Русский язык 6 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018
Проверочные работы по русскому языку для 6 класса
Проверочная работа 6. Морфология, орфография. Культура речи. Имя прилагательное
Вариант I
1. Прочитайте текст.
(1) В прошлом году летом занесло меня в тургеневские места в Орловской и Тульской областях. (2) И я подумал: где-то ведь должен быть Бежин луг.
(3) Стали искать. (4) И нашли. (5) На краю Тульской области стоит деревня с названием Бежин луг. (6) А за деревней, в низине, мы нашли то, что искали.
(7) Ну, правда, ведь уд..вительно пройти по Бежину лугу! (8) У меня даже сер..це стало кол..тит..ся сильнее. (9) Впрочем, если кто из вас ребята ещ.. (не)читал «Записки охотника», тот может и (не)понять, почему я так волновался... (10) Уд..вительно видеть тот самый луг, на котором у огня ноч..ю с..дели дер..венские реб..тишки. (11) Я стоял, пр..поминая, как было там в кни(ж, ш)- ке... (12) Костёр г..рел где-нибудь у тех дальних3 кустов. (13) Там теч..т чистая тихая (не)ш..рокая реч..ка Снежедь с песч..(н, нн)ыми отм(е, и)лями. (14) Она и при Тургеневе так называлась. (15) Вы помните, как всё было той ноч..ю (16) В т..мноте фыркали лошади кр..чали ноч..ные птиц. (17) Помните разг..вор реб..тишек у огня
(18) «— А ведь вот и здесь должны быть русалки...
(19) — Нет... здесь место чистое вольное. Одно — река бли(з, с)ко...»
(20) Сто1 * лет прошло с той ночи. (21) И вот я с любопытством разглядываю обыч..ный ро(с, сс)ийский луг, ставший знаменитым после тургеневского ра(с, сс)каза.
(По В. Пескову; 181 слово)
1 Очерк «Бежин луг» написан В. М. Песковым в 1968 году, то есть уже 50 лет назад.
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 7 — 21 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ответ:
1. (7) Ну, правда, ведь удивительно пройти по Бежину лугу! (8) У меня даже сердце стало колотиться сильнее. (9) Впрочем, если кто из вас, ребята, ещё не читал «Записки охотника», тот может и не понять, почему я так волновался... (10) Удивительно видеть тот самый луг, на котором у огня ночью сидели деревенские ребятишки. (11) Я стоял, припоминая, как было там в книжке... (12) Костёр горел где-нибудь у тех дальних кустов. (13) Там течёт чистая, тихая, неширокая речка Снежедь с песчаными отмелями. (14) Она и при Тургеневе так называлась. (15) Вы помните, как всё было той ночью? (16) В темноте фыркали лошади, кричали ночные птицы. (17) Помните разговор ребятишек у огня?
(18) «— А ведь вот и здесь должны быть русалки...
(19) — Нет... здесь место чистое, вольное. Одно — река близко...»
(20) Сто лет прошло с той ночи. (21) И вот я с любопытством разглядываю обычный российский луг, ставший знаменитым после тургеневского рассказа.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
Ответ:
Заголовок: «Бежин луг существует!»
3. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Основная мысль: чувство связи с прошлым, любовь к родной земле.
4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.
Ответ:
Стиль речи: художественный.
5. Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 7 — 10.
Ответ:
Тип речи: рассуждение.
6. Образуйте и запишите все возможные формы сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных из предложений 12, 13.
Ответ:
Дальний: более дальний, самый дальний.
Чистая: чище, более чистая; чистейшая, самая (наиболее) чистая.
Тихая: тише, более тихая; тишайшая, самая (наиболее) тихая.
Неширокая: не шире.
7. Из предложений 16 — 21 выпишите качественные прилагательные, поставив их в начальную форму. Запишите все возможные формы степеней сравнения и краткие формы. Поставьте ударения в кратких формах.
8. Из предложений 10 — 21 выпишите относительные прилагательные, поставив их в начальную форму. Сделайте их словообразовательный разбор.
9. Из предложений 16 — 21 выпишите притяжательное прилагательное, поставив его в начальную форму. Сделайте его словообразовательный разбор.
10. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.
11*. Укажите способ словообразования слов Орловской и Тульской из предложения 1. Выполните словообразовательный разбор этих слов.
12*. Найдите в предложениях 17 — 21 пару прилагательных-антонимов. Запишите их в начальной форме. Подберите к каждому из этих прилагательных синонимы (не менее двух-трёх).
13*. Определите разряд прилагательного из словосочетания Бежин луг. Обоснуйте свой ответ. Укажите морфологические признаки прилагательного. Просклоняйте это словосочетание.
Ответы:
Чистый: чище, более чистая; чистейшая, самая (наиболее) чистая. Чист, чиста, чисто.
Вольный: вольнее (вольней), более вольно; вольнейший, самый (наиболее) вольный. Волен, вольна, вольно.
Обычный: обычнее (обычней); обычнейший, самый обычный. Обычен, обычна, обычно.
Вариант II
1. Прочитайте текст.
(1) Да, обыч..ный (средне)ру(с, сс)кий луг. (2) Цветы, травы такие же, как везде. (3) Роса. (4) Идёш.., и за тобой остаёт..ся тёмный след по траве.
(5) Кусты лозн..ка вблизи зелёные, а издали глянуть — синие с зол..той от со..нца каёмкой. (6) Крич..т ж..лтые тр..согузки летают шмели и пч..лы пастух гон..т стадо коров. (7) Примерно так же мог выгл..деть луг и сто лет назад. (8) И всё-таки луг (не)обыкнове(н, нн)ый! (9) Оттого, что сто лет назад тут с..дели у огня реб..тишки? (10) Нет, пожалуй. (11) В старину по многим лугам дер..венские мальчишки стерегли лошадей. (12) Луг потому необычен, что о нём так хорошо рассказано в книге. (13) Тургеневское слово сделало это обычное место необычным и дорогим для каждого из нас.
(14) Встретил я на лугу реб..тишек. (15) По их лицам я старался догадат..ся, как выглядели сто лет назад их прадеды, бывшие тогда мальчишками Федя Павел Илюша Костя и Ваня. (16) Бел..головые реб..тишки катили к реке большую звонкую автомобильную ш..ну. (17) Они бежали купат..ся. (18) Я спросил у них, так, для того, чтобы ещё раз убедиться, где я стою:
(19) — Как этот луг называется?
(20) — Бежин луг, — сказал старший.
(21) — Бежин луг, — повторил я, поднимаясь на горку и всё время оглядываясь. — Бежин луг...
(22) Очень интересное3 дело — узнавать свою землю.
(По В. Пескову; 183 слова)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 1 — 17 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ответ:
(1) Да, обычный среднерусский луг. (2) Цветы, травы такие же, как везде. (3) Роса. (4) Идёшь, и за тобой остаётся тёмный след по траве.
(5) Кусты лозняка вблизи зелёные, а издали глянуть — синие с золотой от солнца каёмкой. (6) Кричат жёлтые трясогузки, летают шмели и пчёлы, пастух гонит стадо коров. (7) Примерно так же мог выглядеть луг и сто лет назад. (8) И всё-таки луг необыкновенный! (9) Оттого, что сто лет назад тут сидели у огня ребятишки? (10) Нет, пожалуй. (11) В старину по многим лугам деревенские мальчишки стерегли лошадей. (12) Луг потому необычен, что о нём так хорошо рассказано в книге. (13) Тургеневское слово сделало это обычное место необычным и дорогим для каждого из нас.
(14) Встретил я на лугу ребятишек. (15) По их лицам я старался догадаться, как выглядели сто лет назад их прадеды, бывшие тогда мальчишками; Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. (16) Белоголовые ребятишки катили к реке большую звонкую автомобильную шину. (17) Они бежали купаться.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
Ответ:
Заголовок: «Чем необычен Бежин луг».
3. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Основная мысль: чувство связи с прошлым, любовь к родной земле; узнавать свою землю — интересно.
4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.
Ответ:
Стиль речи: художественный.
5. Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 7 — 13.
Ответ:
Тип речи: рассуждение.
6. Образуйте и запишите все возможные формы сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных из предложений 6, 16.
Ответ:
Жёлтый: желтее.
Большой: больше, самый большой.
Звонкий: звонче, более звонкий, самый (наиболее) звонкий.
7. Из предложений 1 — 5 выпишите качественные прилагательные, поставив их в начальную форму. Запишите все возможные формы степеней сравнения и краткие формы. Поставьте ударения в кратких формах.
8. Выпишите из текста относительные прилагательные, поставив их в начальную форму. Сделайте их словообразовательный разбор.
9. Из предложений 8 — 13 выпишите притяжательное прилагательное, поставив его в начальную форму. Сделайте его словообразовательный разбор.
10. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.
11*. Укажите способ словообразования слов золотой из предложения 5 и старший из предложения 20. Выполните словообразовательный разбор этих слов.
12*. Выпишите однокоренные прилагательные из предложений 12, 13. Охарактеризуйте эти прилагательные и отношения между ними.
Ответы:
Надо иметь в виду, что, кроме обычных синонимов и антонимов, существуют контекстные, т. е. те, которые проявляются только в определённом контексте, в определённой ситуации.
Контекстные синонимы — слова, значения которых сближаются только в определённом контексте. Например: Подарили мне как-то по случаю болонку. Собака оказалась умной, сообразительной. Полюбили мы нашу Белку. Слова умная, сообразительная — обычные синонимы, а болонка, собака, Белка — контекстные синонимы, которые вне данного контекста не будут являться синонимами.
Контекстные антонимы — слова, противопоставленные только в определённом контексте. Например: Летние Олимпиады в новое время стали проводиться с 1896 года, а белые Олимпиады — с 1924 (летние — белые); Ему казалось, что прошёл не день, а вся жизнь (день — жизнь); Однажды воробей Гриша проснулся и понял: он не воробей, он орёл (воробей — орёл).
Интересно, что есть ситуации, когда синонимы могут выступать в роли антонимов. Например: У этой девушки не глаза, а очи.
Слова необычен, обычное, необычным служат для связи предложений 12 и 13, подчёркивают значение Бежина луга для народа.
Прилагательные необычен, обычное, необычным, дорогим, тургеневское являются ключевыми в тексте. Поэтому предложения 12 и 13 выражают основную мысль всего текста.
13*. Определите разряд прилагательного из словосочетания Бежин луг. Обоснуйте свой ответ. Укажите морфологические признаки прилагательного. Просклоняйте это словосочетание.
Ответ:
Бежин — притяжательное прилагательное мужского рода. Притяжательное, так как обозначает принадлежность, отвечает на вопросы чей? какой?; имеет суффикс -ин- в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание.
И. п. Бежин луг
Р. п. Бежина луга
Д. п. Бежину лугу
В. п. Бежин луг
Т. п. Бежиным лугом
П. п. о Бежине луге
Автор: Н. В. Егорова