Русский язык 6 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018

Проверочные работы по русскому языку для 6 класса
Проверочная работа 9. Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

1. Прочитайте текст.

(1) Две с половиной тысячи лет назад финикийский парусник с ценным грузом шёл из Карфагена в Тир, преодолевая бури, туманы, подводные скалы...

(2) Ведёт кормчий хозяйское судно. (3) Хитро ведёт. (4) Зна..т, где и когда ск..рей найдёш.. ветер в море. (5) В надёжных гаванях, на т..ж(ё, о)лых якорях он отста(е, и)ва..т..ся выжида..т, пока продуют противные ветры1. (6) Вот он идёт мимо ск..листых бер..гов. (7) Он вид..т на фоне скал (не)большие ло(д, т)ки. (8) Он заметил, когда они уже сорвались, гребут во всю моч.. и идут напересеч..ку. (9) Он их увидел, когда высокой горой закрыло ветер и паруса бе(з, с)ж..зненно повисли. (10) Уже видно, как бл..стят щиты и острия копий.

(11) — Вёсла! Вёсла! — командует кормчий.

(12) — Горе нам! — шепч..т брат хозяина.

(13) Ему доверили сопровождать груз. (14) Он даже подумал, (не)угов..рился ли капитан с этими разбойниками. (15) Иначе зачем бы он так бли(з, с)ко подош..л к бер..гу? (16) Хозяйский брат кр..чит Правь прямо в море (17) Капитан сам давно уже направил судно от берега пр..казал спустить паруса, чтобы (не)мешали дв..жению.

(18) Но разбойники на лё..ких ло(д, т)ках летят по гла(д, т)кой воде. (19) Эге! Да они с двух сторон охватывают судно! (20) Ближе, ближе. (21) Кто раньше устан..т: гребц.. на т..ж(ё, о)лом кор..бле или на лё..ких ло(д, т)ках? (22) Вот уже полетела первая пиратская стрела. (23) Она вонзилась в борт и остановилась3 дрожа. (24) Лучники на корабле ответили десятками стрел.

  (25) Но вот пираты совсем близко.

(26) — Всем направо! — закричал капитан.

(27) Хозяйский брат тоже что-то кричит, мечется, но никто его не слушает.

(28) Гребцы внизу не знали, что сделают с ними пираты, если захватят судно. (29) Может, потопят вместе с кораблём? (30) Они рабы, никто не будет выкупать их. (31) И они то гребли со всей силой, то их одолевали усталость и сомнение, и они гребли тише.

(32) Вдруг к ним спустился капитан и сказал два слова. (33) Гребцы навалились на вёсла так, что пена взбурлила перед носом корабля. (34) Казалось, вон из воды хочет вырваться корабль и взлететь на воздух.

(По Б. Житкову; 289 слов)

1 Противные ветры — встречные, противоположные курсу корабля.

2. Выполните задания.

1. Перепишите предложения 2 — 21 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ответ:

(2) Ведёт кормчий хозяйское судно. (3) Хитро ведёт. (4) Знает, где и когда скорей найдёшь ветер в море. (5) В надёжных гаванях, на тяжёлых якорях он отстаивается, выжидает, пока продуют противные ветры. (6) Вот он идёт мимо скалистых берегов. (7) Он видит на фоне скал небольшие лодки. (8) Он заметил, когда они уже сорвались, гребут во всю мочь и идут напересечку. (9) Он их увидел, когда высокой горой закрыло ветер и паруса безжизненно повисли. (10) Уже видно, как блестят щиты и острия копий.

(11) — Вёсла! Вёсла! — командует кормчий.

(12) — Горе нам! — шепчет брат хозяина.

(13) Ему доверили сопровождать груз. (14) Он даже подумал, не уговорился ли капитан с этими разбойниками. (15) Иначе зачем бы он так близко подошёл к берегу? (16) Хозяйский брат кричит: «Правь прямо в море!» (17) Капитан сам давно уже направил судно от берега, приказал спустить паруса, чтобы не мешали движению.

(18) Но разбойники на лёгких лодках летят по гладкой воде. (19) Эге! Да они с двух сторон охватывают судно! (20) Ближе, ближе. (21) Кто раньше устанет: гребцы на тяжёлом корабле или на лёгких лодках?

  2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

  3. Как вы думаете, какие «два слова» сказал гребцам капитан?

  4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.

  5. Определите и запишите тип речи текста.

6. Из предложений 28 — 34 выпишите разноспрягаемый глагол. Укажите его время, лицо, число.

7. Из предложений 18 — 27 выпишите переходные глаголы в составе словосочетаний.

8. Из предложений 2 — 9 выпишите возвратные глаголы. Укажите их вид и спряжение.

9. Из предложений 1 — 4 выпишите глаголы в изъявительном наклонении. Укажите их время.

10. Из предложений 11 — 17 выпишите глагол в условном наклонении. Укажите его род и число.

11. Из предложений 13 — 19 выпишите глагол в повелительном наклонении. Укажите лицо и число глагола. Выполните его морфемный разбор.

12. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

13*. Из предложений 4 — 10 выпишите словосочетания с личным глаголом, который употреблён как безличный.

Ответы:

Вариант II

1. Прочитайте текст.

(1) Капитан впереди вид..т ч..рную полосу на воде: туда лёг ветер, это от мелкой ряб.. поч..рнело глянц..витое море. (2) Там он подним(е, и)т паруса, и тогда пусть- ка гон..т..ся за ним пираты! (3) Но надо успеть...

(4) Капитан выт..щил меш..к отборных камней. (5) Он заклад..вал их в ремё(н, нн)ый пояс ра(з, с)круч..вал и швырял с этой пращи в ближние ло(д, т)ки. (6) Он целил самому высокому воину в башку.

(7) С трет..его камня он угодил ему в локоть. (8) Воин бросил лук пов..рнулся два раза и сел. (9) Капитану это по(д, т)дало духу, и он (з, с)бил ещё двух пиратов. (10) Ло(д, т)ка пр..остановилась задумалась.

(11) Вторая стала обг..нять её. (12) Густо летели стрелы. (13) Пираты бли(з, с)ко они сейчас настигнут.

(14) Капитан давно уже делал какие-то знаки матросам. (15) Они его понимали без слов. (16) И вот капитан вскинул руку — матросы мигом ра(з, с)т..нули парус. (17) Он раздулся пузырём. (18) Гре(б, п)ц.., не щ..дя сил, вын..сли корабль из безветрия.

(19) Теперь корабль бежит на парусах и на вёслах. (20) С пиратских лодок зави..жали3, когда ув..дали подн..тый парус. (21) Пираты налегали во всю моч.. . (22) Но вскоре корабль вын..сло в полосу сильного ветра. (23) Стало ясно, что погоня не удалась.

(24) Корабль спокойно шёл попутным ветром, удаляясь от страшного берега. (25) Брат хозяина изнемогал от пережитого страха. (26) Он лёг щекой на плечо капитана:

(27) — Какое счастье! Спас бог Мардук.

(28) — Не Мардук, а гребцы, — сказал капитан. — Я обещал им свободу.

(29) — Как это? — сказал брат хозяина. Он испуганно отшатнулся. — Ведь не ты их покупал! Или ты обещаешь их выкупить?

(30) — Они себя выкупили: спасли корабль, — сказал капитан. — А на всякий случай меньше разговаривай: я приказал освободить их ноги от оков.

(31) Брат хозяина нахмурился.

(32) — Торговаться не приходится, — сказал капитан. — Радуйся, что остался цел. А то продали бы тебя пираты... в гребцы. Ты знаешь: их двое умерло сейчас за свою свободу, спасая тебя и твоё добро.

(33) И капитан пошёл к гребцам.

(По Б. Житкову; 279 слов)

2. Выполните задания.

1. Перепишите предложения 1 — 22 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ответ:

(1) Капитан впереди видит чёрную полосу на воде: туда лёг ветер, это от мелкой ряби почернело глянцевитое море. (2) Там он поднимет паруса, и тогда пусть-ка гонятся за ним пираты! (3) Но надо успеть...

(4) Капитан вытащил мешок отборных камней. (5) Он закладывал их в ремённый пояс, раскручивал и швырял с этой пращи в ближние лодки. (6) Он целил самому высокому воину в башку.

(7) С третьего камня он угодил ему в локоть. (8) Воин бросил лук, повернулся два раза и сел. (9) Капитану это поддало духу, и он сбил ещё двух пиратов. (10) Лодка приостановилась, задумалась.

(11) Вторая стала обгонять её. (12) Густо летели стрелы. (13) Пираты близко, они сейчас настигнут.

(14) Капитан давно уже делал какие-то знаки матросам. (15) Они его понимали без слов. (16) И вот капитан вскинул руку — матросы мигом растянули парус. (17) Он раздулся пузырём. (18) Гребцы, не щадя сил, вынесли корабль из безветрия.

(19) Теперь корабль бежит на парусах и на вёслах. (20) С пиратских лодок завизжали, когда увидали поднятый парус. (21) Пираты налегали во всю мочь. (22) Но вскоре корабль вынесло в полосу сильного ветра.

  2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

  Ответ:

  Заголовок: «Гребцы спасают корабль».

  3. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

Основная мысль: свобода для человека дороже жизни (дороже всего).

  4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.

  Ответ:

  Стиль речи: художественный.

  5. Определите и запишите тип речи текста.

  Ответ:

Тип речи: повествование.

6. Из предложений 14 — 20 выпишите разноспрягаемый глагол. Укажите его время, лицо, число.

Ответ:

Бежит — наст. вр., 3-е л., ед. ч.

7. Из предложений 6 — 12 выпишите переходные глаголы в составе словосочетаний.

Ответ:

Бросил лук, сбил двух пиратов, обгонять её.

8. Из предложений 2 — 9 выпишите возвратные глаголы. Укажите их вид и спряжение.

Ответ:

Гонятся — несов. в., II спр.; повернулся — сов. в., I спр.

9. Из предложений 1 — 2 выпишите глаголы в изъявительном наклонении. Укажите их время.

Ответ:

Видит — наст. вр.; лёг — прош. вр.; почернело — прош. вр.; поднимет — буд. вр.

10. Из предложений 30 — 33 выпишите глагол в условном наклонении. Укажите его число.

Ответ:

Продали бы — мн. ч.

11. Из предложений 27 — 31 выпишите глагол в повелительном наклонении. Укажите лицо и число глагола. Выполните его морфемный разбор.

12. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

13*. Из предложений 16 — 22 выпишите словосочетания с личным глаголом, который употреблён как безличный.

Ответы:

Автор: Н. В. Егорова