Русский язык 6 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018

Проверочные работы по русскому языку для 6 класса
Проверочная работа 8. Морфология. Орфография. Культура речи. Местоимение

1. Прочитайте текст. Подчеркните в тексте все местоимения.

(1) В 1243 году после возвращения из похода в Центральную Европу Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи. (2) Оно включало земли волжских булгар, Половецкие степи, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, некоторую часть Средней Азии. (3) На Руси это государство называли Золотой Ордой. (4) Его столицей стал город Сарай (в переводе — дворец), основанный Батыем недалеко от теперешней Астрахани.

(5) Ру(с, сс)кие земли (не)вошли в состав Золотой Орды. (6) Они попали в вассальную зависимость от неё.

(7) На Руси прод..лжали действовать (древне)ру(с, сс)кие традиц..и наследования княжеств но ордынская власть поставила их под свой контроль. (8) Каждому князю выд..вался ярлык — особая ханская грамота. (9) Самым пр..вл..кательным был ярлык на великое владимирское княжение. (10) Пол..тический центр Руси перем..стился из разорённого Киева во Владимир. (11) Ордынские ханы хоть и сохр..нили сл..ж..вшиеся на Руси порядки упр..вления государством но постоянно вмеш..вались в них.

(12) Они могли произвольно изм..нить границ.. княжеств пр..пятствовали ус..лению того или иного князя. (13) Нере(д, т)ко ханы посылали свои войска в помощ.. одному ру(с, сс)кому князю, б..ровшемуся против другого.

(14) (3, с)бор дани сопровождался гр..бежом и насилиями уводом людей в ра(б, п)ство. (15) От дани освоб..ждалось только духовенство, которое завоеватели стремились и(з, с)пользовать для укр..пления своей власти.

(16) Если же ру(с, сс)кое население выказывало (не)повеновение ордынц.. ж..стоко ра(з, с)пр..влялись не только с (не)покорными, но и со всеми ру(с, сс)кими землями, л..жавшими на их пути. (17) Тем не менее (не, ни)что3 (не)могло полностью сл..мить волю народа к сопротивлению.

(По материалам учебника «История. 6 класс», авторы: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина; 214 слов)

2. Выполните задания.

1. Перепишите предложения 5 — 17 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ответ:

(5) Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. (6) Они попали в вассальную зависимость от неё.

(7) На Руси продолжали действовать древнерусские традиции на-, следования княжеств, но ордынская власть поставила их под свой контроль. (8) Каждому князю выдавался ярлык — особая ханская грамота. (9) Самым привлекательным был ярлык на великое владимирское княжение. (10) Политический центр Руси переместился из разорённого Киева во Владимир. (11) Ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством, но постоянно вмешивались в них. (12) Они могли произвольно изменить границы княжеств, препятствовали усилению того или иного князя. (13) Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному русскому князю, боровшемуся против другого.

(14) Сбор дани сопровождался грабежом и насилиями, уводом людей в рабство. (15) От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

(16) Если же русское население выказывало неповиновение, ордынцы жестоко расправлялись не только с непокорными, но и со всеми русскими землями, лежавшими на их пути. (17) Тем не менее ничто не могло полностью сломить волю народа к сопротивлению.

  2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

  Ответ:

  Заголовок: «Под ордынским владычеством».

  3. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

Основная мысль: несмотря на угнетение Руси, ордынцам не удалось сломить волю народа к сопротивлению.

  4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.

  5. Определите и запишите тип речи в предложениях 11 — 17.

6. Выпишите из текста личные местоимения, указав номера предложений. Обозначьте лицо и падеж этих местоимений.

7. Из предложений 13 — 16 выпишите относительное местоимение, в скобках указав существительное, которое оно заменяет. Обозначьте падеж этого местоимения.

8. Из предложений 1 — 4 выпишите неопределённое местоимение в составе словосочетания. Укажите падеж этого местоимения, подчеркните его как член предложения.

9. Выпишите из текста притяжательные местоимения в составе словосочетаний, указав номера предложений. Подчеркните эти местоимения как члены предложений.

10. Выпишите из текста указательные местоимения в составе словосочетаний. Укажите падеж этих местоимений, подчеркните их как члены предложений.

11. Из предложений 8 — 12 и 15 — 17 выпишите определительные местоимения в составе словосочетаний.

12. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

13*. Из предложения 13 выпишите местоимения, сопоставленные друг с другом. Определите разряд этих местоимений. Составьте два предложения, в которых одно из этих слов имеет признаки других именных частей речи.

Ответы:

Вариант II

1. Прочитайте текст. Подчеркните в тексте все местоимения.

(1) В 1257 году Орда послала в Новгород своих численников, стремясь подчинить Новгородскую землю. (2) Начались народные волнения, продолжавшиеся около года. (3) И тогда в Великий Новгород прибыл Александр Невский, который в 1252 году получил ярлык на великое владимирское княжение. (4) Победитель немцев и шведов подавил выступление новгородцев. (5) Он считал необходимым отражать нападение с запада и поддерживать мирные отношения с ханами, предотвращая их нашествия на Русь.

(6) В 1262 году и в других городах нач..лись народные в..лнения, вызванные злоупотреблениями при (з, с)бо- ре дани. (7) Ордынц.. были вынуждены пойти на (не)которые уступки.

(8) После..ствия ордынского вл..дычества были очень т..ж..лыми. (9) В своём хозяйстве(н, нн)ом развитии (северо)восточ..ные княжества ок..зались о(д, т)брошенными назад на 50 — 100 лет. (10) Именно тогда нач..лось отставание нашей страны от (западно)европейских государств. (11) Изм..нился и характер княжеской власти. (12) Ру(с, сс)кие княз..я часто бывали в Орде и видели что хан облада..т огромной власт..ю (не, ни)кто (не)имеет права перечить ему. (13) Вернувшись домой, они старались усилить свою власть. (14) Сами ж..тели были заинтер..сованы в сильном пр..вителе, который мог бы защ..тить их.

(15) Вечевые традиц..и постепенно уг..сали. (16) Ведь теперь любые вопросы, что раньше обсуждались на вече, решал ордынский хан. (17) Эти пол..тические перемены прои(з, с)ходили ещё и потому, что наиболее древние и развитые города — Р..стов, Суздаль, Владимир — пр..шли в упадок, уступив первенство новым центрам — Твери, Москве, Нижнему Новгороду.

(18) В то же время длительное общение Руси и Золотой Орды пр..вело к взаимному влиянию во всех сферах: в хозяйстве быту языке.

(По материалам учебника «История. 6 класс», авторы: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина; 227 слов)

2. Выполните задания.

1. Перепишите предложения 6 — 18 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ответ:

1. (6) В 1262 году и в других городах начались народные волнения, вызванные злоупотреблениями при сборе дани. (7) Ордынцы были вынуждены пойти на некоторые уступки.

(8) Последствия ордынского владычества были очень тяжёлыми. (9) В своём хозяйственном развитии северо-восточные княжества оказались отброшенными назад на 50 — 100 лет. (10) Именно тогда началось отставание нашей страны от западноевропейских государств. (11) Изменился и характер княжеской власти. (12) Русские князья часто бывали в Орде и видели, что хан обладает огромной властью, никто не имеет права перечить ему. (13) Вернувшись домой, они старались усилить свою власть. (14) Сами жители были заинтересованы в сильном правителе, который мог бы защитить их.

(15) Вечевые традиции постепенно угасали. (16) Ведь теперь любые вопросы, что раньше обсуждались на вече, решал ордынский хан. (17) Эти политические перемены происходили ещё и потому, что наиболее древние и развитые города — Ростов, Суздаль, Владимир — пришли

в упадок, уступив первенство новым центрам — Твери, Москве, Нижнему Новгороду.

(18) В то же время длительное общение Руси и Золотой Орды привело к взаимному влиянию во всех сферах: в хозяйстве, быту, языке.

  2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

  3. Определите и запишите основную мысль текста.

4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.

5. Определите и запишите тип речи в предложениях 15 — 18.

6. Выпишите из текста личные местоимения, указав номера предложений. Обозначьте лицо и падеж этих местоимений.

7. Из предложений 3 — 14 выпишите относительные местоимения, в скобках указав существительные, которые они заменяют. Обозначьте падеж этих местоимений.

8. Из предложений 6 — 10 выпишите неопределённое местоимение в составе словосочетания. Укажите падеж этого местоимения, подчеркните его как член предложения.

9. Выпишите из текста притяжательные местоимения в составе словосочетаний, указав номера предложений. Подчеркните эти местоимения как члены предложений.

10. Выпишите из текста указательные местоимения в составе словосочетаний. Укажите падеж этих местоимений, подчеркните их как члены предложений.

11. Из предложений 5 — 7 и 14 — 18 выпишите определительные местоимения в составе словосочетаний.

12. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

Ответы:

13*. В предложениях 16, 17 найдите одинаковые слова. Определите, к какой части речи относится каждое из них. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

В предложении 16 слово что употребляется для связи простых предложений в составе сложного. Его можно заменить другим, синонимичным: «вопросы, которые раньше обсуждались...»; местоимение что заменяет слово вопросы, значит, оно является членом предложения. Что — относительное местоимение.

В предложении 17 слово что тоже употребляется для связи простых предложений в составе сложного. Но его нельзя заменить другим, оно играет служебную роль, не является членом предложения. Что — союз.

Автор: Н. В. Егорова