Русский язык 6 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018
Проверочные работы по русскому языку для 6 класса
Проверочная работа 10. Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Вариант I
Примечания
Кюхельбекер был одним из лицейских друзей Пушкина, увлекался поэзией и писал стихи, он был постоянным объектом насмешек лицеистов и остро переживал это.
Бедная Лиза — героиня повести И. М. Карамзина, от безысходности утопившаяся в пруду.
Братья Гракхи — известные древнеримские реформаторы (II век до н. э.). Пытались проведением демократических реформ приостановить разорение крестьян.
Фразибул (Фрасибул) — древнегреческий афинский государственный деятель, полководец, противник олигархического режима.
Донкихот (Дон Кихот) — центральный образ романа Сервантеса. Имя стало нарицательным для обозначения человека, чьи благородство, великодушие и готовность на рыцарские подвиги вступают в трагическое противоречие с действительностью.
1. Прочитайте текст.
(1) Звонок к обеду.
(2) Все бегут во второй этаж — в столовую.
(3) Вильгельм выглядывает из дверей и прислушивается. (4) Снизу доносится смутный гул — все усаживаются.
(5) Его отсутствия пока никто не заметил. (6) У него есть две-три минуты.
(7) Он сбегает1 вниз по лестнице, минует столовую и мчится по саду.
(8) Из окна столовой его заметил гувернёр. (9) Перед Вильгельмом мелькает его изумлённое лицо. (10) Времени терять нельзя.
(11) Он бежит что есть сил. (12) Мелькает беседка, в которой он только вчера писал стихи.
(13) Вот наконец — и Вильгельм с размаху бросается в пруд.
(14) Лицо его облепляют слизь и тина, а холодная стоячая вода доходит до шеи. (15) Пруд неглубок и ещё обмелел за лето. (16) В саду — крики, топот, возня.
(17) Вильгельм погружается в воду.
(18) Солнце и зелень смыкаются над его головой.
(19) Последнее, что он видит, — круги радуги, последнее, что слышит, — отчаянный чей-то крик:
(20) — Здесь, здесь! Давайте багор!
(21) Вильгельм открыва..т глаза. (22) Он лежит на траве. (23) Ему становит..ся хол..дно.
(24) Над ним накл..нилось старое лицо в оч..ках — это доктор. (25) Доктор поднос..т к его лицу какой(то) сильно пахнущий спирт Вильгельм дро(ж, жж)ит и дела..т усилие что(либо) сказать.
(26) — Молчите, — гов..рит доктор строго.
(27) Вильгельм вид..т и(з, с)пуганные лица товарищ..й.
(28) Кюхлю уклад..вают в больницу.
(29) Ноч..ю в палату к нему прокрад..ваются Пушкин Пущин Есаков.
(30) Есаков, застен..чивый, румя(н, нн)ый, улыба..т..ся. (31) Пушкин сумр..чен и тревожен.
(32) — Вильгельм что ты нач(у, ю)дил? — спраш..ва..т ш..потом Есаков. — Нельзя так брат..ц.
(33) Вильгельм молчит.
(34) — Ты пойми, — говорит ра(с, сс)удительно Пущин, — если из-за каждой шутки Яковлева топит..ся, так в пруду (не)хватит места. Ты же не Бедная Лиза.
(35) Вильгельм молчит.
(36) Пушкин неожиданно б(е, и)рёт Вильгельма за руку и неуверенно её пож(е, и)ма..т.4
(37) Тогда Вильгельм срыва(е, и)т..ся с постели обнима..т его и бормоч..т:
(38) — Я (не)мог больше Пушкин я (не)мог больше.
(39) — Ну, вот и отлич..но, — говорит спокойно Есаков, — и не надо больше. Они ведь тебя брат..ц, в сущности, люб..т. А что смеют..ся — так пускай смеют..ся.
(По Ю. Тынянову; 288 слов)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 21 — 39 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ответ:
(21) Вильгельм открывает глаза. (22) Он лежит на траве. (23) Ему становится холодно.
(24) Над ним наклонилось старое лицо в очках — это доктор. (25) Доктор подносит к его лицу какой-то сильно пахнущий спирт, Вильгельм дрожит и делает усилие что-либо сказать.
(26) — Молчите, — говорит доктор строго.
(27) Вильгельм видит испуганные лица товарищей.
(28) Кюхлю укладывают в больницу.
(29) Ночью в палату к нему прокрадываются Пушкин, Пущин, Есаков.
(30) Есаков, застенчивый, румяный, улыбается. (31) Пушкин сумрачен и тревожен.
(32) — Вильгельм, что ты начудил? — спрашивает шёпотом Есаков. — Нельзя так, братец.
(33) Вильгельм молчит.
(34) — Ты пойми, — говорит рассудительно Пущин, — если из-за каждой шутки Яковлева топиться, так в пруду не хватит места. Ты же не Бедная Лиза.
(35) Вильгельм молчит.
(36) Пушкин неожиданно берёт Вильгельма за руку и неуверенно её пожимает.
(37) Тогда Вильгельм срывается с постели, обнимает его и бормочет:
(38) — Я не мог больше, Пушкин, я не мог больше.
(39) — Ну, вот и отлично, — говорит спокойно Есаков, — и не надо больше. Они ведь тебя, братец, в сущности, любят. А что смеются — так пускай смеются.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
Ответ:
Заголовок: «Отчаянный поступок». (Или: «Жест отчаяния».)
3. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Основная мысль: насмешки над человеком могут привести к трагедии. (Или: в трудные минуты важна поддержка друзей.)
4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.
Ответ:
Стиль речи: художественный.
5. Определите и запишите тип речи текста.
Ответ:
Тип речи: повествование.
6. Выполните фонетический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 1.
7. Выполните синтаксический разбор предложения, обозначенного в тексте цифрой 4.
8. Выпишите из предложений 5 — 12 фразеологизм. Определите и запишите его лексическое значение.
9. Из предложений 1 — 5 выпишите слово, образованное переходом одной части речи в другую, поставив его в начальную форму. Выделите морфемы.
Ответы:
10. Из предложений 8 — 13 выпишите разносклоняемое существительное, поставив его в начальную форму. Укажите его падеж и синтаксическую роль в предложении.
Ответ:
Время. Времени — Р. п., дополнение.
11. Из предложений 28 — 33 выпишите прилагательные. Определите их разряд по значению. Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
Застенчивый, румяный, сумрачен, тревожен.
Все прилагательные качественные:
застенчивее, самый застенчивый, застенчив, очень застенчивый; румянее, более румяный, румян, очень румяный;
сумрачнее, самый сумрачный, очень сумрачный;
тревожнее, более тревожный, чрезвычайно тревожный.
12. Из предложений 1 — 7 выпишите числительные в составе словосочетаний. Определите их разряд. Укажите их падеж и синтаксическую роль в предложении.
Ответ:
Во второй этаж: порядковое; В. п., определение.
Две-три минуты: количественные, целые; И. п., подлежащее.
13. Из предложений 8 — 9 выпишите местоимения в составе словосочетаний. Определите их разряд. Укажите их падеж и синтаксическую роль в предложении.
Ответ:
Заметил его: личное, В. п., дополнение; его лицо: притяжательное, И. п., определение.
14. Из предложений 26 — 34 выпишите глаголы в повелительном наклонении. Укажите вид, переходность, спряжение, лицо и число глаголов.
Ответ:
Молчите: несов. в., неперех., II спр., 2-е л., мн. ч.
Пойми: сов. в., перех., I спр., 2-е л., ед. ч.
15*. Из предложений 5 — 12 выпишите заимствованное слово. Подберите к нему синонимы.
Ответ:
Гувернёр — воспитатель, учитель, педагог.
16*. Выпишите из текста личный глагол, который употреблён как безличный. Составьте и запишите предложение, в котором этот глагол выступает как личный.
Ответ:
Становится. День становится длиннее. Река к устью становится шире.
Вариант II
1. Прочитайте текст.
(1) А впрочем, ж..знь в Лице., шла обыч..ным порядком.
(2) Обиды со врем..нем забывались. Старше ст..новились лиц..исты. (3) После истории с прудом один Илличевский изд..вался над Кюхлей по-прежнему. (4) У Кюхли даже нашлись почитатели: Модя Корф, а(к, кк)урат- ный, м..ловидный немец, утверждал, что хоть стихи у Кюхли стра(н, нн)ые но не без достоинств и, пожалуй, не хуже Дельвиговых.
(5) Учился Кюхля хорошо у него по..вилась новая черта — ч..ст..любие.4 (6) Засыпая, он во..бражал себя великим человеком. (7) Он гов..рил речи какой(то) толпе, которая выла от восторга а иногда он ст..новился великим поэтом — Державин целовал его голову и гов..рил, обращаясь не то к той же толпе, не то к лиц..истам, что ему, Вильгельму Кюхельбекеру, передаёт он свою лиру.
(8) У Кюхли была упорная голова: если он в чём(нибудь) был уверен, (не, ни)кто (не)заставил(бы) его сойти с позиц..и. (9) Математик Карцов зап..сал о нём в табель об успехах что он «осн..вателен но ош..ба..т..ся по сам..довольствию». (10) Хорошо его понимали трое учитель францу(з, с)ского языка Давид Иванович де Будри, профе(с, сс)ор нравстве(н, нн)ых наук Куницын и директор Энгельгардт.
(11) Куницын видел, как бледнел Кюхля на его уроках, когда он рассказывал о братьях Гракхах и о борьбе Фразибула за свободу. (12) У этого мальчика, несмотря на его необузданность, была ясная голова, а его упорство даже нравилось Куницыну.
(13) Директор Энгельгардт понимал этого безумного молодого человека из хорошей немецкой фамилии. (14) Это был донкихот, крайне необузданный, но настоящая добродушная голова. (15) Директор знал твёрдо, что Кюхель — неорганизованная голова, которую в жизни ожидают большие1 неприятности, — но притом добродушная голова. (16) И этого было для него достаточно: добродушия, лежавшего в основе всего мира, Кюхель не портил.
(По Ю. Тынянову; 247 слов)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 1 — 10 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ответ:
(1) А впрочем, жизнь в Лицее шла обычным порядком.
(2) Обиды со временем забывались. Старше становились лицеисты. (3) После истории с прудом один Илличевский издевался над Кюхлей по-прежнему. (4) У Кюхли даже нашлись почитатели: Модя Корф, аккуратный, миловидный немец, утверждал, что хоть стихи у Кюхли странные, но не без достоинств и, пожалуй, не хуже Дельвиговых.
(5) Учился Кюхля хорошо, у него появилась новая черта — честолюбие. (6) Засыпая, он воображал себя великим человеком. (7) Он говорил речи какой-то толпе, которая выла от восторга, а иногда он становился великим поэтом — Державин целовал его голову и говорил, обращаясь не то к той же толпе, не то к лицеистам, что ему, Вильгельму Кюхельбекеру, передаёт он свою лиру.
(8) У Кюхли была упорная голова: если он в чём-нибудь был уверен, никто не заставил бы его сойти с позиции. (9) Математик Карцов записал о нём в табель об успехах, что он «основателен, но ошибается по самодовольствию». (10) Хорошо его понимали трое: учитель французского языка Давид Иванович де Будри, профессор нравственных наук Куницын и директор Энгельгардт.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
Ответ:
Заголовок: «Черты характера Вильгельма Кюхельбекера».
3. Напишите номер предложения, в котором выражена основная мысль текста.
Ответ:
14.
4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.
Ответ:
Стиль речи: художественный.
5. Определите и запишите тип речи в предложениях 11 — 16.
Ответ:
Тип речи: рассуждение.
6. Выполните фонетический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 1.
7. Выполните синтаксический разбор предложения, обозначенного в тексте цифрой 4.
8. Выпишите из предложения 7 фразеологизм книжного происхождения. Объясните его значение.
9. Выпишите из текста имена существительные, образованные сложением основ, поставив их в начальную форму. Выделите морфемы.
Ответы:
Большие — 3 слога: боль-ши-е.
10. Из предложений 1 — 4 выпишите разносклоняемое существительное, поставив его в начальную форму. Укажите его падеж и синтаксическую роль в предложении.
Ответ:
Время. (Со) временем — Т. п., обстоятельство.
11. Из предложений 3 — 4 выпишите прилагательные. Определите их разряд по значению. Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
Аккуратный, миловидный, странные, не хуже.
Все прилагательные качественные: аккуратнее, более аккуратный, аккуратен, очень аккуратный; миловиднее, самый миловидный, миловиден, очень миловидный-, страннее, более странный, странен, слишком странный; плохой, самый плохой, плох, очень плохой.
12. Из предложений 8 — 12 выпишите числительное. Определите его разряд. Укажите падеж и синтаксическую роль в предложении.
Ответ:
Трое: количественное, собирательное; И. п., подлежащее.
13. Из предложений 15 — 16 выпишите местоимения в составе словосочетаний. Определите их разряд. Укажите их падеж и синтаксическую роль в предложении.
Ответ:
Трое: количественное, собирательное; И. п., подлежащее.
14. Из предложений 7 — 9 выпишите глагол в условном наклонении. Укажите вид, переходность, спряжение, число, род глагола.
Ответ:
(Не) заставил бы: сов. в., перех., II спр., ед. ч., м. р.
15*. Объясните значение слова фамилия (предложение 13) с помощью синонима.
Ответ:
Фамилия — семья, семейство.
16*. Из предложений 13 — 16 выпишите личный глагол, который употреблён как безличный. Составьте и запишите предложение, в котором этот глагол выступает как личный.
Ответ:
Было. Всё у меня было с собой. Решение было найдено.
Автор: Н. В. Егорова