Русский язык 6 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018

Проверочные работы по русскому языку для 6 класса
Проверочная работа 7. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя числительное

1. Прочитайте текст.

(1) В Средние века на ара(б, п)ском Востоке активно развивались страноведение и картография. (2) Этому способствовали успехи уч..ных в области астрономии и математики, а также знакомство с переводами на ара(б, п)ский язык трудов древнегреческих уч..ных: Аристотеля, Евклида, Птолемея, Страбона.

(3) Ара(б, п)ские моряки хорошо знали морские пути в западной части Индийского океана и Красного моря. (4) Ара(б, п)ские мореходы научились у китайцев пользоваться компасом, что позволило им совершать дальние плавания в открытом море. (5) От арабов о компасе узнали европейцы.

(6) О науч..ных достижениях ара(б, п)ских уч..ных гов..рят следующие факты. (7) В 827 году астрономы Багдадской обсерватории осуществили одно из грандиознейших мероприятий в истории науки: они определили размеры Земли. (8) По их ра(з, с)ч(ё, о)там на основе (непосредственных измерений, окружность Земли равна 40 700 км. (9) По совреме(н, нн)ым да(н, нн)ым, дли(н, нн)а окружности экватора — 40 076 км.

(10) Выдающийся уч..ный XV3 века Улугбек, внук знаменитого завоевателя Тимура (Тамерлана), в течение 40 лет был пр..вителем Самарканда. (11) Большую часть врем..ни Улугбек проводил за чтением и науч..ными из(и, ы)сканиями.

(12) Всемирной славой пользовалась обсерватория Улугбека, остатки которой были найдены при археологических раскопках в 1908 году. (13) Здание 50-метровой обсерватории ра(з, с)пол..галось на в..ршине каменистой возвышенности высотой 21 м. (14) Оборудование обсерватории позв..ляло измерять высоту Со..нца Луны планет и звёзд над г..ризонтом. (15) Улугбек определил длину астрономического года: 365 дней 6 часов 10 минут 8 секунд. (16) Поз..нее вы..снилось: погрешность измерений составила лишь 58 секунд. (17) Уч..ный составил «Каталог звёз..ного неба», в котором содержатся координаты 1018 звёзд, определённые с (не)вероятной точ..ност..ю.

(18) Европейцев познакомил с «Каталогом...» Улугбека польский астроном XVII века Ян Гевелий. (19) В его издании «Каталога...» есть гравюра, изображающая символическое собрание величайших астрономов мира разных времён и стран. (20) Они сидят за столом, расположившись по обе стороны от музы астрономии Урании. (21) Среди них изображён и Улугбек.

(По материалам учебника «География. 6 класс», автор А. А. Летягин; 278 слов)

2. Выполните задания.

1. Перепишите предложения 6 — 17 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Цифры (и арабские, и римские), а также сокращённые меры длины замените словами.

Ответ:

(6) О научных достижениях арабских учёных говорят следующие факты. (7) В восемьсот двадцать седьмом году астрономы Багдадской обсерватории осуществили одно из грандиознейших мероприятий в истории науки: они определили размеры Земли. (8) По их расчётам на основе непосредственных измерений, окружность Земли равна сорока тысячам семистам километрам. (9) По современным данным, длина окружности экватора — сорок тысяч семьдесят шесть километров.

(10) Выдающийся учёный пятнадцатого века Улугбек, внук знаменитого завоевателя Тимура (Тамерлана), в течение сорока лет был правителем Самарканда. (11) Большую часть времени Улугбек проводил за чтением и научными изысканиями.

(12) Всемирной славой пользовалась обсерватория Улугбека, остатки которой были найдены при археологических раскопках в тысяча девятьсот восьмом году. (13) Здание пятидесятиметровой обсерватории располагалось на вершине каменистой возвышенности высотой двадцать один метр. (14) Оборудование обсерватории позволяло измерять высоту Солнца, Луны, планет и звёзд над горизонтом. (15) Улугбек определил длину астрономического года: триста шестьдесят пять дней шесть часов десять минут восемь секунд. (16) Позднее выяснилось: погрешность измерений составила лишь пятьдесят восемь секунд. (17) Учёный составил «Каталог звёздного неба», в котором содержатся координаты тысячи восемнадцати звёзд, определённые с невероятной точностью.

2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

Ответ:

Заголовок: «Достижения средневековых учёных арабского Востока».

3. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль: уровень науки на средневековом арабском Востоке был высоким. (Или: в Средние века учёные Востока внесли большой вклад в развитие науки.)

4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.

Ответ:

Стиль речи: научный.

5. Определите и запишите типы речи в предложениях 1 — 9 и в предложениях 13, 19 — 21.

Ответ:

Типы речи: в предложениях 1 — 9 — рассуждение, в предложениях 13, 19 — 21 — описание.

6. Напишите номера предложений, в которых есть только простые числительные.

7. Найдите в тексте слово, не являющееся числительным, но имеющее числовое значение. Выпишите это слово в составе словосочетания. Укажите, какой частью речи является это слово.

8. Напишите номера предложений, в которых есть только порядковые числительные. Определите падежи этих числительных.

9. Напишите номера предложений, в которых есть только количественные числительные. Определите падеж первого из этих числительных.

10. Выпишите из текста собирательное числительное в составе словосочетания. Определите падеж этого числительного.

11. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

Ответы:

12. Из предложений 8, 16 выпишите числительные в составе словосочетаний. Определите падеж числительных.

Ответ:

Равна сорока тысячам семистам километрам — Д. п.; составила пятьдесят восемь секунд — В. п.

13*. Попробуйте определить, в роли какой части речи выступает слово одно (из) в предложении 7. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

Слово одно (из) выступает в предложении 7 в значении прилагательного определённый (из числа однородных лиц, предметов, явлений). В одном из стульев были зашиты бриллианты. Одно из окон было распахнуто.

Вариант II

1. Прочитайте текст.

(1) После открытий Колумба и Васко да Гамы география в Европе становится популярной наукой. (2) Появляются подробные описания отдельных стран. (3) Мореплавателям были необходимы точные научные сведения, и географы подробно изучали морские течения, ветры, приливы и отливы, магнитное склонение. (4) Появились новые карты, издавались атласы. (5) Стали изготавливать глобусы, использовавшиеся в мореходных школах.

(6) В начале XVI века ур..женец Португалии Фернан Магеллан первым разработал проект плавания западным путём вдоль поб..реж..я Южной Америки к Моллукским островам, что в (Юго)Восточной Азии. (7) План был принят испанским кор..лём и 20 сент..бря 1519 года Магеллан на 5 судах примерно с 280 учас..никами экспедиц..и вышел в Атлантический океан. (8) 29 ноября фл..тилия достигла поб..реж..я Бразилии, а к Рождеству — Ла- Платы, где пров..дились поиски предпол..гаемого пролива.

(9) Кораблям мешали штормы близилась зима. (10) Дойдя до 49 градуса южной ш..роты, фл..тилия встала на зимовку. (11) Во время зимовки моряки вступили в столкновение с мес..ными ж..телями с жертвами с об..их сторон.

(12) 24 августа 1520 года экспедиц..я отправилась дальше на юг. (13) Через 2 месяца Магеллан открыл вход в пролив, поз..нее получивший его имя. (14) В ноябре Магеллан достиг океана, названного его спутниками Тихим: за время т..желейшего 3-месяч..ного плавания корабли ни разу (не)попали в шторм. (15) Пройдя без остановки около 17000 км, в марте 1521 года экспедиц..я открыла 33 острова из гру(п, пп)ы Марианских островов, а затем Филиппинские острова.

(16) На одном из Филиппинских островов Магеллан был убит в стыч..ке с мес..ными жителями. (17) Из фл..тилии Магеллана лишь 1 корабль с 18 пут..шественниками в 1522 году возвр..тился в Европу, обогнув Землю.

(18) Магеллан своим плаванием доказал, что между Америкой и Азией простирается величайший океан, что существует проход из Атлантического океана в Тихий. (19) Не оставалось сомнений в том, что Земля шарообразна и что все океаны соединяются между собой.

(По материалам учебника «География. 6 класс», автор А. А. Летягин; 288 слов)

2. Выполните задания.

1. Перепишите предложения 6 — 17 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Цифры (и арабские, и римские), а также сокращённые меры длины замените словами.

Ответ:

1. (6) В начале шестнадцатого века уроженец Португалии Фернан Магеллан первым разработал проект плавания западным путём вдоль побережья Южной Америки к Моллукским островам, что в Юго-Восточной Азии. (7) План был принят испанским королём, и двадцатого сентября тысяча пятьсот девятнадцатого года Магеллан на пяти судах примерно с двумястами восьмьюдесятью1 участниками экспедиции вышел в Атлантический океан. (8) Двадцать девятого ноября флотилия достигла побережья Бразилии, а к Рождеству — Ла-Платы, где проводились поиски предполагаемого пролива.

(9) Кораблям мешали штормы, близилась зима. (10) Дойдя до сорок девятого градуса южной широты, флотилия встала на зимовку. (11) Во время зимовки моряки вступили в столкновение с местными жителями с жертвами с обеих сторон.

(12) Двадцать четвёртого августа тысяча пятьсот двадцатого года экспедиция отправилась дальше на юг. (13) Через два месяца Магеллан открыл вход в пролив, позднее получивший его имя. (14) В ноябре Магеллан достиг океана, названного его спутниками Тихим: за время тяжелейшего трёхмесячного плавания корабли ни разу не попали в шторм. (15) Пройдя без остановки около семнадцати тысяч километров, в марте тысяча пятьсот двадцать первого года экспедиция открыла три острова из группы Марианских островов, а затем Филиппинские острова.

(16) На одном из Филиппинских островов Магеллан был убит в стычке с местными жителями. (17) Из флотилии Магеллана лишь один корабль с восемнадцатью путешественниками в тысяча пятьсот двадцать втором году возвратился в Европу, обогнув Землю.

1 Формы восьмьюдесятью и восемью десятью равноправны.

  2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

  Ответ:

Заголовок: «Первое кругосветное плавание».

  3. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

Основная мысль: географические открытия требовали мужества, настойчивости, целеустремлённости. (Или: Магеллан внёс неоценимый вклад в изучение Земли.)

  4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.

  Ответ:

  Стиль речи: научный.

5. Определите и запишите типы речи в предложениях 1 — 5 и в предложениях 8 — 15.

Ответ:

Типы речи: в предложениях 1 — 5 — рассуждение, в предложениях 8 — 15 — повествование.

6. Напишите номера предложений, в которых есть только простые числительные.

7. Найдите в тексте слово, не являющееся числительным, но имеющее числовое значение. Выпишите это слово в составе словосочетания. Укажите часть речи этого слова.

8. Напишите номера предложений, в которых есть только порядковые числительные. Определите падежи этих числительных.

9. Напишите номера предложений, в которых есть количественные числительные. Определите падеж первого из этих числительных.

10. Выпишите из текста собирательное числительное в составе словосочетания. Определите падеж этого числительного.

11. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

Ответы:

12. Из предложения 17 выпишите числительные в составе словосочетаний. Определите падеж числительных.

Ответ:

Один корабль — И. п. с восемнадцатью путешественниками — Т. п., в тысяча пятьсот двадцать втором году — П. п.

13*. Попробуйте определить, в роли какой части речи выступает слово (на) одном (из) в предложении 16. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

Слово (на) одном (из) выступает в предложении 16 в значении прилагательного определённый (из числа однородных лиц, предметов, явлений). В одном из стульев были зашиты бриллианты. Одно из окон было распахнуто. На одном из домов висел плакат.

Автор: Н. В. Егорова