерль.
Ответ: 2, 3, 5
3. Расставьте знаки препинания. Запишите номера двух сложных предложений.
1) Серёжки на берёзах уже отцвели но кружевным шатром колебалась на ветру изумрудная трава.
2) Весной и летом я часто ходил на реку наблюдал жизнь птиц любовался цветами.
3) Разведчики обсудили создавшееся положение быстро но основательно.
4) Корабль стоял на твёрдой песчаной отмели корма его сильно приподнялась.
5) Сидит Жилин за татарином покачивается тычется лицом в его спину.
Ответ: 1, 4
4. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Пруды год от году мелели (1) зарастали зеленью (2) и высокие камыши волновались на болотах.
Костылин ещё раз писал домой (3) всё ждал денег (4) и скучал по дому.
Ответ: 1, 2, 3
5. Расставьте знаки препинания. Запишите номера сложных союзных предложений.
1) В поле шла жатва и листья на деревьях желтели.
2) Фонарь освещал колодец старый клён под забором и куст настурции на клумбе.
3) Рыбаки ужинали щёлкали орехи рассказывали были и небылицы.
4) В лесу листья желтели и падали на землю.
5) Я знал что у нас на корабле было три бочонка пороху.
Ответ: 1, 5
6. Прочитайте предложение. Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Запишите получившееся предложение, расставьте знаки препинания, составьте его схему.
Мать утёрла слёзы и сказала: «Это твой отец, Никитушка, домой пришёл».
Ответ: «Это твой отец, Никитушка, домой пришёл», — сказала мать и утёрла слёзы. «П», — а.